Отчет о прохождении учебной практики

Структура института экономики

Дирекция

1. Директор института экономики

2. Заместитель директора по учебной и методической работе

3. Заместитель директора по социально-воспитательной работе

4. Заместитель директора по научно-исследовательской и международной деятельности

5. Заместитель директора по заочному отделению и дополнительному профессиональному образованию

В настоящий момент в институте функционируют шесть кафедр:

  Институт экономики  
Кафедра финансов и кредита Кафедра бухгалтерского учета и аудита Кафедра мировой экономики Кафедра налогов и налогообложения Кафедра экономики и статистики Кафедра экономики и управления на предприятии (в городском хозяйстве)
           

В институте открыты следующие формы обучения:

Очная (по всем направлениям подготовки института);

Заочная (по всем направлениям подготовки института);

Очно-заочная (вечерняя) ,(по трем направлениям подготовки –«Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»).

Образовательная деятельность института экономики

С 1 января 2011 года осуществляется набор только на направление подготовки Экономика – бакалавриат, магистратуру, аспирантуру. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения подготовка бакалавров по направлению Экономика в институте предусматривает выделение профилей:

  • «Финансы и кредит».
  • «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
  • «Налоги и налогообложение»
  • «Экономики предприятий и организаций »
  • «Экономика недвижимости»
  • «Экономика туризма»
  • «Экономика городского хозяйства»
  • «Международный бухгалтерский учёт»
  • «Экономико-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности»
  • «Международная инвестиционная деятельность»
  • «Мировая экономика»
  • «Экономика малого и среднего предпринимательства»

Продолжить свое профессиональное образование бакалавры могут в магистратуре института. Подготовка магистров ведётся по следующим направлениям:

Экономика по профессионально-образовательным программам:«Экономика недвижимости»; «Экономика фирмы и отраслевых рынков»; «Учет, анализ и аудит»; «Международная экономика»; «Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности»; «Международный бизнес»; «Международные инвестиции»; «Внешнеэкономическая деятельность организации»; «Налоговое администрирование»; «Налоговое консультирование»; «Региональная экономика»; «Экономика предпринимательства».

Финансы и кредитпо программам:«Банки и банковская деятельность»; «Финансовый менеджмент»; «Страхование»; «Оценочная деятельность»; «Корпоративные финансы».

Большое внимание в институте уделяется и последипломному образованию выпускников. С этой целью открыта аспирантура по специальностям:«Экономика и управление народным хозяйством» (по отраслям и сферам деятельности, области исследования «региональная экономика» и «маркетинг»);«Финансы, денежное обращение и кредит»; «Бухгалтерский учет, статистика»;«Математические и инструментальные методы в экономике».

В образовательном процессе широко используются инновационные направления такие, как практико-ориентированный подход, развитие иноязычного образования, модернизация системы подготовки студентов и магистрантов из зарубежных стран.

У института имеются широкие научные и учебные связи с представителями хозяйствующих субъектов, бизнес-сообществом и органами государственной власти.

Научная деятельность

Преподаватели, аспиранты и студенты института принимают активное участие в самых разнообразных формах научно-исследовательской работы, а так же успешно участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ, конференциях. Институт ежегодно проводит научно- практические конференции регионального и международного уровня.

В Институте экономике преподают 8 докторов и 50 кандидатов экономических наук.

В институте осуществляют деятельность две научно-исследовательских лаборатории: «Проблемы инновационного развития и управления системой городского хозяйства» и «Фундаментальные и прикладные исследования в экономике».[1]

Методика преподавания

Эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Понятие "методика" переводится с древнегреческого как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика, в самом общем смысле слова, - это способ обучения определенному учебному предмету. Роль и значение методики в области гуманитарных наук в современных условиях постоянно возрастает.

Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.

Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена "учитель-ученик". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся.

В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук:лекции,самостоятельная работа,семинарские занятия,консультации,зачеты,экзамены,различные формы внеклассной работы.

Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую.

В этой связи по-прежнему актуальной остается такая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний как урок-лекция.

Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:

1. она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;

2. вооружает учащихся методологией изучения данной науки;

3. лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;

4. органично сочетает обучение с воспитанием;

5. нацеливает учащихся на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.

Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств:это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения,одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,средство прямого личного воздействия учителя на большую аудиторию одновременно.

Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности:

1. она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин;

2. она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от учащихся к учителю;

3. наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.

В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций.

Вместо того чтобы "транслировать" обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.

Современные учебные лекции принято делить на 4 вида:

1. Обзорная лекция, направленная на восстановление полученных знаний или знакомство с каким-то новым слабоизученным материалом для формирования целостного знания.

2. Проблемная лекция подает материал как проблему или комплекс проблем, комплекс различных точек зрения на ту или иную сторону. Конкретного решения ситуации нет, его надо искать вместе и преподавателю, и учащимся (метод конкретных ситуаций).

3. Предметная лекция является разделом или частью изучаемого теоретического курса. Она вполне может содержать в себе вопросы и какую-либо обзорную информацию.

4. Установочная лекция, главная задача которой систематизация имеющихся у учащихся знаний, акцентирование внимания на наиболее сложных проблемах, рекомендации по самостоятельной работе и информация об используемой литературе.

Существуют так же варианты чтения лекций:

1) Устное эссе –предполагает профессиональное в теоретическом и методическом плане изложение конкретного вопроса. Здесь преподаватель активен – студенты пассивны

2) Устное эссе – диалог –дает возможность взаимодействовать студенту и преподавателю, которые привлекаются к работе посредством скрытого и открытого диалога

3) Лекция с участием студентов – особенность в том, что основные идеи студентов записываются на доске. Они систематизируются определённым образом, структурируются. Каждый студент может составить план и прокомментировать последний. Окончательный вариант, состоящий из идей студентов записывается на доске

4) Лекция, с постановкой и решением проблемы – лекция начинается с вопроса, парадокса, загадки, возбуждающие интерес у студентов. Ответ, как правило к концу лекции, определяется. Студенты предлагают собственные варианты решения, учитель дает обширную информацию, подводит их к истине.

5) Лекция с процедурой пауз - предполагает чередование мини-лекций с обсуждениями. Каждые 20 минут освещается важная проблема, затем 5-10 минут она обсуждается. Можно обсудить в малых группах, а потом кому-то высказать общее мнение. Вслед за обсуждением, идет еще одна микролекция. В результате реализуется обратная связь между преподавателем и студентом.

Учебно-методического материала для проведения учебных занятий (лекций)

Для разработки учебно-методического материала, была взята дисциплина «Макроэкономика». Был выбран блок: «Основные макроэкономические проблемы», в него вошли следующие несколько тем:

1. Безработица

2. Инфляция

3. Экономический рост

4. Цикличность экономического развития

5. Взаимосвязь инфляции безработицы

6. Номинальная и реальная ставка процента

Для примера была разработана лекция на тему «Безработица».

Тема лекции «Безработица»

План лекции:

1. Сущность безработицы и ее основные виды

2. Последствия безработицы

3. Государственная политика в борьбе с безработицей

1. «Сущность безработицы и ее основные виды»

Безработица – это состояние, когда трудоспособное население ищет, но не может найти работу. Все население страны можно разделить на трудоспособное и нетрудоспособное.

Трудоспособное население – это люди, в возрасте от 16 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), которые хотят и могут работать.

Нетрудоспособное (экономически неактивное) население – это все остальные категории граждан:

1) учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения;

2) лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности;

3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми;

4) отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски;

5) военнослужащие срочной службы;

6) лица, находящиеся в местах лишения свободы или на принудительном излечении;

7) лица, у которых нет необходимости работать (например, иждивенцы и тунеядцы).

