Вопрос 3. Составление психологического портрета собеседника

Психологическая информация о другом человека зависит от конкретной си­туации общения, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках, рассказах сослуживцев, знакомых, близких и т.д.

Важное значение для составления психологического портрета имеет ана­лиз внешнего облика партнера по общению. Все особенности, в которых че­ловек внешне проявляет себя как личность и как индивидуальность подраз­деляются на три категории: 1) анатомические (признаки внешнего строения тела, лица и т.д.); 2) функциональные (особенности голоса и речи, жестикуляции, мимики, пантомимики, позы и др.); 3) сопутствующие (при­знаки одежды, обуви, мелких носильных вашей, украшений и пр.).

Анатомические признаки. Психологические исследования показали, что в процессе общения люди прежде всего обращают внимание на черты лица, выделяя его цвет, а также цвет волос, форму носа, разрез и цвет глаз, меньше всего - на форму лица и контуры тела.

Каждый элемент функциональной структуры человека отличается от дру­гих прежде всего по своим информативным функциям. Так, мимика в боль­шей степени передает состояния человека, жесты свидетельствуют об интен­сивности переживаний, направленность взгляда говорит о характере контак­та, поза с большей очевидностью, чем другие элементы, передает отношение к другому человеку. Речевое поведение служит индикатором общей эруди­ции, особенностей интеллекта, мотивации поведения. По характерной терми­нологии человека можно судить о профессии, жизненном опыте. Сопутствующие признаки человека (прическа, одежда, украшения и др.), могут отражать образ жизни, некоторые мотивы поведения, отношение к се­бе, эстетические представления. На выборе одежды отражаются то или иное настроение, а также бессознательные устремления. Чрезмерное внимание к оформлению внешности (например, наличие у мужчин таких украшений, как перстни, браслеты, цепочки, кресты) указывают нередко на склонность к ри­совке, позерство, повышенный интерес к лицам противоположного пола. Не­которые признаки оформления внешности говорят о солидаризации с тради­циями, вкусами определенных социальных групп.

Не полагаясь полностью на внешние невербальные признаки, тем не ме­нее, можно утверждать, что их язык более правдив, чем язык слов, поскольку неречевые проявления хуже поддаются волевому контролю, чем содержанке высказываний. Однако точность познания человека как объекта восприятия может быть обеспечена только в том случае, когда выявляется и оценивается психологический комплекс внешних проявлений объекта восприятия.

Например, для определения степени причастности человека к криминаль­ному миру и составления его соответствующего портрета необходимо под­вергнуть анализу особенности речи (присутствие или отсутствие жаргона, направленность и содержание речевой деятельности и т.п.), внешний вид (особенности одежды, прически, наличие татуировок и т.п.), динамику обще­ния и окружения человека (содержание коммуникаций, их цель, специфику обращения людей друг к другу, наличие кличек и т.п.).

И При составлении первичного психологического портрета взаимодей­ствующего с правоведом лица целесообразно, по мнению А. И. Пан­кина, ориентироваться на анализ следующих параметров личности:

1) направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы);

2) психические образования (знания, умения, навыки, привычки, жизнен­ный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);

3) характерологические качества, выражающие отношение к различным сторонам действительности: отношение к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.д.); отношение к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т.д.); отношение к себе (скромность или самовлюбленность, гор­дость или приниженность и т.д.); отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость и пр.);

4) психические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);

5) социальнопсихологические особенности поведения (социальный и межличностный статус; стиль жизни и работы, стиль общения);

6) биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особен­ности, состояние здоровья патопсихологические свойства).

Основными способами построения психологического портрета собе­седника в процессе профессионального общения правоведа могут выступать эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация.

Эмпатиякак способ психологического анализа позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации.

Рефлексия основывается на познании и оценке правоведом своей позиции и размышлениях, о позиции другого человека, ходе его мыслей, его ближай­ших и перспективных планах поведения.

Стереотипизацияосновывается на переносе выявленных в практике юриста типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию общения.

Индивидуализация - способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого выявление особых психологических примет, индивидуаль­ных особенностей деятельности, его умений и навыков.

Второй этап профессионального общения характеризуется действиями правоведа, направленными на создание соответствующих условий и психо­логических предпосылок для эффективного взаимодействия, планирование содержания и условий предстоящего контакта.

Такой план должен включать следующие параметры: 1) цель общения; предполагаемые результаты; 2) место непосредственного контакта; 3) прие­мы и способы воздействия па партнера; 4) приемы снятия напряженности в отношениях и разрешения возникающих противоречий: 5) нормативные тре­бования к организации общения; 6) способы фиксации полученной информа­ции (протоколы, стенограммы, приказы и т.п.); 7) время общения и продол­жительность контакта и др.

