Тема17. Управление качеством и конкурентоспособность продукции фирмы

Задание 1.Представленные ниже определения необходимо противопоставить вышеуказанным позициям. Ответы оформить в таблице 1.

А. Категория качества рассматривается как результат удовлетворения потребностей.

Б. Категория качества означает отношение отдельных субъектов и/или всего общества к объекту.

В. Категория качества определяется как совокупность свойств объекта, отвечающая требованиям, установленных в нормативно-правовых документах.

Г. Категория качества означает существенную определенность объекта, в соответствии с которой он отличается от другого объекта.

Д. Категория качества определяется техническими закономерностями в образовании и проявлении физических, электромеханических и других технических характеристик объектов одинакового назначения.

Таблица 1.

Качество с точки зрения: философской социальной технической правовой экономической
Ответы Г Б Д В А

Задание 2.

Постройте структурно-логическую схему единичных показателей качества продукции (рис.) на основании ниже приведенных показателей (характеристик): длительность рабочего цикла, безотказность, трудоемкость, показатели транспортабельности, потребляемая мощность, показатели безопасности, долговечность, материалоемкость, энергоемкость, показатели экологичности, ремонтопригодность, коэффициент полезного действия, сохраняемость, показатели патентно-правовые, унификация и стандартизация, эргономические показатели, блочность (сборность), эстетические показатели.

ВНИМАНИЕ !!!!!!!!!!!!!!!! в пустые квадратики впишите от руки…т.к. программа не дает впечатать…

Экологичность

Блочность

Эстетические показатели

Безотказность

Сборность

Ремонтопригодность

Рис. Структурно-логическая схема показателей качества продукции

Задание 3.Расчет показателей качества и установление степени конкурентоспособности продукции

Средняя продолжительность эксплуатации электронагревательного прибора определенной мощности, изготовленного на предприятии, составляет 5000 часов при эталонном значении - 5700 часов. Дайте оценку коэффициента качества электронагревательного прибора по степени долговечности.

Оценка качества по единичному параметру (коэффициент качества):

5000:5700 = 0,89 – следовательно качество не соответствует эталону.

Для этого же прибора коэффициент полезного действия составляет 75% при эталонном значении – 75%. Оцените данный параметр качества электронагревательного прибора.

75:75 =1 - коэффициент качества по второму параметру

Проведете обобщенную оценку качества по двум параметрам. Сделайте вывод о степени влияния каждого показателя на обобщенную оценку качества.

0,89 х 1= 0,89 –обобщенная оценка качетва

Задание 4.На основании ниже приведенных данных (табл.) оцените степень конкурентоспособности проектируемых образцов.

Образец Полезный эффект, млн. усл. ед. Совокупные затраты, млн. руб. Эффективность, усл. ед./руб. Конкурентоспособность по отношению к лучшему образцу Вывод
Проектируемый (вариант 1) 6,5 2,4 2,7 0,81 неконкурентноспособен
Проектируемый (вариант 2) 8,8 2,8 3,4 1,03 Конкуренстноспособен
Проектируемый (вариант 3) 5,8 2,3 2,5 0,75 Неконкурентноспособен
Конкурент 1 7,2 2,5 2,9 0,87 Неконкурентноспособен
Конкурент 2 8,0 2,4 3,3 Лучший образец
Конкурент 3 8,3 2,9 2,9 0,87 Неконкурентноспособен

Задание 5.

Одним из современных методов оценки степени конкурентоспособности предприятия является бенчмаркинг. Что означает этот термин? Кто родоначальник этого подхода? Приведите принципы поведения бенчмаркинга. Предложите последовательность действий при оценке конкурентоспособности предприятия на основе бенчмаркинга.

Ответы :

БЕНЧМАРКИНГ (англ. benchmark — начало отсчета) — метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы, производства, совершенствования бизнес-процессов; основан на анализе конкретных результатов и их использовании в собственной деятельности.Бенчмаркетинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах ведения бизнеса.

Впервые этот метод был разработан в 1972г. Для оценки эффективности бизнеса Институтом Стратегического Планирования в Кембридже (США). Впервые целенаправленно использовать бенчмаркетинг начала компания RANKXEROXв момент тяжелейшего кризиса 1979г. Для анализа затрат и качества собственных продуктов по сравнению с японцами. В настоящее время бенчмаркетинг считается самым эффективным направлением консалтинга.

Основные принципы Европейского кодекса поведения при бенчмаркинге:
Принцип подготовки. Предполагает тщательную подготовку предприятия к процессу бенчмаркетинга на основе разработки анкет и графика визитов на предприятие партнёра по бенчмаркингу, обеспечения юридического сопровождения процесса бенчмаркинга.


Принцип контакта. Предполагает уважение корпоративной культур партнёра по бенчмаркингу, согласование способа передачи информации и получения разрешения физических лиц на упоминание их фамилий и координат.


Принцип взаимообмена.Предусматривает возможность взаимообмена информацией с партнёром по бенчмаркингу пи соблюдении условий законности и честности.

Принцип конфиденциальности. Рассматривает сведения, полученные при бенчмаркетинге, как конфиденциальные, которые не могут быть переданы третьим лицам без предварительного согласия партнёра по бенчмаркингу. Кроме того, участие самой организации-партнёра в процессе бенчмаркинга является конфиденциальным.

Принцип использования. Предполагает, что информация, полученная посредством бенчмаркинга, будет использована только в целях, согласованных с партнёром по бенчмаркингу. Использование в информации имени партнёра по бенчмаркингу, полученных сведений или анализируемой деятельности требует предварительного разрешения этого партнёра.


