Понятие, сущность и долгосрочные приоритеты бюджетной политики РФ
Цель долгосрочной бюджетной политики – создание необходимых предпосылок для поддержания высоких, в среднем 6-7 процентов в год в период до 2020 года, темпов экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения макроэкономических параметров, последовательного снижения уровня инфляции.
Целевые ориентиры: рост потребительских цен в 2015 году должен составить не выше 4,5%, в 2020 году – 3%, повышение уровня монетизации (финансовой глубины) экономики до 65-75% ВВП.
В долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета как инструмента решения важнейшихстратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики при сохранении устойчивости бюджетной системы.
В достижение целей макроэкономической политики будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям.
Первое - снижение инфляции до уровня 3 процентов в год. Реализация данного приоритета будет осуществляться за счет поддержания стабильного эффективного обменного курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной политики, сбалансированного бюджета, а также создания условий для опережающего роста предложения по сравнению со спросом и развития конкуренции на внутренних рынках потребительских товаров и услуг.
Второе – переход к новым денежно–кредитным механизмам обеспечения спроса экономики на деньги, базирующимся на пополнении ликвидности преимущественно за счет рефинансирования банков Банком России. Реализация указанного приоритетного направления должна производиться через совершенствование налоговой политики, обеспечивающей дополнительные стимулы. Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства, стимулировать перемещение финансовых центров и центров прибыли корпораций из стран с пониженным налогообложением в Россию. Потенциальный уровень доходов бюджетной системы Российской Федерации к 2020 году будет снижаться, в первую очередь в результате сокращения доли нефтегазовых доходов в общих доходах бюджетной системы и в ВВП, а также сокращения доли налогов и сборов на импорт. С другой стороны, повышение собираемости налогов и выход бизнеса из тени должны способствовать подержанию сбалансированности между расходами и доходами бюджетной системы.
Третье направление – усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.
Четвертое направление – повышение вклада государственных расходов в устранение инфраструктурных и институциональных ограничений и создание условий для инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения. Ключевую роль в данном направлении играет изменение структуры расходов бюджетной системы, так как сложившаяся в настоящее время система фактических приоритетов расходов не соответствует решению задач инновационного социально-ориентированного развития. Для достижения целевых ориентиров развития необходимо увеличение составляющей бюджета, включающей расходы на образование, здравоохранение, культуру одновременно с совершенствованием системы финансирования услуг в этих секторах экономики. Расходы бюджетной системы на развитие человеческого потенциала должны увеличиться с 8,6% ВВП в 2007 году до 11,5-12% ВВП в 2020 году.
Пятое направление – повышение эффективности бюджетных расходов и системы бюджетирования. Необходимость реализации приоритетов в области расходов в условиях ограничения на величину ресурсов бюджетной системы ставят задачу повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. С течением времени актуальность задачи будет увеличиваться.
Необходимым элементом данного направления является повышение прозрачности процедур составления, изменения и исполнения бюджетов всех уровней, в том числе, процедур размещения государственного и муниципального заказа, процедур формирования межбюджетных трансфертов.
40. Социально-экономическое прогнозирование в системе гос.регулирования Н.Э.: сущность, цели и основные макроэкономические показатели на долгосрочную перспективу.
Макропрогнозирование (страны) – получило распространение во всех индустриально-развитых странах мира.
Объективные причины:
1)гос-во – это субъект рыночных отношений и есть необходимость предвидеть последствия принимаемых на правительственном уровне решений.
2)неспособность рыночн эк-ки к саморегулированию особенно в периоды кризиса и спадов.
3)усложнение межотраслевых , межрегиональных связей, необходимость поддержания рациональных макропропорций м/у отраслями и регионами.
Со времен 18 века идет спор м/у либералами и государственниками о необ-ти гос-го вмешат-ва в эк-ку о совместимости плана и рынка. Либералы-свобода рынку, предпринимательству. Гос-нники – контролировать всю эк-ку.
Либ-гос-ное вмеш-во в эк-ку не эф-но, рынок следует предоставить самому себе.
Гос-ники- рыночное равновесие иллюзорно, а ошибки рынок исправляет ценой кризиса, потерей темпов экономич развития.
К наст времени по вопросу совместн плана и рынка сложились 2 противоположные позиции:
1.Хайек. По его мнению и его сторонников возможно прогнозировать несложные экономические системы (уровень пред-ия, фирмы), но если экономич системав усложняется (регион, страна, мир в целом), то на ее развитие олказ влияние многие факторы и учесть их одному плановому органу невозможно. Выход: децентрализация планирования на уровне пред-ия, фирмы. Однако, пред-тия добъются успеха , если будут координировать свои планы с планами предпр-партнеров. В рез-те вся страна покроется цепочкой планов.
2.Леонтьев. в 1973 г Л получ Нобелевск премию за разработку межотрасл баланса, а основная идея – продукция одних отраслей эк-ки станов для других потребляемыми ресурсами, входит в затраты этих отраслей, следоват, можно составить мсежотрасл баланс по всей стране сведя воедино выпуск продукции и затраты всех отраслей. На основе межотр баланса можно спрогнозировать : объем выпуска продукции, в целом по стране и отдельно по отраслям, объем ВВП, изменения цен. Леон. Приводит 2 основных довода в пользу планирования:
-экономич сист в наше время усложняется под воздействием НТП, получают высокие темпы развития. В этих условиях неизбежно прогнозирование, особенно на нац. Уровне.
-в мире существует 2 способа упр-я экономикой страны:
--с пом проб и ошибок, он дает положит рез-ты, но с большими затратами.
--с пом прогнозирования и планирования. Рез повыш, затр снижаются.
На соврем этапе индустр развит страны мира вопрос: план или рынок реш по след принципу: рынок на сколько возможно, план на сколько необходим.
Можно выд страны, где преобл рыночн начала в управлении эк-кой (США, Герм), где преобл плановые начала (Япония, Китай, Франция).
Большинство экономич совр-ти придерж след позиции о соотношении плана и рынка: м/у ними нет противоречия, однако, несовместимы план-приказ, план-деректива, и рыночная экономика.
Основн долгоср перспективы6 представл в концепции долгосрочного соц-эк-го развития РФ(страт 2020). Этот док-т в наст время имеет статус проекта. В конц сущ след основные макропоказатели: (Набиулина-мин-р мин-ва экономразвития)
ВВп на душу насел, тыс дол 13,9-30
Средняя продолж жизни, лет 66,5-72,75
Среднегодовой темп прир ВВп, % ----6,5
Доля среднего класса, % 20-52,55