Ценообразование на перегружаемые общественные блага и блага с ограниченным доступом

К перегружаемым общественным благам относятся автомагистрали, мосты, тоннели, некоторые соц. -культурные и рекреационные учреждения: нацпарки, музеи, библиотеки и т.д. Здесь цена играет роль нормирования доступа к таким видам общественных благ, кот. дополнительные потребители до определенной границы (точки) могут использовать бесплатно, поскольку предельные издержки для дополнит. потребителей равняются нулю. Рост издержек, вызванный ↓ выгод (полезности) для др. потребителей после критической точки (с кот. начинается перегрузка) обуславливает необходимость установления цены в целях нормирования числа потребителей общ. блага после достижения точки перегрузки. Цена (плата) за пользование дорогами, мостами, тоннелями не только нормирует их использование, но и дает доход, необходимый для текущего содержания и ремонта этих сооружений. Цена на некоторые услуги рекреационных и социокультурных учреждений устанавливается в зависимости от интенсивности потоков посетителей и пропускной способности этих учреждении, для использования их мощностей в научных и экспериментальных целях, а не только для зрительского осмотра.

Цены на общественные блага клубного типа (бассейны, теннисные корты, клубы но интересам и т.п.) устанавливаются на договорной основе и членские взносы собираются путем добровольной кооперации. Причем размер платежей рассчитывается так, чтобы избежать перегрузки общественного блага. Финансирование содержания таких сооружений производится на принципах организации добровольных, товарищеских обществ потребительского типа.

Методы государственного регулирования цен в отраслях естественных монополий.

Когда цена ориентирована на средние издержки, то обеспечивается справедливая прибыль. Установление регулируемых цен оправдано с общественной точки зрения (обеспечивается снижение цен, рост объема производства и уменьшение монопольной прибыли). В реальной жизни фирма не способна определить общественную цену. Поэтому широкое распространение получила определение цены путем надбавки «справедливой» нормы прибыли к средним издержкам производства Метод простой, доступный, применяется в США. Недостатки позволяют увеличивать издержки выше оптимального уровня и перекладывать их через цену на потребителя с помощью бухгалтерских ухищрений и развития капиталоемких производств.

Великобритания - 80-е годы- попытка улучшить американский подход.

Метод Лнтлегильда Литлегильд предложил формулу регулирования цены RPL-X. Суть метода - ежегодно правительство устанавливает предельный уровень цен для естественных монополий (потолок цен). Х устанавливается ниже уровня розничных цен (RPL). Если естественные монополии сокращают издержки больше, чем предусмотрено формулой, то могут получить выгоду. Этот метод стимулирует повышение эффективности производства. Применение зависит от того, насколько сильно акционеры влияют на решение вопроса об эффективности производства, и насколько полно правительство при установлении потолка цен учитывает изменения в эффективности про-ва. Существуют возможности непосредственного воздействия на цены В практике естественных монополий широко распространено установление регулируемых дифференцированных цен (дискриминация цен) в зависимости от внеплановой и пиковой загрузки производственных мощностей.

Отражение внешних эффектов в ценообразовании в О.С.

В ОС ценовой механизм широко используется для трансформации внешних экстернальных эффектов в цены (для учета и включения экстернального эффекта в цены) товаров и услуг. производимых в коммерческой сфере.

Отрицательный внешний эффект, представляющий собой общественные издержки возникающие в связи с вредным производственным воздействием на окружающую среду или связанные с вредными привычками (потребление алкоголя, табачных изделий, азартных игр), учитываются в цене с помощью налогов (так называемые, налоги Пигу). К ним относятся экологический налог, акцизы на алкоголь и табачные изделия. Внешний положительный эффект вызванный общественной выгодой, получаемой третьими лицами, не участвующими непосредственно в хозяйственной сделке, учитывается в цене с помощью субсидий. Например, это выгоды, получаемые обществом в целом от роста уровня образования индивидов, укрепление их здоровья, расширение культурного кругозора. Поскольку внешние издержки выше частных, а общественная выгода больше частной, то с помощью механизма их учета в цене создаются стимулы к охране окружающей среды, рациональному потреблению населения, развитию пр-ва соц. значимых благ и услуг, более содержательным становится использование свободного времени.

Регулирование цен с помощью субсидий: Субсидии призваны трансформировать внешний положительный эффект в цены

Субсидии: - со стороны спроса (потребителям) со стороны предложения (производителям)

Дифференциация доходов.

Распределению доходов в рыночной экономике обычно свойственна значительная степень неравенства. Она определяется тремя основными обстоятельствами.

¨ Во-первых, факторами, которые были унаследованы

индивидом. К ним относятся не только, например, полученные в наследство акции, денежные депозиты и т.д., но и природная одаренность, способность к тем или иным занятиям.

