Сущность и оценка эффективности торговли
В современных условиях дальнейшее развитие российской экономики непосредственно связано с повышением эффективности производства. Для того, чтобы успешно решать многообразные экономические и социальные задачи, стоящие перед страной, нет другого пути, как кроме резкого повышения эффективности всего общественного хозяйства в целом и каждой отрасли отдельно.
Для торговли и общественного питания существенное значение имеет понимание сущности, эффективности, выбор критериев и показателей, ее характеризующих, изучение факторов способствующих росту.
Эффективность – сложная, многогранная категория, присущая всем этапам развития общества. Она отражает характерные экономические, социальные, технологические, психологические и иные особенности в объекте исследования. Эффективность оценивается во всех сферах деятельности, на различных ее уровнях (на макроуровне и микроуровне), анализируется и прогнозируется.
Эффективность национального хозяйства, отдельных отраслей и предприятий всегда являлась предметом исследования ученых и одним из определяющих факторов в выборе сферы деятельности для предпринимателей. При государственной собственности эффективность хозяйствования и пути ее повышения были постоянной заботой государственных органов управления, правящей партии, профсоюзов. Тем не менее механизм повышения эффективности работы отдельных отраслей и предприятий в условиях государственной собственности выработать не удалось, так как не были изучены многие макро и микроэкономические проблемы.
На современном этапе, несмотря на определенные различия в трактовые эффективности, все ученые рассматривают ее как воспроизводственную категорию. В результате прохождения продукции через фазы воспроизводства возникают экономические отношения по поводу эффективного использования ресурсов для достижения конечных результатов на уровне национального хозяйства, так и на уровне отдельной отрасли.
Эффективность торговли – это экономическая категория, выражающая отношение всех участников торгово-технического процесса по поводу совокупной конечной результативности выполняемых отраслью функций, направленных на оптимизацию рынка потребительских товаров и наиболее полное удовлетворение спроса населения на товары и услуги.
Критериями эффективности отрасли в абстрактной форме являются:
а) совокупный результат, характеризующий торговлю как часть хозяйственного механизма, выделенную на основе общественного разделения труда, выполняющую как экономические, так и социальные задачи;
б) соотношение между достигнутыми отраслью конечными результатами и совокупными затратами, с которыми связано получение этого результата.
Таким образом, критерии внутренней торговли – это понятия, выражающие сущность торговли и торгового обслуживания. Критерии эффективности торговли не изменяются в зависимости от сферы исследования и уровня рассмотрения, поскольку неизменна сущность данной категории. Количественное выражение критерии получают в обобщающих показателях.
Единая сущность и единый подход к определению критериев эффективности не исключают многообразия ее видов и форм.
В современной теории раскрываются понятием трех разных видов эффективности:
1. Эффективность хозяйственной деятельности определяется полученными результатами, которые отражают достижение стратегических и тактических целей развития и конкурентным успехом на рынке.
2. Эффективность использования отдельных видов ресурсов, измеряемая соотношением полученного результата и эффекта.
3. Эффективность производства товаров или услуг, состоящая в использовании минимального количества ресурсов для производства данного объема товаров и оказания услуг и в снижении издержек всех видов.
Классификация форм проявления эффективности производится по следующим признакам:
- по уровню рассмотрения (экономически в целом региональная, отраслевая, территориальных комплексов, хозрасчетная эффективность);
- по степени охвата результата: общая (социально-экономическая) эффективность; частная (социальная, экономическая) эффективность.
Методологически и методически в литературе (отечественной и зарубежной), нормативных документах достаточно полно разработана система показателей оценки экономической эффективности работы коммерческих структур применительно к рыночным условиям, включая экономическую эффективность предприятий, работающих на рынок потребительских товаров.
Экономическая эффективность – это воспроизводственная экономическая категория, поэтому ее оценка отражена в показателях эффективности использования отдельных видов ресурсов. В числе обобщающих показателей эффективности в последнее время используются показатели ресурсоотдачи: эффективность текущих затрат живого и овеществленного труда, связанных с процессами товарного обращения; доходность совокупных затрат (как отношение добавленной стоимости (ВДС) к объему совокупных затрат); эффективность ресурсов социально-экономического потенциала сферы товарного обращения (сопоставление розничного товарооборота с совокупным объемом материальных и трудовых ресурсов). Исследуется эффективность на основе показателей, к примеру, таких, как соотношение отдельных видов ресурсов и затрат; эффективность использования трудовых ресурсов.
Эффективное хозяйствование отрасли связано с достижением экономической эффективности на всех уровнях управления ею и во всех сферах ее деятельности.
Развитие торговли является непременным условием роста эффективности общественного воспроизводства: торговля органически связывает производство и потребление; в процессе товарного обращения для своего функционирования она использует материальные, трудовые и финансовые ресурсы. При реализации товара потребителю произведенный продукт находит свое выражение в общественном признании. Поэтому эффективность торговли в первую очередь должна определяться в воспроизводственном процессе, по мере выполнения функций, с учетом затрат на продвижение товара, обеспечение эффективного и сбалансированного функционирования всей экономики и, наконец, исходя из ее участия в росте производства и национального дохода и удовлетворении потребностей населения.
