Производственная мощность предприятия

Производственная мощность предприятия - это объективная технико-экономическая категория, которая определяется уровнем развития производительных сил. Она отражает максимальные возможности предприятия по выпуску продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества при имеющемся оборудовании и наличных производственных площадях.

Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный годовой (суточный, сменный)выпуск продукции (работ, услуг) при полном использовании производственных машин, оборудования и площадей с учетом применения передовой технологии и организации производства и труда. Производственная мощность определяется независимо от рабочей силы.

Наряду с понятием "производственная мощность" применяется понятие "пропускная способность", которая характеризует максимальный выпуск продукции применительно к работе отдельного станка, оборудования, агрегата, поточной линии или группы взаимосвязанных станков. Она исчисляется за час, смену, сутки, декаду. Производственная мощность характеризует максимальный выпуск продукции предприятием в целом или какой-нибудь его структурной единицей (цехом, участком). Она выражается, как правило, в натуральных показателях производимой продукции (например, автомобильного завода в количестве автомобилей, текстильной фабрики - в кв. метрах тканей, химического предприятия - в тоннах и т.д.).

В практике расчетов различают 3 вида производственных мощностей: входную, выходную и среднегодовую.

Под входной понимается производственная мощность (ПМ) предприятия, цеха, участка на начало периода или на конкретную дату какого-нибудь периода, которая обусловливается наличными на эту дату средствами производства и достигнутыми нормами трудоемкости выпускаемой продукции или производительности оборудования.

Под выходноймощностью понимается ПМ предприятия, цеха, участка на конец периода. Ее величина определяется не только наличными на предприятии средствами производства и достигнутыми нормами выработки, но также наращиванием (увеличением) производственных мощностей. Наращивание ПМ может осуществляться на основе:

· повышения производительности труда и оборудования;

· повышение экстенсивности и интенсивности оборудования;

· внедрения новых технологий;

· улучшения организации труда и производства;

· ввода дополнительных мощностей, производственных площадей и других средств производства.

Среднегодовая мощность рассчитывается по формуле:

  ПМср. Год = ПМв +    

где ПМв - входная производственная мощность;

ПМкс - мощность, вводимая в результате нового капитального строительства;

ПМр - мощность, нарастающая в результате расширения, реконструкции и т.п.;

ПМлик - ликвидируемая мощность;

t1, t2, t3 - количество месяцев работы соответствующих мощностей;

12 - количество месяцев в году.

Определение ПМ начинается с расчета пропускной способности агрегатов или групп оборудования. С этой целью рассчитывается рабочее (полезное) время агрегата или группы однородного оборудования.

Для агрегатов непрерывного действия (доменные, мартеновские цехи, химические агрегаты и т.п.) полезное (рабочее) время рассчитывается по формуле:

  Тнепрпол = [tк - (tр + tпт)] 24  

где tк - календарное количество дней в периоде;

tр - плановое количество дней ремонта, связанное с остановкой;

tпт - время технических перерывов, не предусмотренных нормой ( планом);

24 - продолжительность суток, часы.

Для агрегатов прерывного действия полезный фонд времени определяется по формуле:

  Тпрерпол = [(tк - tвпр - tкр) Ксм tсм] ,  

где tвпр - количество выходных, праздничных и нерабочих дней;

tкр - количество дней капитального ремонта, связанное с остановкой;

Ксм - коэффициент сменности;

tсм - продолжительность смены, часы;

Кпр - коэффициент простоев, %.

Производственная мощность рассчитывается по техническим (указанным в паспорте оборудования) или достигнутым показателям производительности оборудования, нормам использования площадей, трудоемкости изделий, нормам выхода продукции из сырья и др.

ПМ непрерывного действия определяется по формуле:

  ПМнепр = Q Квых ,  

где Q - вес сырых материалов, перерабатываемых за один цикл или период;

Квых - коэффициент выхода основной продукции из сырых материалов;

Тпол - полезное (эффективное) время работы агрегата в течение периода, на который рассчитывается мощность;

tц пер- продолжительность цикла переработки сырья.

ПМ предприятия или цеха с однотипным оборудованием (текстильная, швейная, пищевая и другие виды производства) рассчитываются по формуле:

  ПМцеха = или ПМцеха = ПМоб Nоб Кн ,  

где Nоб - количество однотипного оборудования, штук;

Тпол - полезный фонд времени работы одной единицы оборудования (агрегата, станка, машины), часы;

Кис - коэффициент, учитывающий уровень использования производственной мощности оборудования (агрегата, станка, машины);

tед - норма времени в часах на изготовление единицы продукции (трудоемкость изготовления);

ПМоб - нормативная производительность единицы оборудования;

Кн - коэффициент выполнения норм.

На практике в большинстве случаев ПМ в общем виде может быть определена по формуле:

  ПМ= ,  

где Тпол - полезный (рабочий), фонд времени работы предприятия (цеха, участка), часы;

tед - трудоемкость изготовления единицы продукции, часы (минуты).

