IV. Отчет о прохождении практики
Общие требования к отчету по практике. По результатам практики студент обязан представить отчет. Отчет должен иметь четкое построение, логическую последовательность, конкретность изложения материала, убедительность аргументации; выводы и предложения должны быть доказательными и обоснованными.
Отчеты должны иметь следующую структуру: титульный лист (см. приложение); содержание; основная часть; приложения.
Титульный лист отчета должен содержать указание места прохождения практики, данные о руководителях практики от организации и кафедры. Допуск к защите отчета подтверждается подписями двух руководителей. Подпись руководителя от организации заверяется печатью.
Содержание отчета помещается после титульного листа. В содержании указывается перечень разделов и параграфов, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них.
Основная часть отчета содержит разделы, указанные в содержании практик. Основная часть отчета должна содержать ответы по всем пунктам программы практики. Текст основной части отчета не должен представлять собой переписывание нормативных источников.
В приложениях размещают вспомогательный материал, с которым студент ознакомился во время прохождения практики: таблицы вспомогательных цифровых данных, копии бухгалтерских и юридических документов, инструкций, актов проверок, справок, расчетов, деклараций и др.
Общие требования к дневнику практики. Дневник практики является рабочим документом. Первая часть дневника – направление на практику – заполняется перед выходом студента на практику. В нем указывают фамилию, имя, отчество студента, место и сроки практики. На оборотной стороне направления отражается дата прибытия студента на практику и дата завершения практики. Данные факты подтверждаются руководителем практики от организации (подпись руководителя, заверенная печатью).
В основной части дневника студентом составляется календарный план работ, ежедневно ведутся записи о работах, выполненных на практике; кроме того, должны быть представлены записи обо всех работах практиканта, осуществляемых им для выполнения программы практики. Записи основной части дневника заверяет руководитель практики от организации.
По окончании практики студент должен представить дневник практики руководителю от организации для просмотра и составления отзыва (характеристики), который приводится в специальном разделе дневника практики. Кроме этого на последней странице дневника практики после защиты отчета по практике руководителем практики от кафедры дается характеристика работы студента, приводятся итоги защиты отчета, и выставляется оценка.
Требования к оформлению отчета. Текст отчета печатается с использованием компьютера на одной стороне стандартного листа белой односортной писчей бумаги формата А 4 (210х297) шрифтом № 12 (Times New Roman) через один интервал. Отчет должен содержать не менее 20 страниц текста (без приложений).
Страницы работы должны иметь поля: левое – 30 мм; правое – 15 мм; верхнее и нижнее – 20 мм. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой с нанесением на том же месте исправленного изображения.
Отчет нумеруется арабскими цифрами, нумерация страниц сквозная от титульного листа, включая иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы и др. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу листа без точки в конце. На титульном листе, который является первой страницей, номер не ставится.
Требования к оформлению таблиц. Отчет может содержать таблицы. Каждая таблица должна иметь порядковый номер и заголовок. Таблицы нумеруются арабскими цифрами двумя способами:
· сквозная нумерация в пределах всей работы (кроме приложений);
· нумерация в пределах разделов работы.
Во втором случае номер состоит из двух цифр, первая обозначает раздел отчета, а вторая порядковый номер таблицы в пределах данного раздела.
Номер помещается в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Знак «№» не ставится. Если в отчете одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
Заголовки таблицы выполняются строчными буквами, кроме первой прописной (большой), и выравниваются по центру. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовка и подзаголовка таблиц знаки препинания (точки) не ставят. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.
При переносе частей таблицы на другой лист заголовок помещают только над первой частью. Слово «Таблица», заголовок и порядковый номер указывают только один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут «Продолжение табл. 2». Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием.
Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры выражены в одной и той же единице физической величины, ее сокращенное обозначение помещают над таблицей.
Повторяющийся в графе текст, состоящий из одного слова, допускается заменять кавычками, если строки в таблице не разделены линиями. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками.
На каждую таблицу в тексте обязательно должны быть ссылки, при этом слово «Таблица» пишется сокращенно и указывается ее номер (например, табл. 3). Таблицы следует помещать в тексте сразу после абзацев, содержащих ссылку на них.
Рекомендуется использовать таблицы, помещающиеся на одной странице. В виде исключения разрешается применение таблицы, занимающей более одной страницы (как правило, их помещают в приложение).
Требования к оформлению рисунков. Все иллюстрации (схемы, диаграммы, графики и т.п.) именуются рисунками и помещаются сразу после ссылки на них в тексте. Рисунки нумеруются арабскими цифрами. Используется сквозная нумерация в пределах всего отчета (кроме приложений) или нумерация в пределах главы (аналогично таблицам). Если в отчете одна иллюстрация, ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.
Каждый рисунок сопровождается названием, которое помещается под рисунком рядом с номером и выравнивается по центру. Слово «Рисунок» под иллюстрацией пишется сокращенно, например, Рис. 2.3. Рисунки рекомендуется выполнять черным цветом.
На каждый рисунок в тексте обязательно должны быть ссылки с указанием номера (например, рис. 3). Рисунки следует помещать в тексте сразу после абзацев, содержащих ссылку на них.
Требования к оформлению приложений. В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не включен в основной текст отчета (копии уставов, договоров, бухгалтерских документов, учетных регистров, форм отчетности и т.п.).
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными (большими) буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ».
Если приложений в работе более одного, их следует нумеровать по порядку арабскими цифрами (при этом знак № не ставится). Если одно приложение состоит из нескольких страниц, то на каждой последующей странице должно быть напечатано «продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ 1 (2, 3 и т.д.)».
Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы следует нумеровать в пределах каждого приложения.