Рабочая сила – это часть трудоспособного населения, которая имеет желание работать, а не реализовывать свой труд в пределах домашнего хозяйства.

Часть рабочей силы, занятую в производстве, частном бизнесе, сфере услуг, государственной службе, принято называть занятыми.

Согласно законодательным актам Российской Федерации, безработными признаются люди, которые:

1) не имеют работы и заработка;

2) зарегистрированы в службе занятости для поиска подходящей работы;

3) готовы приступить к работе в любой момент.

В зависимости от обстоятельства, из-за которого человек не имеет работу, безработных можно классифицировать на 4 группы:

а) впервые ищущие работу;

б) вышедшие на рынок труда после перерыва;

в) потерявшие работу после увольнения;

г) добровольно оставившие работу.

Экономисты выделяют следующие основные виды безработицы:

1) циклическая безработица, возникает из-за спада производства и общего низкого спроса на рабочую силу во всех сферах, отраслях, регионах. Во время спада ее уровень может достигать 8–10%;

2) Фрикционная (добровольная) безработица. Представляет собой временное отсутствие работы в связи с переходом на другую работу по собственному желанию, а также период поиска работы лицами, впервые ее ищущими.

3) Структурная. Возникает вследствие несоответствия структуры спроса на труд и предложения рабочей силы.

Уровень безработицы – это отношение числа безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах:

Ru= (U / L)×100%,

где U – число безработных;

L – численность рабочей силы;

Ru – уровень безработицы.

Естественный уровень безработицы – это минимально возможный в стране уровень безработицы при полной занятости (5–6%). Число свободных рабочих мест приблизительно равно числу людей, ищущих работу.

Полная занятость – это состояние в обществе, когда безработица не превышает своего естественного уровня (5–6%).

Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад;

4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства.

2. «Последствия безработицы»

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет множество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главным является недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП.

Для определения величины потери ВНП используется закон Оукена, выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП. Он доказал, что соотношение 1 : 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то уменьшение объема валового национального продукта составит 2,5%; если на 2% – то 5% и т. д.

Но существуют и другие негативные последствия безработицы:

· снижение уровня жизни не только самого безработного, но и его семьи;

· снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уровней;

· увеличение преступлений и количество психических заболеваний.

3.«Государственная политика в борьбе с безработицей

Безработица нуждается в государственном регулировании. Существует две точки зрения в решении этого вопроса:

1) теория Кейнса состоит в том, что причиной безработицы является недостаточный уровень совокупного спроса; при этом если увеличить совокупный спрос, то и пропорционально уменьшится безработица;

2) государственная политика занятости, осуществляемая по двум направлениям:

а) регулирование уровня и продолжительности безработицы; при этом необходимо использовать службу трудоустройства (занятости), которая сокращает время поиска человеком работы, информируя его об имеющихся вакансиях; кроме того, эти службы призваны решать вопросы переквалификации работников;

б) гарантии материальной и социальной поддержки:

– выплата пособий по безработице;

– предоставление компенсации работникам, увольняемым с предприятий при сокращении численности штатов, реорганизации или ликвидация предприятия;

– выплата стипендии на период повышения квалификации или переподготовки.

Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты. Во-первых, безработные – это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых, конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышению эффективности труда.

Разработана примерная тематика курсовых работ по блоку «Основные макроэкономические проблемы»:

1. Цикличность развития современной экономики. Проблема спада в России.

2. Виды безработицы и ее динамика в странах с рыночной экономикой

3. Особенности и последствия инфляции в современной России.

4. Экономический рост в России: условия , источники и трудности.

5. Концепции и модели инфляции. Антиинфляционная политика государства.

Разработана примерная тематика докладов по блоку «Основные макроэкономические проблемы»:

1. Безработица в Российской Федерации.

2. Инфляция: причины, последствия, государственное регулирование.

3. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

4. Экономические циклы.

5. Номинальная и реальная ставка процента.

Наши рекомендации