Методы и инструменты денежно-кредитного
Регулирования экономики
Центральный банк государства как основной орган, которому доверены реализация денежно-кредитной политики и денежно-кредитное регулирование, осуществляет это с помощью определенных методов и инструментов.
Методы денежно-кредитного регулирования - как правило, это совокупность инструментов, объединенных каким-либо общим признаком.
Классификацию современных методов, используемых при реализации денежно-кредитной политики, можно осуществить по различным критериям:
І. Исходя из связи метода денежно-кредитной политики и поставленной цели различают:
- прямые методы;
- косвенные методы.
Прямые методы - это прежде всего административные методы, осуществляемые в виде директив центрального банка, относительно объема предложения денег, а также цены, складывающейся на финансовом рынке.
Такие методы могут включать конкретные ограничения:
- ограничение уровня ставок процентов по кредитам или депозитам;
- установление лимитов кредитования для кредитных организаций;
- избирательная денежно-кредитная политика в отношении приоритетных отраслей экономики, а также создания специализированных кредитных организаций;
- портфельные ограничения, связанные с обязанностью кредитных организаций приобретать государственные ценные бумаги;
- лимиты кредитования либо привлечения депозитов; ужесточение валютных ограничений.
Применение прямых методов имеет свои преимущества и ограничения.
Преимущества:
1. Использование этих методов позволяет центральным банкам довольно быстро достичь предполагаемых результатов в процессе контроля за количественными и качественными параметрами денежно-кредитной политики.
2. Использование прямых методов воздействия позволяет существенно сократить временные лаги, присущие проведению денежно-кредитной политики.
3. Прямые методы легче в применении, они менее затратны, и результаты их действия более предсказуемы и потому более привлекательны для органов государственного управления при перераспределении денежных ресурсов.
Недостатки:
1. Во-первых, по своей сути - это грубые методы внешнего воздействия на экономическую деятельность субъектов денежно-кредитных отношений. Такие методы могут не совпадать с интересами кредитно-банковских организаций, приводить к неэффективному распределению кредитных ресурсов, ограничению конкуренции в банковском секторе, ослаблению финансовой устойчивости банковских институтов.
2. Во-вторых, использование прямых методов воздействия может привести к целому ряду негативных последствий для всей экономики. Длительное использование прямых методов воздействия и неблагоприятное их воздействие на субъекты экономики может привести к оттоку капиталов в теневой сегмент экономики и за рубеж.
3. В-третьих, прямые методы при проведении денежно-кредитной политики могут вызвать усиление бюрократических проволочек и коррупции в сфере денежно-кредитных отношений.
Именно поэтому негативные последствия использования прямых методов денежно-кредитной политики часто перевешивают положительные эффекты их использования в условиях рынка, поскольку искажают механизм функционирования рыночного хозяйства.
Применение косвенных методов не ведет к деформации системы рыночного хозяйства, поскольку они воздействуют на мотивацию поведения экономических субъектов рыночными методами. Эффективность применения этих методов напрямую зависит от степени развития денежного рынка. В отличие от методов прямого воздействия, последствия их использования менее прогнозируемы, к тому же характерной чертой их является значительный временной лаг.
Активный переход к косвенным методам проведения денежно-кредитной политики начался в 80-х гг. ХХв. Такой переход был обусловлен процессом всеобщей финансовой глобализации, повышением степени независимости центральных банков и возрастанием их роли и функций в экономике, благоприятной макроэкономической ситуацией.
ІІ. По характеру действия различают:
- общие методы;
- селективные методы.
Общие методы воздействия - это главным образом косвенные методы, которые оказывают влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы направлены на регулирование конкретных видов кредита и носят преимущественно директивный характер. С их помощью решаются локальные, частные задачи (ограничение на выдачу кредитов некоторыми банками, льготные условия рефинансирования отдельных кредитных институтов и др.). При использовании селективных методов центральный банк, по сути, отходит от рыночных условий функционирования, так как осуществляет перераспределение централизованных кредитных ресурсов, что в результате искажает цены и распределение ресурсов. Индивидуальный контроль над отдельными банками сдерживает развитие конкуренции на рынках ссудных капиталов.
ІІІ. В зависимости от объекта воздействия выделяют:
- методы, оказывающие воздействие непосредственно на денежное предложение;
- методы, регулирующие спрос на денежном рынке.
Методы регулирования в этом случае зависят от целей, которые определены центральным банком.
Если в качестве цели определено поддержание неизменного уровня денежной массы, то проводится жесткая рестрикционная денежно-кредитная политика на основе количественных ограничений.
Если целью является поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования инвестиций либо, напротив, сдерживания, то проводится гибкая денежно-кредитная политика, при которой регулирование предложения денег в экономике допускает изменение денежной массы в зависимости от изменения процентной ставки.
