Работа над основной частью контрольной работы
Е.А. Сладкова
ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
Методические указания
К выполнению контрольной работы
Братск
Издательство Братского государственного университета
2013
УДК 338
ББК 65
Сладкова Е..А.Теория отраслевых рынков: методические указания к выполнению контрольной работы. – Братск: Изд-во БрГУ, 2013. – 32 с.
Содержат указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Теория отраслевых рынков». Приводятся варианты заданий и их краткая характеристика, общие рекомендации по выполнению, оформлению и защите контрольной работы.
Предназначены для обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080100 Экономика, профиль «Финансы и кредит».
Рецензент М.И. Черутова, канд. экон. наук, профессор,
зав. кафедрой «Экономики и менеджмента»
(ФГБОУ ВПО «БрГУ», г. Братск)
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Отпечатано с оригинала автора
в издательстве ФГБОУ ВПО «БрГУ»
665709, Братск, ул. Макаренко, 40
Тираж 100 экз. Заказ
ã ФГБОУ ВПО «БрГУ», 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1. Общие положения и состав контрольной работы………………... 5
2. Выбор варианта задания контрольной работы……………..……7
3. Работа над основной частью контрольной работы………………. 15
4. Требования к оформлению контрольной работы………………... 16
5. Защита контрольной работы………………………………………. 22
Список использованных источников. 23
Список рекомендуемой литературы.. 24
Приложение А. Образец титульного листа. 28
Приложение Б. Пример оформления содержания. 29
Приложение В. Примеры библиографических записей документов в списке использованных источников 30
Введение
В соответствии с рабочим учебным планом ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет по направлению подготовки бакалавров – 080100 Экономика, профиль «Финансы и кредит», предусмотрено выполнение контрольной работы по дисциплине «Теория отраслевых рынков».
Контрольная работа представляет собой самостоятельное, творческое исследование научного характера, позволяющее судить о приобретенных обучающимся знаниях и умении применять их на практике. Целью выполнения контрольной работы по дисциплине «Теория отраслевых рынков» является более глубокое изучение и закрепление материала по дисциплине, получение навыков самостоятельной работы обучающихся с имеющейся информацией и специальной литературой. Контрольная работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки.
Выполнение контрольной работы по дисциплине «Теория отраслевых рынков» направлено на решение следующих основных задач:
- углубленное изучение соответствующей темы изучаемой дисциплины, развитие навыков ведения самостоятельной работы;
- формирование и развитие умения работать с учебнометодической и научной литературой, анализировать информацию, делать обоснованные выводы, логично и грамотно излагать научные концепции;
- выработка способности адекватно представить результаты проведенного исследования в процессе защиты контрольной работы.
В настоящих методических рекомендациях даются указания по выполнению, оформлению и защите контрольной работы.
Общие положения и состав контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине «Теория отраслевых рынков» выполняется на основе глубокого изучения литературы по теории и анализу отраслевых рынков (учебно-методической, научно-практической литературы, материалов, размещенных в электронных и печатных средствах массовой информации, и т.п.).
В каждой контрольной работе должны быть рассмотрены различные аспекты теории и анализа отраслевых рынков в соответствии с заданием на контрольную работу, в том числе отдельные современные и перспективные теоретические и практические вопросы. Рекомендуемый объем контрольной работы – 15-20 листов машинописного текста.
Контрольная работа должна в краткой и четкой форме раскрывать теоретические аспекты отраслевых рынков. Текст контрольной работы может сопровождаться иллюстрациями, графиками, таблицами и т.п.
Контрольная работа должна содержать в указанной последовательности следующие структурные элементы:
1) Титульный лист.
2) Содержание.
3) Введение.
4) Основная часть (теоретический раздел).
5) Заключение.
6) Список использованных источников.
Титульный листявляется первой страницей работы, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа, оформляется согласно прил. А.
Содержание включает последовательно перечисленные наименования всех разделов и подразделов с указанием номера страницы, на которой размещается начало текста данного раздела, подраздела. Проставление номера страниц в контрольной работе начинается с первого листа содержания.