Для обоснования производственной программы производственными мощностями, а также для определения необходимой величины реальных инвестиций для наращивания производственной мощности на каждом предприятии ежегодно должен разрабатываться баланс производственной мощности, который включает:

1) мощность предприятия на начало планового периода (входная мощность);

2) величину нарастания производственной мощности за счет различных факторов (модернизации, реконструкции, технического перевооружения и др.);

3) размеры уменьшения производственной мощности в результате выбытия, передачи и продажи основных производственных фондов, изменения номенклатуры и ассортимента продукции, изменения режима работы предприятия, консервации оборудования и др.;

4) выходную производственную мощность, т.е. мощность на конец планового периода;

5) среднегодовую производственную мощность предприятия.

Если возможный объем реализации, определенный на основе изучения рынков сбыта, окажется ниже среднегодовой производственной мощности (Vпр < ПМср.год ), то это означает, что производственная программа, установленная на уровне возможного объема реализации, обеспечена производственными мощностями.

Для обеспечения устойчивой работы и своевременного удовлетворения рыночного спроса предприятие должно иметь оптимальный резерв производственной мощности.

ТЕМА 9: Нематериальные ресурсы и активы

предприятия

1. Нематериальные ресурсы.

2. Нематериальные активы.

3. Оценка стоимости и амортизация нематериальных активов.

Нематериальные ресурсы

Современный период развития цивилизации характеризуется тем, что значение физических (материальных) ресурсов постепенно уменьшается, а значение услуг и нематериальных ресурсов неуклонно растет.

По своей природе нематериальные ресурсы – это результат уникальных знаний в любой форме или следствие редкостности каких-либо ресурсов.

Нематериальные ресурсы – это составная часть потенциала предприятия, способная приносить пользу на протяжении длительного периода времени, для которой характерно отсутствие материальной основы получения дохода и неопределённость размеров будущей прибыли от её использования.

К ним относятся: объекты интеллектуальной собственности, а также другие ресурсы нематериального происхождения. Понятие интеллектуальной собственности закреплено Стокгольмской конференцией в 1967г.

В Украине нормативным документом и по регламентации содержания нематериальных ресурсов и порядке их бухгалтерского учета выступают П(с)БУ 8 «Нематериальные ресурсы»; налоговый учет Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятия»; имеются Законы Украины в отношении отдельных видов нематериальных ресурсов: «О научно-технической информации»; «Об авторском праве и сменных «правах», «Об охране прав на изобретения и полезные модели», «Об охране прав на промышленные образцы», «Об охране прав на знаки для товаров и услуг».

В составе объектов интеллектуальной собственности выделяют: объекты промышленной собственности, объекты охраняемые авторским правом и смешанными правами, другие (нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности).

К объектам промышленной собственности принадлежат: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменное наименование, способы защиты от недобросовестной конкуренции.

Изобретения – это отмеченное существенной новизной решение технической задачи в любой отрасли народного хозяйства, дающее положительный эффект.

Изобретением считается лишь конкретное решение технической задачи. Предложения в виде идеи, общая постановка задачи не могут быть изобретением.

Промышленный образец – это новое, пригодное к осуществлению промышленным способом художественное решение изделия, в котором достигается единство технических и эстетических свойств. Художественное решение конкретной формы изделия признается промышленным образцом и обеспечивается правовой охраной при условии его новизны, оригинальности и пригодности к промышленным изготовлениям.

Некоторые изделия не подлежат охране как промышленные образцы. Это галантерейные изделия, трикотажные изделия, ткани (кроме декоративных), обувь и головные уборы.

Полезные модели – это новые по виду, форме, размещению частей или строению модели.

Товарным знаком считается оригинальные обозначения (имя, термин, рисунок или их сочетание), которые имеют правовую защиту и предназначены для выделения данного товара среди других подобных.

Если под товарным знаком предлагаются услуги, то он называется знаком обслуживания.

Товарный знак должен идентифицировать товар (услугу) . Основными требованиями к товарному знаку является их индивидуальность, узнаваемость, привлекательность их охраноспособность, не нарушение общественных интересов.

Все эти виды промышленной собственности закреплены еще в 1883 году Парижской конвенцией по охране промышленной собственности.

К объектам промышленной собственности также фирменные наименования – это установленное обозначение предприятия или отдельного лица, от имени которого осуществляется производственная или другая деятельность.

Недобросовестной конкуренцией считают любые конкурентные действия, которые противоречат правилам и принципам предпринимательской деятельности.

К объектам, охраняемым авторским правом и смежными правами принадлежат как опубликованные, так и не опубликованные произведения в области науки, литературы и искусства, которые существуют в таких объективных формах:

- письменной (рукопись, машинопись и т.д.);

- устной (публичные выступления, лекции, речи и т.п.);

- изобразительной;

- объектно – пространственной (скульптуры, модели и т.п.);

- в других формах.

Интеллектуальная собственность, как ресурс предприятия связана с его информационной системой. Информация является объектом правовой собственности граждан, юридических лиц и государства. Важнейшими объектами интеллектуальной собственности, связанной с информационной деятельностью и формирующие НеР предприятия, является программное обеспечение ЭВМ, базы данных.

