Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ
Место расположения ОЭЗ | Специализация ОЭЗ | Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ |
Санкт-Петербург | Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения | 1,5 млрд. руб. (50% из ФБ) |
Дубна, Московская область | Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение | 2,5 млрд. руб., (65% из ФБ) |
Елабуга, Татарстан | Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов | Около 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ) |
Липецк | Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров | 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ) |
Томск | Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий | 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ) |
Зеленоград | Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем | Около 5 млрд. руб. (50% из ФБ) |
Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат
Закры́тое администрати́вно-территориа́льное образова́ние (ЗА́ТО) — административно-территориальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в границах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасногофункционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан[1][2].
До 1 января 2006 года ЗАТО являлось административно-территориальной единицей.[3]
С 1 января 2006 года вся территория ЗАТО является территорией муниципального образования со статусом городского округа[4].
Решение о создании (преобразовании), реорганизации ЗАТО принимается Президентом Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации определяют полномочия органов государственной власти субъекта федерации в отношении ЗАТО, входящего в состав такого субъекта федерации.
В настоящее время в России существует 44 ЗАТО[5][6][7].
От ЗАТО следует отличать закрытые военные городки, к которым относятся расположенные в населённых пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населённых пунктов[8].
Число ЗАТО составляет на 2013 год 44, в них по переписи 2010 года (без посёлков Сальск-7 и Балашов-13) проживало 1 252 207[12] человек. Это означает, что каждый 115-й россиянин живёт в закрытом населённом пункте. По сегодняшний день территории ЗАТО огорожены заборами с колючей проволокой и охраной (по крайней мере на легкодоступных участках), а для их посещения необходимо получить специальный пропуск, для чего нужно указать причину посещения. Порядок выдачи пропусков — разрешительный, а не уведомительный. Получить пропуск во многие ЗАТО сложно. Частное лицо — житель ЗАТО может ходатайствовать о выдаче приглашения на своих близких родственников, при наличии доказательств родства. Но не может ходатайствовать о выдаче пропуска для своих знакомых при отсутствии близкого родства.
Города Норильск и Дудинка не имеют статуса ЗАТО, но их посещение иностранными гражданами (в том числе гражданами Белоруссии) с 25 ноября 2001 возможно только по разрешению властей, до этого в течение 10 лет (с 1991 года) въезд для иностранцев был свободный.