Туристского предприятия. Пути повышения эффективности работы туристского предприятия в условиях действующей налоговой системы
Налоговая система Республики Беларусь, на первый взгляд, незначительно отличается от любой другой. Поэтому так часто упоминается, что тот или иной налог соответствует мировой практике. В то же время каждая страна по-своему стимулирует посредством налогов приоритеты социального и экономического развития. Действующая в настоящее время налоговая система не только очень сложна, но и не дает предприятиям четкой ориентации на направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя.
Уровень налоговой нагрузки на экономику в 2006 г. составил примерно 40 % при пороговом значении не выше 35 %. На предприятиях туристской сферы уровень налогового бремени меняется в зависимости от активного и "мертвого" сезона, характерных для этого вида деятельности, и колеблется в пределах от 25 до 80 %. Приведенные цифры не отражают реальной действительности, так как экономическая наука до сих пор не определилась в отношении критериев степени тяжести налогового бремени. На этот счет высказываются различные точки зрения. Тем не менее на макроуровне принято считать, что лучшим инструментом является кривая Лаффера. Ее суть заключается в том, что повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов. Превышение этого уровня подрывает стимулы деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений уменьшается. Это приводит к резкому падению деловой активности фирмы (вплоть до сворачивания бизнеса) и массовому уклонению от налогов.
В Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь используется методика отнесения общей суммы налогов к доходам от реализации (с учетом сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям). При этом в зависимости от целей аналитического исследования для расчета используется как начисленная, так и фактически уплаченная сумма налогов. В первом случае показатель налоговой нагрузки (номинальная нагрузка) отражает фискальный потенциал действующей налоговой системы; во втором (реальная налоговая нагрузка) — характеризует уровень оставшегося налогового давления на плательщика. Балансирующей статьей между этими показателями является величина задолженности по платежам в бюджет. При
Экономика туризма
этом в общую сумму платежей в бюджет не вписываются подоходный налог, налог на доходы, в том числе и иностранных юридических лиц, перечисление в бюджет прибыли республиканских унитарных предприятий, суммы экономических санкций.
Показатель налоговой нагрузки на экономику в целом заведомо выше нагрузки на микроуровне прежде всего за счет того, что на микроуровне во внимание принимаются только платежи организаций, выручка от реализации продукции всегда выше вновь созданной стоимости (ВВП) на величину материальных затрат.
Расширенный способ определения налоговой нагрузки на конкретного плательщика оставляет за бортом аналитического исследования проблему выручки: фонд оплаты труда, себестоимость, балансовая и чистая прибыль и др. А определение и оптимизация величины налоговых изъятий из основных баз налогообложения (выручка, фонд оплаты труда, прибыль) является краеугольным камнем современного налогового планирования и неотъемлемым элементом системы финансового менеджмента. Поэтому для оценки налогового давления на микроуровне должна действовать целая система обобщающих и частных показателей (по примеру Российской Федерации).
Обобщающие показатели налоговой нагрузки будут опережать величину совокупного налогового изъятия из общей суммы финансовых ресурсов предприятия. Их изучение позволит судить о степени влияния налогов на финансовый потенциал субъекта предпринимательства.
Частные показатели определяются путем отношения налоговых платежей к соответствующему источнику их покрытия. К ним можно отнести показатели налоговой нагрузки на выручку от реализации; на себестоимость; облагаемую прибыль; чистую прибыль; на одного работника.
Предлагаемая методика может быть рекомендована к использованию в отраслевых методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта.
Как отмечалось выше, налоговая нагрузка на туристские предприятия очень высока. Значительную часть полученной прибыли они вынуждены направлять на уплату налогов, а не на расширение производства и стимулирование работающего персонала, что противоречит сущности прибыли как экономической категории и стимулирующей функции налогов.
В рамках проведенного в 2006 г. исследования делового климата среди туристских предприятий наиболее обременительными для развития бизнеса признаны следующие налоги: на прибыль — 67 % респондентов, НДС — 42 %; от выручки — 32 %; из фонда оплаты труда — 30 %; подоходный — 24 %. В ответ на вопрос, что предпринять для превращения нашей налоговой системы в более эффективную, руководители компаний предложили снизить налоговые ставки, упростить правила налогообложения и сократить количество платежей. Наивысший балл по шкале "проблема" получили:
♦ частые изменения в налоговой отчетности;
♦ сложные правила налогообложения и бухгалтерского учета;
94 Экономика туризма
♦ запутанное и часто меняющееся законодательство;
♦ отсутствие единого источника налоговых платежей;
♦ чрезмерное регулирование цен.
Перечисленные недостатки свидетельствуют о необходимости реформирования налоговой системы. На 3-м Всебелорусском собрании глава государства весьма негативно оценил налоговую систему республики, в связи с чем правительством образована межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию налогообложения. Предполагаются снижение налоговой нагрузки в 2007 г. на 0,5 процентного пункта к ВВП, отмена некоторых налогов и др.