В течение длительного периода наиболее распространенным измерителем эффективности торговли учеными и практиками признается розничный товарооборот. Действительно, товарооборот является одним из важнейших показателей социально-экономического развития страны, характеризующим заключительный этап продвижения товаров в сферу потребления. Посредством его получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость части общественного продукта. Товарооборот характеризует объем потребления материальных благ, жизненный уровень населения, оборот денежных средств. В его структуре отражаются объем и организация производства потребительских товаров, предложение товарной массы и спрос на товары. Товарооборот используется в качестве оценочного показателя функционирования рынка. В розничном товарообороте отражается как экономический, так и социальный эффект. Товарооборот позволяет характеризовать уровень социально-экономической эффективности рынка потребительских товаров и услуг.
Социальная эффективность в современной теории характеризует способность торговли решать задачи по организации потребления товаров, снижению совокупных затрат на потребление (покупка товаров, приготовление пищи, уборка помещения и др.). В известной степени социальный эффект отражается на эффективности всего воспроизводственного процесса.
Социальный эффект выражает эффективность собственно торговли и через рассмотрение и оценку: степени влияния ее на важнейшие показатели уровня жизни, удовлетворение потребностей населения, социальный прогресс общества, согласованность государственных, коллективных и личных интересов в области производства и реализации потребительских товаров, в сбалансированности спроса и предложения
Социальный эффект не поддается количественному измерению. Данное положение касается таких качественных сторон, как удовлетворенность покупателя культурой торговли, оценка принесенного вреда человеку в результате низкой культуры торговли, влияние культуры на рост производительности и повышение качества труда покупателей, занятых в сфере экономики, высвобождение времени покупателя, затраченного на покупку товаров и на удовлетворение других потребностей, влияние настроения покупателей на производительность труда на основном производстве.
Социальная эффективность торговли отражает результативность национального хозяйства и уровень жизни населения, культуру народа, условия его труда и быта, т.е. напрямую связана с экономической эффективностью рыночной экономики.
Различия между экономической и социальной эффективностью торговли не носят абсолютного характера. Они довольно условны. Рост экономической эффективности ведет к росту эффективности социальной, а рост социальной эффективности не может осуществляться без роста экономической эффективности. Поэтому эффективность торговли следует понимать как социально-экономическую и проявляющуюся:
1) в достижении эффекта в процессе продвижения и реализации товара (продукта) в интересах общества при оптимальных затратах совокупного труд;
2) в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах при высоком качестве торгового обслуживания.
Управление эффективности торговли с целью ее повышения невозможно без количественного измерения эффективности. Интегральный показатель эффективности торговли подобрать затруднительно. Ее можно оценить только на основе системы показателей. Необходимость применения системы показателей, находящихся в непрерывной логической связи друг с другом, вытекает из самой сущности категории торговли ввиду сложности и емкости данного понятия.
Торговая отрасль сложная многоуровневая экономическая система, функционирование которой проявляется в разнообразных технологических, экономических и социальных сферах. Поэтому для управления отраслью с целью повышения ее результативности целесообразно использовать комплексный подход, основанный на обобщении существующих теоретических воззрений. С этих позиций эффективность торговли выступает как:
1) обобщающая (совокупная) эффективность торговли и общественного питания;
2) эффективность торговли как звена территориально-хозяйствен-ного комплекса;
3) эффективность внутриотраслевых систем (розничной торговли, оптовой торговли, общественного питания) на уровне страны или территории.
В соответствии с выбранным подходом критерием общей эффективности отрасли является тот вклад, который приносит ее вновь создаваемый продукт или услуга в удовлетворение общественных потребностей.
Результатом функционирования торговли является не создание новых товаров (продуктов труда), а удовлетворение потребительского спроса населения на товары и услуги, степень воздействия торговли на производство и потребление. Эффект проявляется не только в самой этой сфере, но и за ее пределами – в производственных и других отраслях, работающих на потребительский рынок, то есть не только в производстве, но и в потреблении. Ускорение процесса обращения потребительских товаров как результат деятельности торговли оказывает влияние на деятельность всего воспроизводственного цикла, рост общественной производительности труда, а значит, и на конечный результат – экономическую эффективность развития экономики в целом. Если процесс воспроизводства в результате ускорения общественного продукта заканчивается быстрее, то на каждую единицу времени, затраченную на создание валового внутреннего продукта (ВВП), приходится большая его величина.
Эффективность сферы обращения, где торговля осуществляет функции обмена, проявляется в первую очередь в том, что, выполняя на основе разделения труда специализированные функции по реализации продукции производственного и потребительского назначения, она обеспечивает экономичность национального хозяйства, способствует высвобождению внерабочего времени населения, для культурного роста, профессионального образования и, в конечном счете, росту производительности и эффективности совокупного труда.Поэтому эффективность торговли проявляется прежде всего в социально-экономических результатах.
Социально-экономическая эффективность торговли на уровне всей отрасли может быть оценена следующими показателями:
- экономией общественного труда;
- воспроизводством рабочей силы;
- увеличением трудовых ресурсов;
- участием отрасли в распределении по труду;
- уровнем удовлетворения спроса на потребительские товары и услуги;
- повышением качества торгового обслуживания;
- увеличением свободного времени населения.
При этом следует отметить, что первые четыре показателя не поддаются количественному исчислению, а остальные – трудноисчисляемы. В связи с тем, что пока нет определенного подхода к определению трудноисчисляемых показателей эффективности торговли, экономистам приходится в каждом конкретном случае прибегать к специальным расчетам.
Общая экономическая эффективность торговли характеризуется такими показателями как:
- доля отрасли в национальном продукте;
- время пребывания товара при движении от производителя к потребителю;
- увеличение розничного оборота и оборота предприятий общественного питания;
- сокращение издержек обращения и производства.