Пример оформления содержания контрольной работы приведен в прил. Б.
Во введенииобосновывается актуальность выбранной темы контрольной работы. Исходя из актуальности, логично формируется цель работы. В соответствии с намеченной целью ставятся конкретные экономические, аналитические, исследовательские задачи. Обосновывается объект и предмет исследования. Дается краткая характеристика состава и содержания контрольной работы по основным разделам. Рекомендуемый объем введения – 2-3 страницы машинописного текста.
Актуальность темы контрольной работы представляет собой степень ее важности и востребованности для решения конкретного вопроса или задачи, возникшей перед автором работы. При обосновании темы контрольной работы требуется объяснить причины того, почему необходимо исследовать данный вопрос в сложившейся социально-экономической ситуации, насколько обращение к этой теме обусловлено развитием теории и анализа отраслевых рынков, накоплением новой информации по данной проблеме и т.д. Обоснование актуальности должно быть лаконичным по объему, но емким по содержанию. Рекомендуемый объем данного элемента введения – до одной страницы машинописного текста.
Объект исследования – это та часть объективной реальности, которая содержит ситуацию, избранную для изучения.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта и отражает его существенные свойства и отношения. Если объект исследования объективен и не зависит от субъекта познания, то предметом исследования является субъективный взгляд автора контрольной работы на изучаемый объект с целью его анализа и анализа его деятельности с точки зрения теории и анализа отраслевых рынков.
После определения объекта и предмета исследования формулируется цель контрольной работы, которая ориентирует на конечный результат проводимого исследования (теоретико-познавательный и практически-прикладной), а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., выявить... и т.п.). Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание основных разделов контрольной работы.
Завершает введение краткая характеристика состава и содержания контрольной работы по основным разделам.
Основная частьконтрольной работы должна содержать информацию, отражающую теоретические основы исследуемого вопроса. Данный раздел должен содержать обзор современного состояния изучаемого аспекта теории отраслевых рынков, обзор современной специальной и общеэкономической литературы по теме контрольной работы с выводами и ссылками на изученные источники, формулировку экономической или социальной сущности вопроса исследования.
Заключениедолжно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку достигнутых результатов на основе теоретических и эмпирических данных, полученных в ходе исследования, возможные перспективы дальнейшего изучения проблемы, теоретическую и практическую значимость результатов исследования.
Список использованных источниковсоставляет одну из существенных частей контрольной работы и отражает самостоятельную творческую работу обучающегося. Список использованных источников формируется параллельно ходу выполнения работы и должен в обязательном порядке содержать учебную, научную, нормативно-правовую и методическую литературу, а также периодические издания по вопросам теории, анализа отраслевых рынков. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в работе. Если обучающийся делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать, откуда взяты приведенные материалы.
При выполнении контрольной работы требуется использовать не менее 10 литературных источников, опубликованных за последние 5 лет. Считается не допустимым использовать литературу только одного вида (например, учебники и учебные пособия) и пренебрегать другими источниками информации.
Выбор варианта задания контрольной работы
Тематика контрольной работы по дисциплине «Теория отраслевых рынков» включает рассмотрение различных аспектов теории и анализа отраслевых рынков и разрабатывается ведущим дисциплину преподавателем.
В настоящее время контрольная работа выполняется по одному из двенадцати предлагаемых ниже вариантов по разным темам, перечень которых может быть расширен ведущим преподавателем. Вариант задания выбирается по начальной букве фамилии и последней цифре в номере зачетной книжки обучающегося (табл.1). Номер варианта указывается на титульном листе контрольной работы.
Таблица 1
Данные для выбора варианта задания
Цифра зачетки | ||||||||||
Начальная буква | ||||||||||
А, К, У | ||||||||||
Б, Л, Ф | ||||||||||
В, М, Х | ||||||||||
Г, Н, Ц | ||||||||||
Д, О, Ч | ||||||||||
Е, П, Ш | ||||||||||
Ж, Р, Щ | ||||||||||
З, С, Э | ||||||||||
И, Т, Ю, Я |
Варианты заданий на контрольную работу приведены ниже.
