Тема: Недобросовестная конкуренция и механизмы ее пресечения
Вопросы для обсуждения
1. Понятие недобросовестной конкуренции в России.
2. Формы недобросовестной конкуренции.
3. История становления и развития недобросовестной конкуренции в России.
4. Роль рекламного законодательства в пресечении недобросовестной конкуренции.
5. Какие методы недобросовестной конкурентной борьбы наиболее распространены в мировой коммерческой практике?
6. Какие действия, нарушающие принципы добропорядочности и справедливости, могут осуществлять недобросовестные конкуренты?
7. Влияние действий недобросовестных конкурентов на ситуацию на рынке и на положение потребителя.
8. Как соотносятся между собой понятия «недобросовестная реклама» и «недобросовестная конкуренция»?
9. Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы.
Практические задания:
Задача № 1
Общество с ограниченной ответственностью «Нью-Йорк пицца» обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю К. о защите своего фирменного наименования путем запрещения предпринимателю использовать в своей деятельности в ресторане быстрого питания обозначения «Нью-Йорк Пицца», «New York Pizza» и «NYP», являющиеся, по мнению истца, его полным и сокращенным фирменным наименованием на русском и английском языках.
Как было установлено судом общество (истец) 18.01.99 было зарегистрировано под полным фирменным наименованием: «Общество с ограниченной ответственностью «Нью-Йорк Пицца», сокращенным – «ООО «Нью-Йорк Пицца» (на русском языке) и «New York Pizza» Co. Ltd» (на английском языке). Предметами деятельности общества указаны 49 видов деятельности, в том числе организация и эксплуатация сети пунктов общественного питания, оптовая и розничная торговля продуктами питания.
Индивидуальный предприниматель К. (ответчик) в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрирован 30.06.97, в связи с чем, ему выдано свидетельство № 22096.
Судом было установлено, и это обстоятельство никем не оспаривалось, что в принадлежащем ответчику ресторане быстрого обслуживания на вывесках, в объявлениях, меню, на визитных карточках, форменной одежде работников были помещены обозначения «Нью-Йорк Пицца», «New York Pizza», «NYP». По утверждению истца, используемые обозначения тождественны или сходны до степени смешения с его фирменным наименованием, что должно квалифицироваться как нарушение его исключительного права на фирменное наименование.
Арбитражный суд согласия с доводами истца и удовлетворил требование со ссылкой на ст. 54 и 132 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель с решением суда не согласился и обжаловал его в вышестоящую инстанцию.
Какое решение должен вынести суд в данном случае? Оцените доводы сторон. Был ли факт недобросовестной конкуренции со стороны индивидуального предпринимателя К.?
Задача № 2
Пунктом 2 постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2005 N 150-пр «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Хабаровского края» установлено ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции с 23 часов текущих суток до 7 часов следующих суток для: организаций торговли; организаций общественного питания, расположенных в жилых домах.
Л. обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением, в котором просил признать недействующим данную норму постановления, ссылаясь на то, что положения п. 2 оспариваемого постановления изданы с превышением компетенции субъекта РФ, противоречат Конституции РФ, ст. ст. 6, 16 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», а также ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушают законные права и интересы потребителей, а также субъектов осуществляющих предпринимательскую деятельность, в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Оцените правомочность заявленных требований со ссылкой на закон. Какое решение должен вынести суд?
Литература
Нормативные правовые акты
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О защите конкуренции» // Российская газета. 27.07.2006. № 162.
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.10.2007) // СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «О естественных монополиях»//СЗ РФ. 21.08.1995. № 34. Ст. 3426.
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О рекламе» // Российская газета. 15.03.2006. № 51.
Письмо ФАС РФ от 23.03.2007 № АК/3795 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» (Документ опубликован не был)// Информационно-правовая система «Консультант».
Письмо ВАС РФ от 08.09.1995 № С5-7/ОЗ-540 «О федеральном законе «О рекламе»// Вестник ВАС РФ. 1995. № 12.
Научная и учебная литература
Основная
Борисов Е. Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учебное пособие для юридических вузов. —2-е изд. — М.: Юрист, 2000.
Варламова А.Н. Конкурентное право России. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2008.
Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Национальная экономика». - М.: Омега-Л, 2008.
Евраев М.Я. Основные направления развития законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов, а также законодательства об использовании ограниченных природных ресурсов в свете актуальных задач конкурентного реформирования отечественного законодательства и управления в сфере экономической деятельности // Финансовое право. 2006. № 8. С. 22—29.
Материалы сайта Федеральной антимонопольной службы, размещенного по адресу: www.fas.gov.ru.
Тотьев К.Ю. Недобросовестная конкуренция по современному французскому праву // Закон. 2006. № 2. С. 105—113.
Шретер В. Недобросовестная конкуренция // Сборник статей по гражданскому и торговому праву: памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. — М.: Статут, 2005. С. 548-582.
Дополнительная
Вилкова Н. Регламентирование недобросовестной конкуренции в праве Франции // Хозяйство и право. 1995. № 4.
Гальперин Л., Михайлова Л. Правовые аспекты недобросовестной конкуренции // Правоведение. 1991. № 1.
Долгих М.Г. Юридическая природа недобросовестной конкуренции // Законодательство. 2003. № 11.
Интервью с И.Ю. Артемьевым, руководителем Федеральной антимонопольной службы //Законодательство. 2007. № 2.
Интервью с С.Н. Дудкиным, статс-секретарем - заместителем министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства// Законодательство. 2003. № 5.
Карташов Н.Н. Исключительные права на средства индивидуализации и недобросовестная конкуренция // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2006. № 6.
Каминка А. И. Основы предпринимательского права. - Петроград, издательство «Труд», 1917.
Радченко С.Д. Отграничение злоупотребления правом от злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренции // Вестник Федерального арбитражного суда Северо - Кавказкого округа РФ. 2008. № 1.
Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Тома I-III. - С.-Петербург, Синодальная типография, 1896 г.
Семинарское занятие № 6