Ценообразование в маркетинге

Особенности и принципы современного ценообразования.

Цена является экономической категорией любой экономики, от которой зависит деятельность предприятия и ее эффективность Процесс установления и разработки цены в зависимости от различных факторов, называется циноутвор Ренни Согласно экономической системы государства выделяют рыночное и командно-административное ценообразованиеня.

Рыночное ценообразование

базируется на общих объективных и субъективных законах в разных обществах, главными из которых являются закон стоимости, закон спроса, закон предложения, закон товарно-денежного обращения, закон полезности бла аг и др. Эти законы определяют особенности ценообразования и, в дальнейшем, политику на предприятияхі.

Командно-административное ценообразование

Базируется в основном на принципе затратного механизма формирования цены и осуществляется государственными органами В основе этого направления ценообразования лежат затраты предприятия на производство товаров, оказание ние услуг и установления нормативной прибыли, получение и распределение которого в основном находятся под контролем государстви.

Процесс ценообразования осуществляется на основании методологии, т.е. совокупности общих принципов, правил, методов разработки цены, формирования концепции ценообразования, определение системы цен в государстве и руководства процессом ценообразования в целом Методология образования цен является единой для любой системы, независимо от того, кто их устанавливает, а также срока их действия, сферы деятельности предприятия и др. На основании методологии разрабатываются политика ценообразования предприятия и стратегии, которые могут быть применены Политика ценообразования конкретизируется различными методами установления и контроля за ценам, которые отличаются направленностью, целью, механизмом образования и действия есть методика как элемент методологии позволяет проводить ту политику, которая в первую очередь отвечает экономической стратегии д ияльности предприятия в циломлому.

Принципы ценообразования

Важнейшим элементом методологии ценообразования является ее принципы ценообразования (рис 31) В общем виде они образуют постоянные положения, характерные для всей системы цен и с основой при ее образовании К главных принципов ценообразования относятся тактакі.

Ценообразование в маркетинге - student2.ru

Рис 31Принципы ценообразования

1 Научность Сущность принципа состоит в том, что при определении цены на изделие или услугу необходимо использовать действующие в обществе общеэкономические и особые законы развития экономики и лиц бенности их действия в зависимости от времени и различных внешних и внутренних факторов Определение цены должно базироваться на глубоком научном анализе рынка и всех рыночных элементов, действ ства, технологии производства товара и возможностей их изменений, прогнозов изменения уровня цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие, из которых производится продукция.

2 Целевая направленность Осуществление этого принципа заключается в определении экономических и социальных проблем, для решения которых будет использоваться цена Государство в целом определяет те направления, которые ей по отрибно развивать, и устанавливает цену, которая будет стимулировать развитие предприятий или отраслей, производящих определенный товар В основном это касается производства совершенно новой продукции и то товаров, производимых по новым технологиям, которые крайне нужны государству на конкретном этапе и относительно которых наблюдается дефицит или ввозимых из-за рубежа Но надо учитывать, что целевая направленность анисть цен меняется на каждом этапе развития экономики, а также различные стадии развития и тип рынка

3 Непрерывность Сущность принципа заключается в определении цены на изделие в течение всего периода его производства Это означает, что на каждом этапе товародвижения устанавливается своя цена С переходом в наступление пний этап постоянно вносятся изменения, дополнения в соответствии с особенностями производства товара, и в конечной цене уже на готовое изделие все это должно быть учтено Нужно также учитывать, что на этапе производ ная цена может быть большая и фирма должна предлагать различные ценовые стратегии выхода на рынок В дальнейшем, с началом массового производства цена будет постепенно снижаться и достигнет рыночного значения А ле может возникнуть ситуация, когда цена может изменяться (увеличиваться или снижаться) в связи с развитием научно-технического прогресса, внедрения новейших технологий, нового оборудования и др.

4 Контроль процесса ценообразования (со стороны государственных органов) Следует иметь в виду что в условиях рыночной экономики предприятие является субъектом экономических отношений и государственные органы не имеют права оказывать давление к на них по выбору сферы деятельности, производственной стратегии и установления цен на товары, которые это предприятие производит Деятельность предприятия подчиняется действию экономических законов рыночной экономики, и цены должны устанавливаться согласно соответствующим условиям Поэтому этот контроль, в условиях рыночной экономики, осуществляется в первую очередь в отношении товаров и услуг, имеющих социально-экономическое значение для населения и контролируются и регулируются государством (например, газ, нефть, некоторые виды сырья, электроэнергия, коммунальные услуги и пр. ;) При этом могут применяться различные методы Как показуе иностранный опыт, наибольший эффект достигается при применении экономических методов, но при этом применяются и командно-административнойативні.

Наши рекомендации