Вариант 1
Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению
Введение в экономику отраслевых рынков. Значение теории отраслевых рынков для: определения стратегии и тактики поведения фирмы в разных рыночных структурах, классификации рынков, регулирования деятельности фирм, выработки оптимальной промышленной и антимонопольной политики государства.
Рынок (определение). Основные классификации рынков. Границы отраслевого рынка: продуктовые, временные, локальные. Методы определения границ отраслевого рынка. Отрасль (определение). Несовпадение понятий рынок и отрасль. Выделение отраслей на практике.
Фирма (определение). Технологические и институциональные факторы выбора границ фирмы. Организационная структура, размеры и эффективность фирм. Внутренняя структура фирмы. Вертикальная граница фирмы. Выбор «покупать или производить». Альтернативные цели фирмы. Влияние целей фирмы на рыночное поведение. Проблемы корпоративного контроля.
Вариант 2
Рыночные структуры и показатели рыночной власти фирмы на рынке
Классификационные признаки рыночных структур. Сравнительный анализ основных типов рыночных структур: рынки совершенной и работающей конкуренции, квазиконкурентные рынки, монополистическая конкуренция, олигополия, рынки с вертикальной интеграцией (или ограничениями), рынки с доминирующей фирмой, чистая монополия и монопсония, естественная монополия, картель (полный и неполный).
Показатели рыночной власти фирм. Показатели концентрации как характеристика структуры рынков. Трудности, возникающие при подсчете индексов на практике, опыт оценки их значений и выводов для определения рыночной структуры и рыночной власти фирмы в развитых странах.
Факторы, определяющие структуру рынка. Эффект масштаба, вертикальная интеграция, диверсификация, дифференциация продукта, воздействие государства, эластичность и темпы роста спроса, иностранная конкуренция.
Вариант 3
Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
Определение барьеров входа на рынок и выхода с рынка. Виды нестратегических барьеров. Виды стратегических барьеров. Статистические показатели оценки уровня барьеров входа-выхода. Эффективность политики создания отраслевых барьеров. Классификация отраслевых рынков по высоте и эффективности барьеров.
Сравнительный анализ возможных барьеров входа фирм на рынок.
Роль рынка капитала в создании барьеров входа на товарный рынок. Качество товара и реклама как стратегические барьеры входа на рынок.
Барьеры входа и теория квазиконкурентных рынков. Условия квазиконкурентности. Барьеры входа - выхода в Российской экономике.
Вариант 4
Стратегическое взаимодействие в краткосрочном и
долгосрочном периоде
Парадокс Бертрана. Ценовая конкуренция в бесконечно повторяющихся играх. Ценовая конкуренция и ограниченные мощности. Модель Крепса-Шейнкмана выбора мощностей и ценовой конкуренции: оправдание модели Курно.
Экономическая теория явного и молчаливого сговора. Факторы, воздействующие на стимулы к сговору. Сговор и ценовая война. Проблемы конкурентной политики в отношении сговора.
Издержки входа и структура рынка. Экзогенные и эндогенные издержки входа: различие воздействия на структуру рынка.
Ограничение входа в рамках стратегического взаимодействия продавцов. Избыточные мощности как барьер входа. Модель Спенса-Диксита. Проблемы предотвращения входа: роль достоверной угрозы. Ограничивающая вход цена. Постулат Сайлоса-Лабини и его критика. Модель Милгрома-Робертса цены, ограничивающей вход, в условиях асимметрии информации об издержках.
Парадокс хищнического ценообразования (чикагская школа) и подходы к объяснению эффективности хищнического ценообразования. Проблемы конкурентной политики в отношении крупных компаний.
Потенциальная конкуренция. Модель состязательных рынков. Влияние концепции состязательных рынков на развитие теории и экономическую политику.
Вариант 5
Структуры рынка, патенты и технологические инновации
Патенты, их виды и патентная защита. Длительность и охват патентной защиты: проблема компромисса. Технологические инновации. Условия стимулирования инновационной деятельности фирмы. Результаты лицензирования. Определение оптимального срока инноваций.
