Задания для самостоятельной работы. 1. Эластичность спроса и предложения, а также коэффициент эластичности имеют не только теоретическую
1. Эластичность спроса и предложения, а также коэффициент эластичности имеют не только теоретическую, но практическую значимость. Перечислите несколько экономических показателей работы фирмы, зависящих от эластичности покупательского спроса и предложения товаров этой фирмы.
2. Кривая спроса на стулья описывается уравнением Qd=600-2P, а кривая предложения стульев Qs= 300+4P.
а) Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.
б) Если местными органами власти установлена фиксированная цена на один стул в 10 ден. ед., что возникнет на рынке (дефицит, излишек), на какую величину?
3. В результате повышения цены на товар с 10 до 12 руб. объем спроса сокращается с 8 до 6 тыс. штук. Определить тип и коэффициент эластичности спроса по цене.
4. В таблице приведена шкала спроса и предложения сотовых телефонов.
Цена, ден. ед. | Объем спроса | Объем предложения |
Найти равновесную цену и равновесный объем продаж.
а) Если цена равна 12 ден. ед., каков объем продаж?
б) Если цена 20 ден. ед., каков объем продаж?
5. Какова будет кривая спроса - более пологая или более крутая - у групп населения с высоким и с низким доходом?
6. Предложение товара описывается уравнением Qs=0,4P. Изменится ли эластичность предложения, если цена товара изменится с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.?
7. Спрос и предложение на молоко можно записать при помощи уравнений: Qd=20-2P, Qs= -10+4P. В результате введения фиксированного уровня цены на молоко имело место его перепроизводство в объеме 12 пакетов. На каком уровне цена на молоко была зафиксирована государством?
8. Фирма, производящая шампунь объявила о временном снижении цен со 100 до 80 рублей за единицу продукции. В результате этих мер, фирма продала в 2 раза больше шампуня. Чему равен коэффициент точечной эластичности?
9. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар субститут: спрос на уголь (при росте цен на нефть)? Спрос на чай (при росте цен на кофе)? В каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары, т.е. уголь, чай?
10. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар – комплемент: а) спрос на ягоды (при росте цен на сахар)?
б) спрос на фотоаппараты (при росте цен на фотопленку)?
в) спрос на энергоёмкие марки автомобилей (при росте цен на бензин)?
Темы докладов и рефератов
1. Излишки потребителя и производителя. Равновесие по Вальрасу и Маршаллу.
2. Нарушение равновесия на рынке. Паутинообразная модель.
3. Государственный контроль над ценами и его позитивные и негативные последствия.
4. Закон спроса и предложения в системе рыночного механизма. Поиски свободной ниши.
5. Эластичность спроса и предложения в системе рыночного механизма.
6. Модель рыночного равновесия при вмешательстве государства.
ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Принятие решений потребителем. Суверенитет, рациональность и независимость выбора потребителя. Закон повышения потребностей. Полезность. Функция полезности. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
Кардиналистский (количественный) подход к анализу полезности. Общая и предельная полезность. Потребительское равновесие. Первый закон Госсена. Второй закон Госсена. Ординалистский (порядковый) подход к анализу полезности. Эффект присоединения к большинству. Эффект Веблена. Эффект сноба.
Объяснение поведения потребителя с помощью кривых безразличия. Свойства кривых безразличия. Бюджетная линия. Пересечение бюджетной линии с кривой безразличия – условие равновесного положения потребителя. Кривая Энгеля. Потребительская корзина. Потребительские предпочтения во времени.
План семинарского занятия
1. Рациональное поведение потребителя.
2. Кривые безразличия: анализ потребительских предпочтений.
3. Кардиналистский подход к анализу полезности.
4. Ординалистский подход к анализу полезности.
Основные понятия
Полезность. Общая полезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Потребительское равновесие. Эффект присоединения к большинству. Эффект Веблена. Эффект сноба. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Потребительское равновесие. Потребительская корзина. Кривая Энгеля.
Контрольные вопросы
1. Какие факторы влияют на поведение потребителя?
2. Каким образом изменение дохода и цен влияет на поведение потребителя?
3. Всегда ли потребитель действует в рамках бюджетного ограничения дохода?
4. Чем отличаются понятия «полезность» и «предельная полезность»?
5. Что гласит закон убывающей предельной полезности?
6. В чем особенность кардиналистского (количественного) подхода к анализу полезности?
7. Что предполагает ординалистский подход к анализу полезности?
8. Как потребителю удается, не выходя за пределы своего бюджета приобрести именно те товары и услуги, при помощи которых можно максимизировать удовлетворение потребностей?
9. В связи с чем экономисты вывели правило максимизации полезности?
10. Что представляет собой бюджетное сдерживание?
11. От чего зависит расположение бюджетной линии?
12. Почему движение бюджетных линий вправо и влево экономисты рассматривают как карту безразличия, а кривые – как кривые безразличия?
13. Что означает понятие «экономическая ценность времени»?
14. Чем объясняется сходство кривой предельной полезности и кривой рыночного спроса (обе имеют отрицательный наклон)? Может ли кривая спроса иметь положительный наклон?