Тема 3. Анализ кривых безразличия и его применение
Основные вопросы
1. Выбор между покупкой товара и расходами на все другие товары
2. Кривые «доход – потребление» и кривые Энгеля. Законы Энгеля.
3. Кривые «цена – потребление» и выведение кривых спроса
4. Эффект замещения и эффект дохода
5. Анализ последствий стимулирующих льгот
6. Использование кривых безразличия для анализа последствий экономической политики
Методические указания
Выбор потребителя между количеством одного товара и объемом всех других товаров графически изображается в системе координат, осями которой являются: количество данного товара (ось абсцисс, Х) и денежные расходы на все другие товары (ось ординат, I). В этом случае предельная норма замены MRSXI будет выражать предельную ценность товара Х (MBX), или количество денег, от которого потребитель согласен отказаться ради получения дополнительной единицы товара Х: MRSXI = MUX : MUI = MBX.
Уравнение бюджетной линии в этом случае будет иметь вид: рХХ + Y = I, где Y – расходы на другие товары (кроме Х). Тангенс угла наклона бюджетной линии будет равняться цене товара Х.
Равновесие потребителя выразится равенством: MBX = рХ, т.е.: предельная ценность товара Х установится на уровне его цены.
Кривые «доход – потребление» выражают зависимость между уровнем дохода (I) и оптимальным для потребителя объемом покупки товара Х при заданной цене этого товара и прочих равных условиях в системе координат, осями которой являются количество данного товара и расходы на прочие товары. На их основе строятся «кривые Энгеля», выражающие ту же зависимость в другой системе координат: доход – количество товара.
Если с ростом дохода потребителя объем покупки товара сокращается, то такой товар является низкокачественным, если растет, – то нормальным (обычным) товаром, если растет быстрее, чем доход, – то товаром высокого качества.
Кривые «цена – потребление» выражают зависимость количества товара Х, выбранного потребителем при заданном уровне дохода от цены этого товара при прочих равных условиях в системе координат, осями которой служат расходы на прочие товары и количество данного товара. На их основе строятся кривые индивидуального спроса, изображающие ту же зависимость в системе координат: цена – количество товара. Кривые рыночного спроса образуются как сумма по горизонтали кривых индивидуального спроса.
Эффект замещения – это количественное изменение объема покупки товара при предположении, что его цена изменилась, а уровень получаемой потребителем полезности остался прежним. Эффект дохода – количественное изменение объема покупки вследствие изменение уровня получаемой потребителем полезности, вызванного изменением цены.
Формула Е.Е. Слуцкого для определения эффектов замещения и дохода: ; где: – изменение объема спроса на товар Х при изменении его цены на единицу; – эффект замещения, предполагающий, что уровень полезности для потребления остается неизменным при изменении цены; – эффект дохода.
Введение льгот для потребителей или налогов отражается на форме бюджетной линии, она становится ломаной или меняется угол ее наклона.