Взаимосвязи между структурой рынка и инновациями. Структура рынка и спрос на инновации. Шумпетерианский подход к монополии и спросу на инновации. Величина расходов на инновации продавца на конкурентом рынке и монополиста при отсутствии угрозы входа. Расходы на инновации укоренившегося продавца и потенциального новичка.
Государственная политика в отношении соглашений об инновациях.
Вариант 6
Инновационная деятельность и конкурентоспособность предприятия
Понятие «нововведение». Жизненный цикл инноваций. Категории и классы инноваций. Эффективность инноваций.
Инновационная деятельность в современных экономических условиях. Инновации как важнейшая функция бизнеса.
Инновационный процесс и интеллектуальная собственность. Экономико-правовые аспекты интеллектуальной собственности. Повышение эффективности инновационного процесса: роль и место интеллектуальной собственности.
Вариант 7
Рынки дифференцированных продуктов
Дифференцированные товары. Факторы дифференциации. Классификация моделей с дифференцированным продуктом. Мера продуктовой дифференциации.
Непространственные модели дифференциации продукта. Количественная конкуренция с дифференцированным продуктом. Ценовая конкуренция с дифференцированным продуктом.
Модели пространственной дифференциации товара. Модель Хотеллинга с фиксированным местоположением фирм (случай линейных и квадратичных транспортных издержек). Выбор местоположения и цены. Круговая модель Салопа.
Вариант 8
Асимметрия информации и ее влияние на рынки
Неполнота и асимметрия информации. Проблемы «негативного отбора» и «морального риска» на товарных, финансовых рынках и рынках услуг. Несовершенство информации относительно качества товара: модель Дж. Акерлофа. Способы решения проблемы «неблагоприятного отбора». Сигналы качества как решение проблем, связанных с асимметрией информации. Способы устранения (смягчения) и способы усиления асимметрии ценовой информации. Асимметрия информации о ценах. «Ловушка» для туристов.
Вариант 9
Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения
Вертикальная интеграция (определение). Виды вертикальной интеграции. Вертикальные ограничения. Типы вертикальных ограничений. Стимулы к вертикальной интеграции и заключению вертикальных ограничений. Снижение трансакционных издержек. Решение проблемы двойной монопольной надбавки. Стремление фирмы снизить давление государственного регулирования. Использование ценовой дискриминации. Диверсификация производства. Стремление снизить потери от монопольной власти других фирм.
Риск недобросовестного поведения и проблема «безбилетника» в отношениях производителя и дилера (посредника). Формы вертикальных ограничений. «Ценовые» контракты: линейная цена, 2-х частный тариф (плата за франшизу), установление минимальной и максимальной цены перепродажи (контроль уровня розничных цен). Квоты продаж. Практика «исключительной территории» и «исключительных контрактов». Участие в собственности. Положительные и отрицательные последствия вертикальной интеграции и вертикальных ограничений. Практика антимонопольного регулирования вертикальных ограничений.
Вариант 10
Ценовая дискриминация
Понятие ценовой дискриминации. Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации.
Типы ценовой дискриминации: совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки, ценовая дискриминация по группам потребителей. Экспорт как метод ценовой дискриминации третьего типа.
Практика ценовой дискриминации: связанные продажи, определение комбинаций объема покупки – цены, сезонное ценообразование, скидки как метод ценовой дискриминации в российской торговле и промышленности, межвременная дискриминация.
Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние. Воздействие на распределение доходов, на экономическую эффективность, на конкуренцию.
Антитрестовская политика в отношении ценовой дискриминации.
Вариант 11
Естественная монополия
Естественная монополия: понятие, необходимые и достаточные условия наличия естественной монополии. Модель однопродуктовой и многопродуктовой естественной монополии.
Регулирование отраслей естественной монополии. Цели и предпосылки регулирования естественных монополий. Тарифное регулирование. Использование ценовой дискриминации в регулировании. Проблемы ценообразования по Рамсею. Цены пиковой и непиковой нагрузки: управление распределением потребителей между сегментами рынка. От регулирования тарифов к регулированию предельного изменения индекса корзины тарифов. Неэффективность тарифного регулирования естественных монополий. Издержки регулирования. Воздействие регулирования на стимулы и издержки регулируемых компаний. Регулирование нормы доходности и эффект Аверча-Джонсона.