Принцип легальности. Предполагает использование только законных методов получения информации.


Принцип завершенности. Предусматривает своевременное выполнение каждого обязательства, заявленного по бенчмаркингу.


Принцип понимания и согласия. Предполагает согласование с партнёром по бенчмаркингу направления использования предоставленной информации.


Принцип взаимоотношений с конкурентами. Предполагает установление дополнительных принципов, относящихся к обоим партнёрам по бенчмаркингу в отношениях с реальными и потенциальными конкурентами. Среди этих принципов: необходимость соблюдения законодательства о конкуренции, сохранения коммерческой тайны, чёткое согласование объёма, методов сбора данных.

Последовательность действий при оценке конкурентноспособности на основе бенчмаркетинга:

1.Определение наиболее важных параметров продуктов для потребителей. Для этого применяются опросы целевых групп.

2.Проведение сравнения соответствующих параметров продуктов у конкурентов: Важные для потребителей параметры продукта заносятся в матрицу. Сравнение проводится последовательно по отдельным критериям.

3.Определение основных сильных и слабых сторон продуктов с учетом, приоритетов и предпочтений потребителей. В матрицу, построенную на первом этапе, заносится информация о продукте предприятия. Сравнение параметров продуктов, проводится с учетом степени важности каждого параметра продукта, определенной на первом этапе.

 

Рекомендуемая литература:

1. Экономика фирмы: учебное пособие / под ред. Проф. А.Н. Ряховской. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – 511 с. (раздел 22, с.447-473)

2. Горбашко Е.А. Управление качеством: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 384с. (раздел 1, с.10-67).

3. Портер, Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.

Задание 1. Укажите названия стадий развития фирмы, а также изложите, в чем состоят их особенности.

Стадия Характеристика Особенности
Формирование (создание организации, креативность) Начальная точка новой компании. Участниками этой стадии являются обычно один-два будущих игрока, которым хочется развить некоторую собственную идею, преобразовав ее в продукт. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно.
Предпринимательство Создается начальное ядро будущей команды и разрабатывается детальный качественный план бизнеса В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы.
Интенсивный рост (коллективизм) Найм персонала, формулирование требований к продукту, проектирование и создание продукта Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны. Успешность развития организации на этом этапе зависит: • от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации; • от того, насколько члены организации обогащают лидера идеями; • от готовности членов организации реализовывать решения лидера; • от того, насколько эффективно построена коллективнаяработа.
Стабилизация (формализация, зрелость) Опробование модели существующего рынка, расширение рынка до достижения точки безубыточности и прибыльная деятельность компании хотя бы в течение шести кварталов.   Бюрократия; разделение труда, появление новых специалистов; набор продуктов и услуг; внутренняя стабильность, расширение рынка; контролируемое делегирование полномочий.
Обновление Переоценка бизнеса, приобретение нового бизнеса, слияние (поглощение) новых компаний Значительная бюрократизация; многочисленные продукты и услуги; экстенсивные, зависящие от продукта или профиля подразделения; инновации со стороны отдела исследований; цель-репутация, целостность организации; стиль руководства – командный подход.
Возрождение Успешное достижение деятельности здоровой долгоживущей организации, результаты которой внушают надежды на ее неограниченный рост и доходность. Организация достигает лидирующего положения на рынке. По мере расширения ассортимента выпускаемой продукции и комплекса предоставляемых услуг создаются новые подразделения, структура становится более сложной и иерархической. Формализуются политика и распределение ответственности, усиливается централизация.
Стагнация, кризис Период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли Организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация).

Задание 2. Охарактеризуйте отрицательное воздействие каждого вида риска на получение ожидаемой прибыли от реализации проекта.

Стадия проекта Вид риска Возможные отрицательные последствия на прибыль
1. Подготовительная стадия Удаленность от транспортных узлов Дополнительные затраты на создание подъездных путей, повышенные эксплуатационные расходы
Удаленность от инженерных сетей Дополнительные капитальные вложения на подводку электроэнергии, тепла, воды
Отношение местных властей   Возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих реализацию проекта
Доступность услуг подрядчиков   Опасность завышения стоимости работ из-за монопольного положения подрядчика
Наличие альтернативных источников сырья Опасность завышения цен при монопольном положении подрядчика
2. Строительная стадия Платежеспособность заказчика Увеличение объёма заёмных средств и снижение чистой прибыли из-за выплат процентов
Непредвиденные затраты, в том числе из-за инфляции Увеличение объёма заёмных средств
Недостатки проектно-изыскательских работ Рост стоимости строительства, задержки с вводом мощностей
Несвоевременная поставка комплектующих Увеличение сроков строительства, выплата штрафов подрядчику
Недобросовестность подрядчика Увеличение сроков строительства
3. Стадия функционирования Неустойчивость спроса Падение спроса с ростом цен
Появление альтернативного продукта Снижение спроса
Снижение цен конкурентами Снижение цены
Увеличение объема производства у конкурентов Падение продаж или снижение цены
Рост налогов Уменьшение чистой прибыли
Снижение платежеспособности потребителей Падение продаж
Рост цен на сырье, материалы, перевозки Снижение прибыли из-за роста цен
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернатив Снижение прибыли из-за роста цен
Недостаток оборотных средств Увеличение кредитов
Трудности с набором квалифицированной рабочей силы Увеличение затрат на комплектование
Угроза забастовки Штрафы за нарушение договоров
Недостаточный уровень заработной платы Текучесть кадров, снижение производительности
Недостаточная квалификация кадров Снижение ритмичности, рост брака, увеличение аварий

Наши рекомендации