Показатели налоговой нагрузки на микроуровне
При оценке налоговой нагрузки имеет значение ее влияния на развитие социально-экономических процессов в обществе.
Для характеристики уровня налогового бремени на макро- и микроуровнях можно использовать различные показатели:
- налоговая нагрузка на экономику;
- налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике;
- отраслевая налоговая нагрузка;
- индивидуальная налоговая нагрузка на конкретное предприятие или физическое лицо.
Показатель налоговой нагрузки на экономику в расширительной трактовке характеризует долю налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды в ВВП, но может быть рассчитан и без учета внебюджетных фондов в зависимости от целей проводимого анализа.
Налоговая нагрузка на экономику имеет два уровня: номинальный и реальный.
Номинальная налоговая нагрузка на экономику характеризует фискальный потенциал действующей системы налогообложения и рассчитывается как отношение начисленных к уплате налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП.
Реальная налоговая нагрузка, рассчитанная как отношение уплаченных в течение рассматриваемого периода налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП, отражает фактические возможности экономики по формированию доходов бюджета и в сопоставлении с номинальной служит своего рода индикатором текущего состояния государственных финансов и эффективности налоговой системы.
На первоначальном этапе реформирования экономики в Республике Беларусь показатель номинальной налоговой нагрузки был значительно высок и составлял 65,0 – 62,8 %, в то время как уровень реальной налоговой нагрузки был значительно ниже – 49,6 – 49,4 %. В дальнейшем по мере совершенствования налоговой системы и стабилизации экономики в целом разрыв между номинальной и реальной налоговой нагрузкой, представляющей собой задолженность плательщиков перед бюджетом, сокращался.
Показатель налоговой нагрузки на микроуровне рассчитывается как доля налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды не во вновь созданном продукте в масштабе республики, а в общем объеме выручки конкретного предприятия или предприятий отрасли. Тем самым они отражают степень налоговых изъятий из выручки предприятий и усредненном виде показывают, какова доля налоговых и неналоговых платежей в цене производимых товаров и оказываемых услуг.
Средний уровень налоговой нагрузки на микроуровне (номинальный и реальный) рассчитывается как отношение начисленных (уплаченных) налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к суммарной выручке предприятий республики.
Сравнительный анализ динамики налоговой нагрузки на макро- и микроуровнях за 2001-2004 г.г. представлен в нижеприведенной таблице:
Реальная налоговая нагрузка на экономику (в % к ВВП) | Реальная налоговая нагрузка в среднем на предприятие (в % к выручке) | Темпы роста ВВП | Темпы роста выручки | |
41,9 | 16,9 | 104,7 | 122,3 | |
39,7 | 16,6 | 104,7 | 94,6 | |
40,1 | 16,8 | 106,8 | 106,1 | |
42,8 | 15,9 | 111,0 | 114,4 |
Налоговая нагрузка конкретного предприятия может существенно отличаться не только от среднереспубликанского уровня, но и среднеотраслевого. Неравномерное распределение налогового бремени между предприятиями внутри одной отрасли объясняется предоставлением индивидуальных налоговых льгот отдельным предприятиям, а также структурой производственных затрат и в конечном итоге финансово-экономическим положением предприятия.
Реальная налоговая нагрузка предприятия (ННр) представляет собой отношение суммы уплаченных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды (Ун) к выручке (валовому доходу) предприятия (с учетом всех налогов) (Вн) и свидетельствует о фактическом участии предприятия в формировании бюджета и внебюджетных фондов:
ННр = Ун/Вн х 100 %
Номинальная налоговая нагрузка предприятия (ННн) характеризует фискальный потенциал действующей налоговой системы по отношению к данному субъекту предпринимательской деятельности и рассчитывается как отношение суммы начисленных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды (Нн) к выручке (валовому доходу) предприятия (с учетом всех налогов) (Вн):
ННн = Нн/Вн х 100 %.
Основным фактором, определяющим динамику данного показателя, является изменение действующего налогового законодательства.
Различие между номинальной и реальной налоговой нагрузки обусловливается наличием задолженности (З) либо переплаты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды (П). Соответственно взаимосвязь указанных показателей отражается следующей формулой:
ННр = ННн + (П – З)/Вн х 100 %.
Не только предприятия, но и граждане (физические лица) несут налоговой бремя, комплексная оценка которого предполагает использование трех показателей:
- уровень прямых налоговых изъятий;
- уровень косвенных налоговых изъятий;
- налоговая нагрузка на физическое лицо.
Уровень прямых налоговых изъятий (Нп) характеризует долю прямых налогов в доходах физического лица и рассчитывается по формуле:
Нп = Пн/Вд х 100 %,
где Пн – прямые налоги, подлежащие уплате физическим лицом (подоходный налог, налог на недвижимость, земельный налог, местные налоги и сборы);
Вд – валовой доход физического лица (любые получаемые денежные средства и материальные ценности).
Помимо показателя прямых налоговых изъятий с доходов конкретного физического лица может быть рассчитан усредненный в целом по республике показатель – средний уровень налоговых изъятий (Снп):
Снп = ОПн/СВд х 100 %,
где ОПн – общая сумма прямых налогов, уплаченных физическими лицами в целом по республике;
СВд – совокупный валовой доход физических лиц в целом по республике.
Наряду с прямыми налогами на физические лица ложится также и бремя косвенных налогов с и сборов, присутствующих в цене приобретаемых товаров и услуг. Оценить его величину можно с помощью такого показателя, как уровень косвенных налоговых изъятий у конкретного физического лица и в среднем по республике:
Нк = Кн/Вд х 100 %,
где Нк – уровень косвенных налоговых изъятий с доходов физического лица;
Кн – уплаченные физическим лицом косвенные налоги, представляющие собой часть стоимости потребленных физическим лицом товаров, работ, услуг;
Вд – валовой доход физического лица (любые получаемые денежные средства и материальные ценности);
Снк = ОКн/СВд х 100 %,
Где Снк – средний уровень косвенных изъятий с доходов физических лиц;
ОКн – общая сумма косвенных налогов и сборов, уплаченных в бюджет Республики;
СВд – совокупный валовой доход физических лиц в целом по республике.
Для оценки общего уровня налоговой нагрузки на физических лиц целесообразно использовать показатель, представляющий собой сумму прямых и косвенных налоговых изъятий. Так, расчет налоговой нагрузки на конкретное физическое лицо и в среднем по республике можно произвести по следующим формулам:
ННф = Нп + Нк, СННф = Снп + Снк
Использование указанного подхода позволит оценить реальный уровень налоговой нагрузки на физических лиц, поскольку учитывает не только прямые налоги, уплачиваемые сразу в бюджет, но и завуалированные в цене товаров и услуг косвенные налоги.