Методы проводимой денежно-кредитной политики будут меняться исходя из причин, вызвавших изменение спроса и предложения денег. Может проводиться жесткая, гибкая денежно-кредитная политика либо такой вариант монетарной политики, при котором допускается свободное изменение денежной массы в обращении и процентной ставки.
Конкретные методы денежно-кредитной политики зависят от приоритетности ее объекта: спрос или предложение денег, процентная ставка либо количество денег в обороте. Центральные банки развитых стран с развитыми финансовыми рынками на краткосрочную перспективу выбирают ключевые ориентиры в виде процентных ставок, а не объема массы денег в обороте.
Методы проведения денежно-кредитной политики выступают также ее тактическими целями.
Инструмент - это способ, с помощью которого центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования воздействует на объекты денежно-кредитной политики. В качестве инструментов выступают переменные, величину которых можно довольно быстро скорректировать и с которыми связаны целевые ориентиры, используемые центральным банком.
Инструменты проведения денежно-кредитной политики должны обладать определенными свойствами:
- быть максимально действенными (обеспечивать достижение целей регулирования);
- являться нейтральными (оказывать одинаковое влияние на конкурентоспособность кредитных организаций);
- равномерно воздействовать на конкурентоспособность всех кредитных институтов или их отдельных групп.
Выбор и использование инструментов реализации денежно-кредитной политики определяются прежде всего кругом задач, которые центральный банк призван решать на определенном этапе развития экономики.
Инструменты денежно-кредитной политики можно классифицировать по следующим критериям:
1. В зависимости от непосредственных объектов воздействия:
- инструменты, воздействующие на предложение денег;
- инструменты, воздействующие на спрос денег.
Исходя из конкретных целевых ориентиров и целей, денежно-кредитная политика может быть направлена:
- на сдерживание кредитной эмиссии (рестрикционная политика) в периоды экономических подъемов для устранения «перегрева» конъюнктуры;
- на стимулирование предложения денег в период подъема .производства и оживления экономики.
2. По своей форме воздействия:
- прямые (административные) инструменты воздействия;
- косвенные (рыночные) инструменты.
Прямые инструменты в практике центральных банков развитых стран используются, скорее как исключение, лишь в определенных ситуациях. Более широкое применение они получили в развивающихся государствах, где показывают высокую результативность.
К инструментам прямого воздействия относят: запрет на выполнение банковских операций; ограничение выполнения операций; запрет на открытие филиалов; лимиты в области налично-денежного обращения; нормативы для коммерческих банков (ликвидности и т. д.).
Рыночные (косвенные) инструменты - позволяют центральному банку воздействовать на сферу денежно-кредитных отношений через создание соответствующих условий на рынке ссудных капиталов и кредитов. Эти инструменты отличаются большим разнообразием и вариативностью, но результаты их применения не всегда достигают поставленной цели.
В составе косвенных (экономических) методов можно выделить:
нормативные - применяются посредством использования таких обязательных инструментов, как отчисления в фонд обязательного резервирования, установление для кредитных институтов коэффициентов и нормативов;
корректирующие - применяются через использование процентных ставок, валютных интервенций, операций на открытом рынке и других инструментов.
Методы косвенного воздействия включают: официальную (ключевую) ставку Центрального банка, рефинансирование банков, установление минимальных резервных требований, операции с государственными ценными бумагами, депозитные операции, валютные интервенции, эмиссию облигаций.
3. По характеру параметров, устанавливаемых в процессе денежно-кредитного регулирования:
- количественные инструменты - оказывают влияние на состояние кредитных возможностей банков, а значит, и на состояние денежного оборота в целом.
- качественные инструменты - влияют на стоимость банковских кредитов, т. е. напрямую регулируют качественные параметры рынка.
4. По срокам воздействия:
- краткосрочные инструменты;
- долгосрочные инструменты.
К краткосрочным относятся инструменты, благодаря которым обеспечивается достижение операционных (оперативных) и промежуточных целей денежно-кредитной политики.
К долгосрочным принято относить инструменты, результат действия которых может проявиться в период от одного года до нескольких десятилетий. Именно их использование и связано с эффектом временного лага, т. е. возникновением разрыва во времени между их введением и получением результата от их применения.
Основными видами инструментов,применяемых центральным банком при проведении денежно-кредитной политики, являются:
- операции с государственными ценными бумагами;
- нормы обязательных резервов;
- ставки процентов по операциям центрального банка;
- рефинансирование кредитных организаций;
- валютные интервенции;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные ограничения;
- эмиссия облигаций от своего имени.
По мере развития и совершенствования финансово-кредитной системы центральный банк может и должен использовать новые, более эффективные методы и инструменты проведения денежно-кредитной политики.