Жесткая систем налогообложения усиливает стремление предприятий к уменьшению налоговых платежей. Под минимизацией налогов понимаются определенные действия налогоплательщика, ведущие к сокращению налоговых выплат субъектов хозяйствования, оптимизация чрезмерной налоговой нагрузки в рамках действующего законодательства. Из всего многообразия способов минимизации налоговых выплат выделяется налоговое планирование, основанное на активном использовании налогового щита— инструмента, позволяющего в рамках налогового законодательства защитить доходы предприятия от налогообложения.
Налоговые щиты в сфере туризма можно классифицировать по следующим признакам:
♦ организационно-правовая форма хозяйствования;
♦ место размещения и регистрации налогоплательщика;
♦ виды хозяйственной деятельности, частично или полностью освобож
даемые от налогов;
♦ воздействие на налогооблагаемый доход;
♦ содержание учетной политики туристского предприятия;
♦ использование налогового кредита и других льгот, определенных Ука
зом Президента Республики Беларусь "О совершенствовании правового ре
гулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям" от 28.03.2006 г. № 182;
♦ создание специальных налоговых щитов.
Действенность налогового щита в туристских фирмах возможна при условии квалифицированного менеджмента.
Тренировочные задания
1. Экономическими расчетами обоснуйте тяжесть налогового бремени
для туристской организации. Выработайте рекомендации и предложения
для оптимизации налогового бремени в рамках существующего законода
тельства.
2. В чем состоит смысл налогообложения туристской деятельности?
Экономика туризма 95
Тест
1. Что представляет собой налоговая система:
а) совокупность налогов и налоговых платежей, принципов, форм и мето
дов их установления;
б) обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, уста
навливаемые и принудительно изымаемые государством;
в) совокупность элементов всей системы налогообложения?
2. Назовите способы взимания налогов:
а) кадастровый, декларативный;
б) административный;
в) фискальный;
г) безналичный.
3. Сущность налогов проявляется посредством:
а) функций;
б) принципов;
в) методов;
г) способов.
4. Группировка налогов по различным признакам осуществляется с целью:
а) организации рационального управления налогообложением;
б) расчетов и составления отчетности;
в) пополнения республиканского и местного бюджетов.
5. Обязательными элементами системы налогообложения являются:
а) субъекты, объекты;
б) источники уплаты;
в) ставка, льготы, санкции;
г) сроки уплаты.
6. Особенности налогообложения в системе туризма заключаются в:
а) порядке налогообложения;
б) структуре элементов системы налогообложения;
в) особенностях состава затрат;
г) субъектах и объектах налогообложения.
7. Пути повышения эффективности работы туристского предприятия в
условиях действующей налоговой системы:
а) налоговые щиты;
б) налоговое планирование;
в) налоговый кредит;
г) организационно-правовая форма туристской организации.
8. Главной целью налогового планирования выступает:
а) оптимизация суммы налоговых расходов предприятия;
б) минимизация суммы налоговых расходов предприятия;
в) максимизация суммы налоговых поступлений в бюджет.
Глава 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ9.1. Сущность цены как экономической категории
Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского продукта (услуги), соответствующие потребительским свойствам и качеству последних.
Цена— это денежная оценка стоимости единицы товара.
Тариф— денежная оценка стоимости единицы работы (услуги).
Экономическая сущность цены отражается в ее функциях;
♦ учетной;
♦ стимулирующей;
♦ распределительной;
♦ функции сбалансированного спроса и предложения;
♦ функции цены как средства рационального размещения производства;
♦ информационной.
Цена формируется посредством ценообразования— процесса установления, регулирования цен (тарифов) в соответствии с установленным законодательством порядком.
В основе ценообразования лежат принципы — постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен. Важнейшими из них являются следующие:
♦ сочетание свободных и регулируемых цен;
♦ разграничение полномочий субъектов ценообразования на установле
ние и регулирование цен;
♦ установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем
нормально работающим субъектам хозяйствования возмещение экономичес
ки обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспро
изводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных
субсидий и других мер государственной поддержки;
♦ государственный контроль за соблюдением законодательства о ценооб
разовании, формированием и применением цен (тарифов).
Согласно законодательству о ценообразовании, регулирование цен (тарифов) может осуществляться как прямыми, так и косвенными методами. К методам прямого (административного) регулирования относятся:
♦ установление фиксированных и предельных цен (тарифов);
♦ предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
♦ предельных норм рентабельности;
♦ порядка определения и принятия цен (тарифов);
Экономика туризма
♦ декларирование цен (тарифов).
Посредством их устанавливаются цены на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и отдельные социально значимые товары (услуги).