Программное обеспечение – это совокупность программ, которые используются в работе с ЭВМ, оно также защищается авторским правом.

Базы данных – это определенная совокупность программных, организационных и технических средств, которые соответствующим образом систематизированы и сконцентрированы в определенном месте и пригодных для чтения машиной.

Смежные права – это права которые как бы принимают к авторскому праву и являются производными от него.

Их подразделяют на три вида: права исполнителей; права производителей фонограмм; права организаций вещания.

К другим нетрадиционным объектам интеллектуальной собственности относят: «ноу-хау», гудвил, рационализаторское предложение, коммерческую тайну.

«Ноу-хау» (знать как делать) – это незащищенные сохранными документами и не обнародованные знания и опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового и другого характера, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг.

«Гудвилл» – согласно П(с)БУ 19 «Объединение предприятий» Приказ Министерства Украины от 7.07.99г. – это превышение стоимости приобретения над долей покупателя в справедливой стоимости приобретенных идентифицированных активов и обязательств на дату приобретения. Стоимость гудвилла определяется разницей между ценой приобретения и балансовой стоимостью соответствующих активов. Порядок учета гудвилла также регулируется П(с)БУ.

Рационализаторское предложение – это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано.

«Коммерческая тайна» – это совокупность каких – либо видов информации о деятельности предприятия, разглашение которой может нанести вред интересам данного предприятия, либо причинить экономические убытки. Охраняется Законом Украины «О коммерческой тайне». Там же содержится перечень информации, которая попадает под охрану.

Нематериальные активы.

Так как нематериальные ресурсы представлены в основном совокупностью новых знаний, направленных на формирование тех или иных материальных выгод, то, доступ к таким знаниям должен быть защищен правами, которые сами по себе и являются нематериальными активами. В виду того, что в Украине существует различие между бух учетом и налоговым учетом нематериальных активов, приведем два определения НА.

Нематериальные активы – это объекты интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные в порядке, определенном соответствующим законодательством, объектом права собственности плательщика налога (Закон «О налогообложении прибыли предприятия»).

В соответствии с П(с)БУ 8 «Нематериальный актив представляет собой немонетарный актив (кроме денежных средств) который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован и содержится предприятием с целью использования в течении периода более одного года для производства административных целей или предоставления в аренду другим лицам.

Или если нивелировать букву закона то нематериальные активы – это категория, возникающая в следствие владения правами на объекты интеллектуальной собственности или на ограниченные ресурсы и их использование в хозяйственной деятельности с получением дохода.

В состав нематериальных активов включаются права:

- возникающие вследствие владения патентами и свидетельствами на соответствующие объекты промышленной собственности;

- возникающие вследствие владения объектами авторского права и смежных прав;

- на использование нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности;

- на использование земельных участков и природных ресурсов;

- возникающие вследствие заключения лицензионных соглашений;

- организационные затраты на создание предприятия;

- лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.

Принцип юридической защиты объектов интеллектуальной собственности очень прост: запрещается использование НА без разрешения их собственника или их подделка.

Формы правовой защиты различаются в зависимости от типа активов.

Право собственности на изобретения, полезные модели и промышленные образцы удостоверяются патентами.

Патентом называется выданный государственным органом (патентным ведомством) охранный документ, который подтверждает право его собственника на соответствующий объект промышленной собственности.

В случае нарушения прав собственника он может через суд требовать компенсацию убытков.

Исключительное право, которое предоставляет патент, существует лишь на территории той страны, которая выдала патент.

Правовая охрана знаков для товаров и услуг и фирменного наименования осуществляется на основе государственной регистрации. Собственник такого свидетельства о регистрации имеет право проставлять рядом со знаком предупредительную маркировку, указывающую в какой стране этот знак зарегистрирован.

Лицо, имеющее авторское право, для сообщения о своих правах на произведения, на компьютерные программы и базы данных может использовать знак охраны авторского права, который ставится на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы С в круге, имени (наименовании) лица, имеющего авторское право и года первой публикации произведения.

Можно также зарегистрировать свое авторское право и другие необходимые сведения в официальных государственных реестрах. В этом случае выдается свидетельство о регистрации прав автора.

Обладатели смежных прав: производители фонограмм, организации вещания, исполнители должны соблюдать права авторов, исполнителей и права производителей фонограмм.

Они могут использовать на всех экземплярах фонограмм или их упаковках использовать знак охраны смежных прав – R в круге, имени лица, имеющего смежные права и годы первой публикации фонограммы.

«Ноу-хау», рационализаторские предложения, являющиеся собственностью предприятия, не имеют специальной правовой защиты. Порядок их защиты определяется руководством предприятия. За разглашение информации о «ноу-хау» и коммерческой тайны предусмотрена Законом строгая ответственность.

Реализация права собственности на НР возможна или самим собственником, или другой заинтересованной стороной с его разрешения. Такая передача права использования осуществляется в виде лицензионного соглашения. (О лицензиях подготовить материал самостоятельно).

Наши рекомендации