Дерегулирование: проблема выделения естественно-монопольного компонента. Модели развития конкуренции на рынках естественной монополии. Вертикальное обособление и проблема доступа. Теория и практика эффективного составного ценообразования.
Естественная монополия в России и странах с рыночной экономикой.
Вариант 12
Государственная отраслевая политика
Понятие «государственной отраслевой политики». Основные типы и характеристика отраслевой политики.
Отраслевая структура российской экономики и проблемы социально-экономического развития.
Оценка влияния накопленного технико-экономического потенциала Российской Федерации на современное состояние отраслей.
Эволюция «промышленной политики». Государственная промышленная политика России на перспективу 10-15 лет.
Реформирование экономической среды: бюджетная политика; нвестиционная политика, антимонопольная политика, научно-техническая и технологическая политика, организационные и институциональные преобразования, политика в отношении малого бизнеса.
Меры по реализации промышленной политики.
Внешнеторговая политика России: основные направления и характеристика.
Антимонопольная политика России: цели и условия реализации. Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении антимонопольной и промышленной политики.
Вектор развития инвестиционной политики в России.
Работа над основной частью контрольной работы
Основная часть контрольной работы по дисциплине «Теория отраслевых рынков» состоит из теоретического раздела. Методические рекомендации по его выполнению приведены ниже.
Теоретический раздел контрольной работы представляет собой самостоятельное и творческое изложение материала, дающее представление об определенном вопросе в области теории и анализа отраслевых рынков и свидетельствующее о соответствующих знаниях обучающегося.
Наименование теоретической части контрольной работы обучающийся формулирует в соответствии с темой исследования. Самостоятельно осуществляется определение структуры теоретической части и ее рубрикация. При этом необходимо учитывать рекомендации по минимуму содержания теоретической части контрольной работы.
При выполнении теоретического раздела работы необходимо оценить степень изученности исследуемого вопроса, изложить разные подходы к его рассмотрению, освещаемые в учебной и научной литературе, в средствах массовой информации.
Большое значение при написании контрольной работы имеет четкое обозначение используемых при проведении исследования категорий теории отраслевых рынков. Поэтому перед проведением литературного обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их в контрольной работе не допускало неоднозначного трактования. Это означает, что то или иное понятие может неодинаково определяться различными авторами (например, в узком или широком смысле). В контрольной работе важно, чтобы любое используемое понятие во всем контексте работы, от начала до конца, имело лишь одно, четко определенное автором значение.
Общие рекомендации по работе с литературными источниками приведены в Приложении В. Также рекомендуется придерживаться следующих принципов:
1) строить литературный обзор по принципу «от общего к частному». Это означает, что необходимо показать, в силу каких соображений обучающийся придерживается той или иной парадигмы исследования;
2) соблюдать принцип соразмерности. Это означает, что если обучающимся предпринимаются попытки проанализировать несколько подходов к рассмотрению исследуемого вопроса, то каждому из них должно быть уделено равное внимание;
3) соблюдать принцип авторства. Это означает, что в контрольной работе следует четко разграничивать мнения различных авторов и собственные оценки, выводы, соображения. Все цитируемые материалы должны иметь ссылки на автора и литературный источник, а собственные рассуждения должны быть обозначены такими фразами, как: «по нашему мнению», «следует отметить», «с нашей точки зрения», «на наш взгляд» и т. п.
Все подразделы теоретического раздела контрольной работы должны быть логически взаимоувязаны и содержать краткие выводы по существу рассматриваемых вопросов. При выполнении основного раздела обучающийся должен продемонстрировать способность самостоятельно анализировать и излагать собственные взгляды на рассматриваемые в работе вопросы.
Таким образом, в основном разделе контрольной работы дается обзор литературы по исследуемым вопросам теории отраслевых рынков и формируется концепция их изучения.