Структура рынков свободной, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии
Совершенная конкуренция - Конкуренция рынок монополия олигополия. Основные черты:1. Большое число независимо действующих продавцов; 2. Стандартизированный товар; 3. Отсутствие контроля над ценой со стороны отдельного продавца; 4. Свободный вход и выход из отрасли;5. Отсутствие не ценовой конкуренции.
Рынок, где множество фирм продают товар и не одна фирма, не обладает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на цену товара. Рынок Отдельная фирма. Совер конкуренция харак-ся неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продает каждый из них. Монополия харак-ся концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы.
Черты чистой монополии:1. Ед-й продавец;2. Тип товара уникален - нет близких заменителей;3. Контроль над ценой;4. Вступление в отрасль заблокировано.
Чистая монополия - это когда одна фирма явл-ся един-м продавцом уникального товара.
Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.
Черты монополистической конкуренции:1) Относительно большое число фирм;2) Товар, которым они торгуют дифференцирован:a) Дифференцирование по качеству продукта;b) Дифференцирование по сервису;c) Размещение фирмы продавца.3) Основной упор на не ценовую конкуренцию;4) Лёгкое вступление в отрасль.Моноп-я конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Для рынка с моноп-й конкуренцией справедливо след: 1. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Покупатели, например, будут готовы уплатить высокую цену за туфли, произведенные одним продавцов, если они полагают, что эти туфли более удобны. Т.о. некоторые потребители готовы платить повышенные цены за одежду, произведенную одним модельером, потому что им нравится ее покрой или качество отделки. 2. На рынке существует большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не маленькую долю рыночного спроса на общий тип товара. 3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж. Эта особенность является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке с моноп-й конкуренцией. Например, если отдельный производитель туфель, чтобы продать больше, товара, сокращает свою цену на 20% за пару обуви, то, вероятно, что прирост в объеме его продаж происходит за счет многих, а не нескольких продавцов. 4. На рынке есть условия для свободного входа и выхода. При мон-й конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок. Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Моноп-я конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.