Методология выполнения дипломной работы
Институт информационной и экономической безопасности
МЭИ
Методика выполнения
Дипломных работ
МОСКВА 2007
Допущено учебным управлением МЭИ (ТУ) в качестве учебного пособия для студентов различных специальностей со специализациями в области обеспечения безопасности бизнеса
Учебное пособие подготовлено Институтом безопасности бизнеса МЭИ (ТУ)
Научный редактор:
Профессор Л.М.Кунбутаев, директор Института безопасности бизнеса МЭИ (ТУ), действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, генерал-майор запаса.
Рецензенты:
Мельник Марина Юрьевна, ктн, доцент
Кочетков Владимир Викторович, ктн, доцент
А.С.Минзов, А.Ю.Невский, Н.В.Унижаев. Методика выполнения дипломных работ: Учебное пособие/ Под ред. Л.М.Кунбутаева. – М.: Изд-во МЭИ, 2007. – 98 c.
ISBN
В учебном пособии рассматривается методика выполнения дипломных работ, начиная от выбора студентами тем до их защиты. Особенность пособия заключается в том, что дипломные работы студентов ИББ МЭИ (ТУ) рассматриваются не только как квалификационные работы, но и как самостоятельные научные исследования, выполняемые на актуальные темы. Авторы пособия уверены в том, что подобный подход позволяет на заключительном этапе обучения сформировать у выпускников качества, отвечающие предъявляемым к ним современными требованиями.
Настоящее пособие будет полезно и научным руководителям дипломных работ для ознакомления с особенностями подготовки их выполнения в предметной области ИББ МЭИ (ТУ).
ISBN
© А.С.Минзов, А.Ю.Невский, Н.В.Унижаев 2007 г.
|
Содержание
Введение. 5
1. Методология выполнения дипломной работы.. 7
1.1. Основные цели и задачи настоящего пособия. 7
1.2. Критерии корректности выбранных тем исследований.. 10
1.3. Основные методологические и научные требования к дипломной работе или проекту 12
1.4. Критерии оценки качества дипломной работы в ИББ.. 13
1.5. Рекомендации по стилю оформления дипломной работы.. 13
1.6. Научная задача и основные методы ее решения в дипломной работе. 16
1.6.1. Достоверные факты и их анализ 16
1.6.2. Применение метода системного анализа при проведении исследований. 19
1.6.3. Применение методов SWOT – анализа и Бостонской матрицы в маркетинговых исследованиях 31
1.6.4. Оценка срока окупаемости капиталовложений. 33
1.6.5. Методика решения научных задач с использованием статистических методов исследования. 37
1.6.5.1. Пример анализа с использованием метода группировок. 37
1.6.5.2. Методика обработки данных полевых исследований. 41
1.6.6. Решение оптимизационной задачи (на примере планирования ассортимента фармацевтической компании) 45
1.7. Некоторые подходы к оценке эффективности предложенных решений.. 59
2. Методические основы выполнения дипломной работы.. 62
2.1. Рекомендации по выполнению дипломной работы.. 62
2.1.1. Цель и основные этапы выполнения дипломной работы. 62
2.1.2. Рекомендации по проведению преддипломной практики. 65
2.1.3. Выбор темы дипломной работы. 66
2.1.4. Требования к формулировке темы дипломной работы. 67
2.1.5. Утверждение задания на дипломную работу. 72
2.1.6. Отзыв руководителя дипломной работы. 72
2.1.7. Рецензирование дипломной работы. 73
2.1.8. Подготовка доклада по дипломной работе. 74
2.1.9. Нормоконтроль выполнения дипломных работ 74
2.2. Подготовка к защите и защита дипломной работы. 75
3. Требования к содержанию дипломной работы.. 77
3.1. Структура дипломной работы.. 77
3.2. Методические указания по оформлению дипломной работы.. 79
3.2.1. Общие положения. 79
3.2.2. Нумерация страниц. 79
3.2.3. Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов. 80
3.2.4. Порядок оформления иллюстраций. 80
3.2.5. Порядок оформления таблиц. 81
3.2.6. Порядок оформления ссылок. 82
3.2.7. Порядок оформления формул. 82
3.2.8. Порядок оформления перечня обозначений и сокращений. 83
3.2.9. Порядок оформления списка используемых источников. 83
3.2.10. Порядок оформления приложений. 84
Список используемых источников. 86
Приложение 1. 87
Приложение 2. 90
Приложение 3. 92
Приложение 4. 93
Приложение 5. 94
Приложение 6. 96
Приложение 7. 97
Приложение 8. 98
Введение
В настоящее время сложившаяся система подготовки специалистов в высшей школе предусматривает на заключительном этапе обучения выполнение квалификационной дипломной работы или проекта, которые позволяют оценить степень профессиональной готовности выпускника к предстоящей практической деятельности. Анализируя содержание дипломных работ, мы все более убеждаемся в тенденции снижения уровня их качества. Все больше дипломных работ носит описательный характер, не выявляя истинных причин противоречий исследуемых экономических процессов и не используя методов научной аргументации и моделирования. В то же время в ведущих западных вузах роль выпускных дипломных работ возрастает, улучшается их качество, а главное - научная обоснованность и аргументация. Это связано с особенностями реализации многих западных образовательных систем, в которых акценты делаются на применение новых решений и активизации творческих процессов. Сущность новых образовательных концепций обучения была сформулирована в статье Линдона Ларуша [1]. В основу их положена идея обученияпринципам нахождения решений в нестандартных ситуациях и когнитивным процессам поиска и создания творческих решений. Не случайно в современном менеджменте и маркетинге все большее внимание уделяется подходам на основе латеральных (нестандартных) приемов управления процессами и маркетингом. Мы, безусловно, хотели бы видеть в каждой дипломной работе наших студентов интересные, незаурядные решения, практический выход, научно-обоснованную аргументацию. Решение этой задачи не может быть простым. Оно потребует от нас некоторого пересмотра образовательных концепций, повышения качества обучения и вовлечения студентов в научную деятельность. Однако первым, на наш взгляд, эффективным шагом является разработка учебно-методического пособия для студентов и преподавателей кафедры «Комплексной безопасности бизнеса» по разработке дипломных работ и проектов. Хотя подобные пособия есть почти в каждом вузе, нам хотелось отразить не только формальные требования к дипломным работам, но и показать на отдельных примерах методологию научной аргументации, верификации предложенных методик и оценки их экономической эффективности.
Пособие состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются методические вопросы разработки дипломных работ, определяются основные понятия («научная задача», «верификация результатов», «компиляция» и др.), рассматриваются методы решения научных задач на отдельных примерах и приводятся рекомендации по оценке экономической эффективности предложенных дипломником решений.
Во второй и третьей главах изложены основные требования к дипломным работам и регламенты их выполнения.
В работе над настоящим пособием принимали участие профессор А.С. Минзов (введение, глава 1, разделы 2.1-2.4), профессор А.Ю. Невский (разделы 2.5-2.9, 2.2 и приложения) и доцент Н.В.Унижаев (раздел 3). Авторы выражают благодарность профессору Л.М. Кунбутаеву за редактирование рукописи.
Методология выполнения дипломной работы