Ценообразование
Галабурдо Наталья Алексеевна
Тема: "Теоретические основы ценообразования"
?:
1) Теории ценообразования;
2) Эластичность спроса и предложения по цене;
3) Точка равновесия;
4) Цена и типы рынка.
"Закон стоимости или теория трудовой стоимости". Автор — К. Маркс.
Закон стоимости — это закон товарного производства, по которому производство и обмен товаров осуществляется в соответствии со стоимостью, то есть общественно необходимыми затратами труда, так как стоимость — это воплощенный и овеществленный в товаре труд.
Закон стоимости предусматривает сведение индивидуального рабочего времени, стоимости к общественным или общественно необходимым затратам.
Общественно необходимые затраты — это затраты, сложившиеся на рынке при средней интенсивности труда и умелости работника, то есть это норматив, в который товаропроизводитель должен укладываться.
Функции закона стоимости:
- учетная;
- распределительная;
- стимулирующая;
- дифференциация товаропроизводителя.
Закон стоимости — является основным законом цен в любой экономике. Однако, имеет следующие недостатки:
1) учитывает только один фактор формирования цены — труд. Практика же показала, что формирование цены осуществляется с учетом четырех факторов производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Закон стоимости на современном этапе применяется в тесной взаимосвязи с иными законами: законом спроса и предложения, законом экономии времени и т.д.
2.1 Рыночная теория предельной полезности.Определяла, что цена товара зависит в большей степени не от затрат производителя, а от оценки этих затрат покупателем.
2.2 Представители австрийской школы так же считали, что цена не имеет под собой никакой объективной основы. И теорию стоимости полностью отрицали.
Сторонников теории 2.1 и 2.2 объединяло то, что цена должна формироваться в рамках максимальной свободы.
Теория спроса и предложения.Автор — А. Маршал.
Данная теория объясняла природу цены опираясь на закон стоимости и на закон спроса и предложения, то есть цена, это категория, которую согласен платить потребитель, опираясь на степень полезности товара, при этом она учитывает понесенные производителем издержки. Маршал стал автором закона спроса и предложения.
Данные теории потерпели крах в начале 20-го века.
3.0 Теория регулируемого капитализма.Автор — Кейнс.
Государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь, поскольку, рыночный механизм к саморегулированию не способен. С данной теории основным объектом гос-регулирования должны стать ДКП и бюджетная политика
4.0 Теория монетаризма.Автор — Фридмен.
Суть политикисдерживания заключается в целенаправленном ограничении прироста денежной массы. Так как именно рост денег на рынке оказывает первостепенное влияние на цены (на процентную ставку по кредитам).
Теория монетаризма, в первую очередь, исходит из того, что рыночная экономика в своей основе является сбалансированным хозяйством, способным к саморегулированию. Единственное что может нарушить этот баланс — это диспропорция между темпами роста производства и темпами роста денежной массы в обращении. В своей основе, данная теория направленна на уменьшение спроса, в последующем при восстановление производства увеличивается занятость, снижается инфляция. Применялось в политике Рейдана.
Заслуживают внимания, так же, иные теории.
5.0 Теория Гейлбрейда.Предусматривала сочетание законов рынка и законов плановой экономики.
Данная теория нашла свое применение в Швейцарии.
6.0 Теория Ойкена.Теория немецкого чуда. (Свобода в рамках закона).
Экономика развивалась по трем основным законам:
1) свобода конкуренции;
2) свободные цены;
3) блок государственных проблем, которые решаются государством.
Рыночный механизм существует под спросом и предложением. Спрос — это потребность покупателя.
Закон спроса — чем выше цена, тем ниже спрос.
Ценовая эластичность — степень чувствительности потребителя к изменению цены. Коэффициент ценовой эластичности по спросу определяется следующим образом: Кэ(спр)=^Q(%)/^P(%)
Коэффициент ценовой эластичности может быть больше единицы. Снижение цены вызывает еще большее изменение спроса.
Коэффициент меньше единицы — спрос не эластичный. Снижение цены вызывает незначительный рост спроса.
Коэффициент эластичности равен единице. Изменение цены влечет пропорциональное изменение спроса.
Фактор оказывающий влияние на ценовую эластичность:
1) наличие и доступность товарозаминителей;
2) значение товаров для потребителя;
3) доступность товара или услуги.
Перекрестно-ценовая эластичность по спросу — это, изменение цены на один товар влечет за собой изменение спроса на другой.
Коэффициент перекрестной эластичности может быть больше нуля — что свидетельствует о взаимо заменяемости товара.
Меньше нуля — взаимодополняемость товара.
Предложение — количество товаров на рынке. Закон предложения: чем выше цена — тем больше предложение.
На изменение предложения оказывают такие факторы как: цены на ресурсы, технологии, новаторство, налоги, количество производителей и так далее.
Ценовая эластичность предложения — степень чувствительности производителя к изменению цены.
Кэ=S/P
Если коэффициент эластичности больше 1 — предложение считается эластичным. Если меньше 1 — не эластично.
Эластичность предложения зависит от следующих факторов:
1) от способности к длительному хранению и стоимости хранения;
2) от особенности производства;
3) от временного фактора.
Типы рынка | Кол-во прод. | Кол-во покуп. | Тип товаров | Влияние прод. на уров. цен | Уровень цены | Наличие торговой мврки | Возможность прон. на рын.прод |
Рынок монополии | 1-3… | Присутствуют | Высокая | Не обязательно, но желательно | Крайне затруднительно | ||
Монополистическая конкуренция | Множество | Множество | Дифференцированный | Присутствует | Широкий диапазон цен | Обязательно | Присутствует |
Олигополия | Больше чем на рынке монополии, но меньше чем на рынке монополистической конкуренции. | Множество | Стандартный или дифференцированный | Присутствует, но с риском организовать войну цен | Цена ведущего продавца | Не обязателен | Затруднительно |
Конкуренция | Множество | Множ | Стандартный | Отсутствует | Дифференцированная | Не обязательно | Присутствует |
Тема:"Цены в механизме функционирования национальной экономики"( на первое практическое)
?:
1) сущность и значение цены в рыночной экономики;
2) функции цены и принципы ценообразования;
3) факторы ценообразования;
4) система цен;
5) состав цены по элементам;
6) цели и задачи ценообразования;
7) концепция ценовой политики в Республике Беларусь.
Экономическое содержание категории цена проявляется в том, что она отражает все стороны деятельности предприятия. Цена выступает единственной экономической категорией, которая приносит доход. Все остальное изначально затратно.
Цена — это денежная оценка стоимости товара или продукта.
Тариф — это денежная оценка стоимости услуг, работ.
Ценообразование — это процесс формирования, регулирования и контроля за ценами со стороны государственных органов власти.
Для того, что бы ценовая политика субъекта хозяйствования была успешная, существуют следующие предпосылки:
1) необходимо знать, как правильно сформировать цену (знать состав цены, законодательные нормы, рыночные факторы определяющие цены и т.д.);
2) необходимо знать, как потребитель воспринимает цену.
Цена играет две роли:
1) выступает индикатором качества;
2) выступает индикатором того, сколько должен заплатить потребитель.