Третий этап профессионального общения представляет собой непосред­ственный контакт, имеющий целью получение определенной информация и воздействие на партнера.

Можно выделять две разновидности профессионального общения:

1) внутриорганизационное общение (общение с коллегами, руководителями);

2) внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т.д.). Безусловно, существует специфика в этих вилах общения, но есть и общие психологи­ческие закономерности.

С психологической точки зрения воздействия в процессе общения на­правлены на согласование позиций участников коммуникации. Воздействия могут приводить к принятию точки зрения и позиции другого человека, либо к частичному или полному несогласию, противоречиям и конфлик­там. Например, по уровню активности сторон в общении можно выделить отношения сотрудничества, уклонения от сотрудничества (бездействие) и конфликтные отношения,

II. Этот этап общения значим для решения вопросов согласованности, устранения противоречий, непонимания, разногласий и достижения в итого единства подходов к решению той или иной проблемы.

Приемы воздействия в процессе внутриорганизационного общения пра­воведа специфичны, так как имеют целью согласование и достижение орга­низационного эффекта в совместной деятельности. К ним следует отнести: должностное связывание к совершению необходимых профессиональных действий; организационную и профессиональную помощь; совместное пла­нирование, направленное на согласование действий но времени, пространст­ве и по процедурам.

Специфика внеорганизационного общения правоведа (контакты с подоз­реваемыми, обвиняемыми, свидетелями, очевидцами, потерпевшими, заяви­телями, представителями органов власти и т.д.) проявляется в том, что оно происходит в рамках нормативно-правового регулирования и характеризует­ся дополнительными трудностями, связанными с преодолением внутреннего сопротивления со стороны ряда лиц, нежелания сотрудничать, неискренно­сти и лжи и т.д. Все указанные обстоятельства приводят к затрудненным ус­ловиям общения и значительной психологической нагрузке.

Оптимизации перечисленных этапов профессиональной коммуника­ции способствует специальная психотехника, включающая наиболее рациональные, последовательные действия правоведа. Умение поль­зоваться психотехникой общения реализуется через владение прие­мами наблюдения, анализа, эффективного слушания, воздействия, конкретизируемых в специальных методических правилах.

Психотехника общения

А. Прием подготовки к общению с собеседником;

1) определение цели, формулировка задачи общения;

2) получение наиболее полного представления о собеседнике до начала общения с ним;

3) разработка схемы наблюдения за собеседником (предварительное оп­ределение признаков, подлежащих изучению, критериев их фиксации).

Б. Прием эффективного слушания в общении юриста, способствующий расположению и самораскрытию собеседника:

1) демонстрация заинтересованности в собеседнике (наклон в сторону го­ворящего, установление зрительного контакта и пр.);

2) отражение эмоциональных состояний говорящего: «Я вас понимаю», «Мне кажется, что вы чувствуете...», «Вероятно, вы несколько расстроены...»;

3) эмпатийные ответы: «Представляю, что вы чувствовали», «Будь я на ва­шем месте, я бы не меньше был расстроен...», «Я так же, как и вы, негодую...»;

4) обращение к собеседнику за уточнением: «Что вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточните это». «Повторите, пожалуйста...»;

5) перефразирование - формулировка мысли партнера своими словами: «Как я вас понял...», «По вашему мнению...», «Можете поправить меня, если я вас неправильно понял...»;

6) резюмирование (подытоживание) основных идей и чувств собеседника: «Если подытожить сказанное вами, то...», «Вашей основной мыслью является...!).

В. Прием саморегуляции наблюдения юриста в процессе общения с собеседником:

1) отключение от внешних неблагоприятных (отвлекающих) факторов, эмоциональная сдержанность;

2) рациональное распределение внимания между формальной или процес­суальной стороной общения и наблюдением за поведением собеседника.

3) концентрация особого внимания на незаметных, маловыразительных проявлениях собеседника;

4) осуществление наблюдения невыраженно, маскируя свой интерес, не вызывая настороженности собеседника.

Г. Прием анализа данных психологического изучения собеседника юристом.

