Сегментирование рынка. Составление социально демографического портрета потребителя

Для изучения потребителей антигистаминных средств, был составлен социально-демографический портрет потребителя. При составлении портрета потребителя использовался метод анкетирования людей, покупавших антигистаминные препараты. В опросе приняли участие 72 респондента.

В качестве основных признаков описания респондентов были использованы: возраст, вид аллергии, (см. приложение 3).

В ходе анкетирования было выявлено, что антигистаминные препараты чаще покупают женщины в возрасте 35-40 лет (см. приложение 4)

По форме лекарственных средств большее предпочтение отдается таблетированной форме 81%,(см. приложение 5) как более удобным в использовании, сиропы и ректальные суппозитории предоставлены в пункте другое, так как сиропы предназначены для использования в педиатрии, и в России мало представлены, а суппозитории производят только с димедролом и производителями являются несколько отечественных производителей, следовательно, такая форма лекарственного средства в аптеках редко представлена. На вопрос «Знаете ли вы о побочных эффектах препаратов 1 и 2 поколений» большая часть потребителей (75%) ответили положительно, остальная часть опрошенных (25%) ответили отрицательно. (см. приложение 5)

На вопрос «приоритетов при выборе препарата от аллергии для вас является (нужное подчеркнуть)». Большинство потребителей выбрали эффективность (95%), безопасность (82%) чуть меньшую важность предают лекарственной форме (71%), цене (70%) и производителю (65%), известность, оформление упаковки и количество упаковки меньше всего волнует респондентов (31-48%) (см. приложение 5)

При выборе, назначением врача руководствуются 31% потребителей, рекомендациями фармацевта – 24%, рекомендациями родственников/друзей – 23%, самостоятельно выбирают 12%, а по рецепту врача приходят лишь 10%. Из этого следует, что фармацевт должен показать квалифицированность в данном вопросе, чтобы внушить доверие покупателю, и в итоге потребитель стал постоянным клиентом, наравне с фармацевтом потребитель доверяет знакомым. (см. приложение 5).

Далее, респондентам было предложено подчеркнуть наиболее важные условия при выборе антигистаминного препарата, на первое место вышла эффективность 95%, безопасность выбрали 85%, цена и лекарственная форма делят третье место с 70%, 65% заинтересованы количеством в упаковке, а вот фирма-производитель, оформление упаковки и рекламу выбрали в пределах 30-40% опрошенных.

Однако, сравнивая ответы на вопросы о достатке, сумму готовую потратить на препараты и частоту проявлений аллергических реакций, замечена разница, чем чаще и аллергия мешает нормальной жизни, тем больше люди готовы потратить на средства лечения, даже если их доходы ниже среднего, следовательно чем реже проявляется аллергия, тем меньше человек готов потратить, даже если у него высокие доходы (см. приложение 5)

Анализ объема продаж

Чтобы узнать какие препараты приносят большую прибыль, возьмем данные из таблиы 1 Приложения 1, за 2015 год, и умножим количество проданных натуральных упаковок на стоимость 1 упаковки:

Зодак 28*158=4424

Кларисенс 30*125=3750

Зиртек 25*253=6325

Лоратадин43*23=989

Супрастинекс16*128=2048

Кестин15*362=5430

Ксизал14*210=2940

Дезал17*351=5967

Цетрин20*199=3980

Тавегил 23*192=4416

Кетотифен12*111=1332

Зодак капли2*352=704

Диазолин8*84=672

Вот данные некоторых препаратов, по прибыли их можно разделить на 3 категории, категория А, соответственно самая прибыльная, количество закупки этих препаратов больше.

Таблица 1.

Анализ по объему стоимостных величин препаратов за апрель-июль 2015 года

А категория Свыше 4 тысяч
B категория Свыше 1 тысячи
C категория Менее 1 тысячи

Следовательно категория А имеет больший спрос, приносит выгоду, и ее закупка и запасы должны быть четко распределены и спрогнозированы, чтобы не пойти в убыток, препараты средней категории варьируют доходность, в зависимости от спроса, а третья категория больше являются препаратами редкого спроса.

Наши рекомендации