VIII. Конкуренция и монополия
Конкуренция и ее виды
Конкуренция (англ. competition) представляет собой форму взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли.
По методам различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция (англ. price competition) предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен может происходить либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибыли на длительное время с целью вытеснения конкурентов с рынка. В дальнейшем они могут значительно повысить цену и компенсировать понесенные убытки. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции и изменения ассортимента товаров.
В истории известны случаи, когда соперничество между компаниями в ходе ценовой конкуренции приводило сначала к образованию нулевой, а затем и отрицательной цены (т.е. конкуренты доплачивали покупателями за то, что те брали у них товар).
Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.
Неценовая конкуренция (англ. non-price competition) предполагает использование технологических преимуществ, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, что приводит в итоге к предложению на рынке товаров более высокого качества. В условиях неценовой конкуренции производитель обычно учитывает такие факторы как экологичность товара (например, использование товара не приводит к загрязнению окружающей среды), безопасность для потребления (товар не взрывается при попытке включить его), эстетические свойства (элегантный лейбл на джинсах). В качестве инструментов неценовой конкуренции могут использоваться торговые марки и знаки. В современных условиях неценовая конкуренция имеет гораздо большее значение, чем ценовая.
Особым случаем конкуренции является недобросовестная конкуренция, представляющая собой, например, продажу товаров по ценам ниже издержек, ложную рекламу, сепаратные (от лат. separatio - отделение) договоры между некоторыми конкурентами, промышленный шпионаж и т.д. Например, известно, что компания «Moeller research products inc.”, занимающаяся производством электроники для шпионажа, большую часть своей продукции реализует не секретным агентам, а специалистам работающим в промышленности. Соответственно, добросовестная конкуренция предполагает конкурентную борьбу с учетов правовых и этических норм.
Кроме ценовой и неценовой конкуренции выделяют: межотраслевую, внутриотраслевую, функциональную, совершенную и несовершенную конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность.
Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увеличивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.
Функциональная конкуренция – это конкуренция между производителями определенного товара.
Совершенная конкуренция (англ. perfect competition) предполагает выполнение следующих условий:
· на рынке имеется в наличии большое число независимых производителей; размеры производства каждого малы относительно размеров рынка – поэтому ни один из них не может оказать влияние на рыночную цену;
· соперничающие на рынке фирмы производят однородную продукцию;
· покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах;
· продавцы действуют независимо друг от друга, не сговариваясь о ценах;
· фирмы имеют возможность свободного входа (англ. free entry) на рынок и выхода с него.
В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на рыночную цену товара, цена как бы задается рынком. Понижать цену ниже рыночной производителю невыгодно, так как он может свободно продать товар дороже; повышать цену выше рыночной так же не имеет смысла, ибо покупатели станут приобретать продукцию у конкурентов по меньшей цене.
Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции является совершенно эластичной и расположена горизонтально.
Несовершенная конкуренция (англ. imperfect competition) – это рыночная ситуация, когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.
В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли.
Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия.
Монополия и монопсония
Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией(англ. monopoly). На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя объем производимого товара. Следовательно, кривая спроса для продукта монополиста действительно является рыночной кривой спроса. На решения монополии воздействуют спрос на ее продукт, эластичность этого спроса по цене, предельный доход и предельные издержки производства товара.
Совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Монополия же характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы. Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль.
Монополист максимизирует возможный доход, повышая цену и уменьшая количество товаров на рынке.
Модель монополии основана на ряде допущений:
· Продукция монополии не имеет совершенных товаров- заменителей;
· Отсутствует свободный вход на рынок;
· Совершенная информированность монополиста о состоянии рынка.
Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке.
Редко когда на национальном или мировом рынке есть только один продавец. Чистая монополия чаще характерна для локальных рынков, чем для общенациональных.
Монопсония(англ. monopsony) - это единственный покупатель ресурса, предлагаемого на данном рынке, причем возможностей альтернативного сбыта достаточно мало или нет совсем. Термин предложен английским экономистом Дж. Робинсон.
Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсониста имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения приобретаемого количества.
Несмотря на редкость существования рынка единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает весьма значительную часть всего доступного рыночного предложения определенного ресурса.
Власть монопсонии - способность единственного покупателя оказывать влияние на цены ресурсов, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, возрастает. Так как такие фирмы скупают значительную часть всего рыночного предложения соответствующего ресурса, фирма - монопсонист не может приобрести все необходимые ей ресурсы по одинаковой цене. Предложение факторов производства фирме - монопсонисту характеризуется восходящей кривой.
Формы монополий
Можно выделить следующие формы монополий: чистая, естественная, случайная, искусственная, местная, открытая, двусторонняя.
Чистая монополия (англ. pure monopoly) – ситуация, когда продукт на рынке, не имеющий при этом близких заменителей, реализует единственная фирма. Понятие чистой монополии является абстракцией. Продуктов, у которых нет заменителей, просто не существует.
Естественная монополия (англ. natural monopoly) – монополия в этом случае обусловлена тем, что на длительных временных промежутках средние издержки в отрасли будут минимальными, если в ней действует одна, а не несколько конкурирующих фирм: «Дж. С. Милль был первым, кто, говоря о монополии употребил эпитет «естественная»; он подразумевал газо- и водоснабжение, дороги, каналы и железные дороги»[41].
Закон РФ «О естественных монополиях», был принят в 1995 г. В законе приведено определение естественной монополии как «состояния товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»[42]. Согласно закону естественные монополии могут существовать в следующих сферах:
· транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
· транспортировки газа по трубопроводам;
· услуг по передаче электрической и тепловой энергии;
· железнодорожные перевозок;
· услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;
· услуг общедоступной электрической и почтовой связи.
Случайная монополия – возникает в результате временного превышения спроса над предложением данного продукта; носит временный характер.
Искусственная, или правительственная монополия (англ. government monopoly) – возникает в результате ограничений на выпуск данного вида продукции со стороны государства.
Местная монополия – возникает в местности, куда затруднен доступ определенных видов товаров.
Открытой монополией (англ. open monopoly) именуется разновидность монополистического рынка, на котором фирма-продавец оригинального товара на защищена от конкуренции со стороны других предприятий.
Двусторонняя монополия (англ. bilateral monopoly) – монополия, являющаяся одновременно и монопсонией.