Оптимальный выбор потребителя
Потребитель стремится, анализируя бюджетную совокупность потребителя корзин, выбрать ту из них, которая в максимальной степени удовлетворяла бы его потребностям, т.е. имела для него максимальную полезность. Оптимальный набор потребительских товаров и цены должны отвечать двум требованиям:
Во-первых, он должен находиться на бюджетной линии (поскольку весь доход должен быть израсходован).
Во-вторых, оптимальный набор должен доставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание.
Потребительский набор, лежащий в области бюджетной совокупности и обеспечивающий максимальную полезность данному потребителю, называетсяоптимальным. Используя понятия кривых безразличия и бюджетной прямой, можно решить две следующие задачи на оптимальное поведение потребителя:
1. Получить заданную полезность с минимальными затратами.
Кривая безразличия (рис.29) с уровнем полезности U0 ,даны цены Р1 и Р2 . Требуется найти величину.
Решение
Так как цены заданы, то определен наклон всех бюджетных линий, а поскольку R пропорциональна расстоянию до начала координат, то из всех бюджетных прямых, имеющих точки касания с кривой безразличия, следует выбрать самую близкую к началу координат.
Рис.29
Эта точка, этот потребительский набор будет соответствовать минимальному R. Такая прямая является касательной к кривой безразличия, а в точке оптимума выполняется равенство: = ; поскольку MRS= ; или MRS= ; следовательно, Р1·Dq1=Р2·Dq2, т.е. затраты на товары q1 и q2 равны.
Если бы Р1·Dq1<Р2·Dq2 , то такая точка и не была точкой минимальных затрат, так как заменив Dq2 на эквивалентное по полезности количество Dq1 , мы снизили бы затраты.
2. Получить максимальную полезность при заданном доходе.
Пусть даны величины Р1,Р2 и R, т.е. задана бюджетная прямая. Требуется найти максимальную функцию полезности U=f(q1,q1). В точке М
бюджетная линия касается кривой безразличия(рис. 30). В этой точке выполняется условие: MRS= ; следовательно, точка М является точкой оптимума. А наклон прямой безразличия ( ) должен быть равен наклону бюджетной линии ( ) , т.е. в точке оптимума = ,
Это правило максимизации полезности.
Максимизация удовлетворения потребностей будет достигнута, если:
1) MRS= ;
1) Выделенный на потребление доход расходуется полностью.
В точке оптимума (или равновесия) потребителя кривая безразличия касается бюджетной линии, т.е. наклон кривой безразличия должен быть равен наклону бюджетной линии ( ),
MRS(x1,x2)= ; но MRS(x1,x2)= .
Отсюда условие равновесия потребления может быть выражено следующим образом: MRS(x1,x2)= = , т.е. в точке оптимума отношение предельных полезностей равно отношению цен потребительских благ.
Правило максимальной полезности. В соответствии с условием = потребитель распределяет свой денежный доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на каждый товар , давала одну и ту же предельную полезность, в противном случае, он эту денежную единицу направит туда, где она принесет большую полезность (это эквимаржинальный принцип).
Таким образом, потребительский выбор, индивидуальный и его рыночный спрос определяется совершенным воздействием, с одной стороны, его предпочтений и вкусов, а с другой стороны, бюджетными ограничениями и рыночными ценами.
Теория потребительского поведения является более глубоким объяснением закона спроса.
Тесты
1. Когда торговец меняет 500-ю купюру на пять 100-х, его кривая безразличия представляет собой:
а) вогнутую линию;
б) прямую линию;
в) углообразную линию;
выпуклую вверх линию.
2. Петя считает, что ему одинаково полезно ежедневно выпивать как 1 стакан молока и 3 стакана кефира, так и 2 стакана молока и 2 стакана кефира. В этом случае предельная норма замещения кефира молоком равна:
а) 3/1;
б) 2/2;
в) 2/1;
г) 2/3;
д) 1
3. Всякая функция полезности представляет собой:
а) связь между набором благ и расходами на его приобретение;
б) соотношение между количеством потребляемых благ и уровнем их полезности для потребителя;
в) связь между количеством потребляемого блага и величиной полезности, позволяющей определить, насколько один набор лучше другого;
г) совокупность всех наборов благ, которые в состоянии приобрести данный потребитель в рамках своего бюджета.
4. Могут ли кривые безразличия, представляющие карту безразличия, пересечься:
а) могут;
б) могут, но при определенных условиях;
в) нет.
5. Если прежняя бюджетная линия показана сплошной, а новая пунктиром, то означает ли это, что номинальный доход потребителя:
а) увеличился;
б) остался неизменным;
в) сократился;
г) указанных данных недостаточно.
Вопросы для самопроверки
1. От чего зависит поведение потребителя, что является главным фактором потребительского выбора?
2. Какие ограничения используются при анализе кривых безразличия?
3. Назовите свойства стандартных кривых безразличия.
4. Почему кривая безразличия является выпуклой в сторону начала координат?
5. Какое влияние на бюджетную линию оказывает применение параметров Р1, Р2 и R?
6. Как определить оптимум потребителя?
7. Сформулируйте правило максимальной полезности.
Глава 5. Фирма как объект