1) оценка собеседника не по одной детали, а по комплексу психологиче­ских признаков: мимики, жестов, интонации, темпа движений и др.:

2) недоверие однократному наблюдению, стремление изучить собеседни­ка с разных точек зрения, в разные моменты, в разных ситуациях, изменение условия наблюдения, перепроверка признаков поведения собеседника, кото­рые могут быть проявлением маскировки, симуляции;

3) учет влияния национальных традиций, воспитания, избежание ошибок в трактовке некоторых жестов или актов поведения собеседника;

4) стремление понять собеседника, мысленно поставив себя на его место, взглянув на ситуацию его глазами (рефлексия);

5) «моторное проигрывание (имитация)» - воспроизведение некоторых компонентов поведения собеседника (принятие той же позы, выражения лица, присоединение к динамике движения, лексике для понимания его состояния);

6) использование различных типов, классификаций, категорий собеседников;

7) обобщение отдельных впечатлений и наблюдений в целостный образ (психологический портрет) собеседника.

Д. Прием психологического воздействия юриста на собеседника:

1) формулировка прямых вопросов, направленных на активизацию реак­ций собеседника:

2) использование пристального взгляда («глаза в глаза») с выражением сомнения в достоверности утверждений собеседника:

3) создание условий хорошей освещенности лица собеседника; 4} нарушение интимной зоны собеседника (менее 45-50 см), приближение к нему сзади, сбоку, спереди:

5) использование вопросов-ярлыков («Не так ли?», «Не правда ли?»), снижающих критичность восприятия собственных слов;

6) использование рекомендации «выбор без выбора», когда формулировка вопроса не допускает отрицательного ответа: «Вам удобнее сейчас или позже?».

«Вы сами сделаете это или с помощью ?..», «Как я должен, на ваш взгляд, поступить: так или ?..».

Коммуникативная толерантность личности. Принципы толерантного поведения личности реализуются, прежде всего, в межличностном общении. В Декларации принци­пов толерантности особо подчеркивается, что толерантность необходима как в отношениях между отдельными людьми, так и в семье, и любой другой группе. Рассматривая механизмы выстра­ивания отношений личности с микросоциумом, выделяют несколь­ко уровней коммуникативной толерантности, или толерантных комуникативных установок.

Первый уровень ситуативной коммуникативной толерантнос­ти фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, па­циенту, случайному попутчику. В данном случае поток энергии эмоций строго направлен. Низкий уровень ситуативной толеран­тности проявляется, например, в высказываниях «терпеть не могу этого человека», «он меня раздражает своим присутствием», «меня трясет от него», «меня все в нем возмущает». О высоком уровне свидетельствуют выражения типа: «мне очень импониру­ет этот деловой партнер», «с этим человеком легко общаться». О среднем уровне говорят следующие высказывания: «не все я принимаю в этом человеке», «иногда он невыносим», «кое-что меня в нем раздражает».

Второй уровень типологической коммуникативной толерант­ности выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конк­ретной нации, социального слоя, профессии. Определенная энер­гия эмоций выражается во взаимодействии с конкретными чело­веческими типами. Низкий уровень типологической толерантно­сти заключен в словах: «меня раздражает такой тип людей», «я не стал бы жить в одной комнате с нацменом», «лучше не иметь дела с клиентами-пенсионерами». Средний уровень проступает в обо­ротах речи: «такие работники вызывают противоречивые чув­ства», «если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партне­ра». О высоком уровне типологической толерантности свидетель­ствуют выражения: «обычно представители этой нации — хоро­шие люди», «обожаю такой тип мужчин».

Третий уровень профессиональной толерантности проявляет­ся в отношениях к собирательным типам людей, с которыми при­ходится иметь дело по роду деятельности. В этом случае дополни­тельная энергия эмоций обнаруживается у личности, главным об­разом, в рабочей обстановке. Так, можно говорить о терпимости врача или медсестры в отношениях с больными — капризными, преувеличивающими тяжесть заболевания, нарушающими боль­ничный режим и т. п. У стюардесс есть понятие «хороший» или «плохой» пассажир, у официантов, парикмахеров, водителей так­си — «хороший» или «плохой» клиент.

В четвертом уровне общей коммуникативной толерантности просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенден­ции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойства­ми характера, нравственными принципами, состоянием психичес­кого здоровья человека. Общая коммуникативная толерантность в значительной мере предопределяет прочие ее формы — ситуа­тивную, типологическую, профессиональную.

Необходимо особо отметить, что анализ качественных сторон коммуникативной толерантности дает основание констатировать ее детерминационную обусловленность с эмоционально-чувствен­ной стороной процесса общения. Скрытый смысл сказанного, от­раженный невербальными средствами коммуникации, понимает­ся глубже людьми с развитой эмпатией. Поэтому толерантность тесно связана с эмпатийным общением.

Наши рекомендации