¨ Во-вторых, накопленные в течение жизни человеческим

капиталом, важнейшим фактором формирования которого выступает образование.

¨ В-третьих, удачей: человек может внезапно разбогатеть,

вложив средства в одну корпорацию, и разориться, вложив средства в другую.

Дифференциация доходов возрастает в период перехода к рынку.

Причины возрастания дифференциации.

1. Неравномерная адаптация населения к меняющемуся спектру экономических возможностей. Доходность многих видов деятельности в реальном выражении снижается, доходность других стремительно возрастает. Особенно последнее относится к предпринимательству, которое при социализме было, по существу, запрещено законом. Между тем для большинства людей кардинальная смена рода деятельности затруднительна.

2. Фактическое обесценивание немалой части ранее накопленного человеческого капитала в условиях экономического спада и не всегда благоприятных структурных сдвигов. Например, кризис военно-промышленного комплекса оборачивается уменьшением спроса на научно-технические и опытно-конструкторские разработки в данной области, что, в конечном счете, ведет к понижению признаваемой рынком экономической ценности части накопленных знаний и навыков. В то же время стремительно увеличивается спрос на услуги представителей ряда профессий, не относившихся ранее к числу высокооплачиваемых. В России это произошло, например, с юристами и бухгалтерами. Вместе со спросом растет и вознаграждение за услуги.

3. Стремление к достижению финансовой стабилизации побуждает к жестокой экономии бюджетных средств. Это, как правило, негативно отражается на заработках в бюджетной сфере, которые оказываются существенно ниже, чем в частнопредпринимательском секторе.

4. Выгоды от приватизации гос. имущества распределяются в обществе неравномерно.

Государство отслеживает масштабы дифференциации, и потенциал общественного сектора используется, чтобы не перейти грань, за которой вероятны ярко выраженные проявления социального недовольства.

В России переход к рынку сопровождался резкой дифференциацией доходов. В таблице представлено распределение доходов по 20%-группам населения за период с 1992 по 2000 г. Первую группу составляют 20% населения с наименьшими доходами, пятую – 20% с наивысшими доходами.

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) в мае 1992 г. равнялся 0,217, в 2000 году индекс Джини приблизительно равен 0,4.

65. Критерии и методы оценки дифференциации доходов. Кривая Лоренца, коэффициент Джини.

Для оценки влияния распределительной политики на выравнивание уровней доходов могут быть использованы определенные методы измерения и количественной оценки дифференциации доходов. Для определения уровня разрывов в доходах между различными группами населения в мировой экономико-статистической практике широко применяются децильные. квартильные и квантильные коэффициенты дифференциации. Под децильными коэффициентами понимается разбиение исходной совокупности на 10 равных групп, под квартильными — на 4 равные группы, и под квантильными коэффициентами — на 5 равных групп с последующим установлением отношений среднего дохода последней группы, имеющей высокий доход, к первой, — имеющей наименьший доход. Одним из современных методов измерения дифференциации доходов населения является расчет накопленных (кумулятивных) частот (долей) определения кумулятивного ряда доходов н кумулятивного ряда численности На основе этого осуществляется построение кривой кумулятивных частот, названной в честь американского статистика М. Лоренца — кривой Лоренца. Кривая Лоренца: вертикальная ось изображает кумулятивный ряд доходов, а горизонтальная ось — кумулятивный ряд численности Прямая линия ОД на графике представляет теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов семей, а кривая ОД характеризует фактическое распределение доходов. Область между прямой линией и кривой Лоренца указывает на степень неравенства в распределении доходов. Чем больше эта область, тем выше степень неравенства Неравенство доходов можно измерить с помощью отношения площади между прямой ОД и кривой Лоренца к плошали всего треугольника ОКД В результате получаем показатель, называемый коэффициентом Джинн Следовательно, чем больше значение коэффициента, тем выше степень неравенства в доходах, чем ниже его значение, тем более равномерно распределяются доходы населения. Так, в 1991 г коэффициенты Джинн, характеризующие распределение доходов населения для стран различных регионов мира, были следующими: Лат. Америки — 0,495. Ю Азии — 0383, 3. Европы — 0.314. В Европы — 0,254. В СССР до радикального перехода к рынку соотношение в доходах между высокообеспеченными и низкообеспеченными слоями населения составляло по децильным показателям примерно 4:1, в 1992 г., в результате шокового варианта экономической реформы произошло резкое имущественное расслоение населения В 1995 г в России децильный коэффициент дифференциации доходов приблизился к 20:1 , а коэффициент Джинн — к 0,409.

Наши рекомендации