Сущность и классификация расходов на реализацию товаров
Торговля представляет собой самостоятельную отрасль народного хозяйства, обеспечивающую хранение, транспортировку и продажу предметов народного потребления. Задачи торговли заключаются в доведении до населения товаров. При этом деятельность организаций торговли неизбежно связана с осуществлением довольно сложных функций, обусловленных особенностями данной отрасли. Например, закупка товаров у производителей и их транспортировка, подсортировка, подработка товаров, продажа и другие. При выполнении этих функций торговые организации несут определенные расходы – расходы на реализацию.
Расходы на реализацию являются сложной социально-экономической категорией интерес, к которой постоянно возрастает по мере становления рыночной экономики. Столь широкая заинтересованность расходами торговли определяется тем, что они связаны с решением разнообразных практических задач по обслуживанию населения и удовлетворению его потребностей. Таким образом, существует объективная необходимость в осуществлении определенных действий в сфере общественного воспроизводства. Представляя собой некоторый результат таких действий, расходы проявляются в виде затрат, выраженных в денежной форме, порой превышая, как это нередко имеет место в настоящее время, доходы. На различных стадиях товарного кругооборота и под его воздействием они приобретают соответствующие характеру конкретного вида деятельности объемы и структуру.
Затраты, издержки и расходы во многих лингвистических источниках трактуются как синонимы. Так, в знаменитом словаре русского языка С.И. Ожегова приводятся следующие определения: «… издержки – израсходованная на что-нибудь сумма, затраты»; «… затраты – то, что истрачено, израсходовано» ; «…расход – затраты, издержки; потребление, затраты чего-нибудь для определенной цели» [47, с.72]. Хотелось бы отметить, что в зависимости от особенностей производственной деятельности характеристики затрат, издержек и расходов видоизменяются, они перевоплощаются друг в друга. Это обусловлено тем, что выделяются три уровня организации деятельности: отдельная деятельность, действие и операция. В связи с этим рассмотрение торгового процесса предполагает анализ затрат по данной деятельности, действий по доведению товаров до потребителей и расходов. Мнение автора совпадает с мнением Н.В. Максименко, О.В. Ежель, А.И. Савинского, которые утверждают, что затраты – это использование ресурсов, необходимых для производственной деятельности организации независимо от сферы деятельности (материальных, финансовых, трудовых) [35, с. 66].
Анализ экономической литературы показал, что к настоящему времени сформировались два подхода к определению содержания расходов на реализацию: теоретиков марксизма и современных ученых. В основе марксистского подхода лежит определение издержек, их видов с точки зрения стоимости товара. К. Маркс исходил из того, что существуют издержки предприятия и издержки общества. Первые представляют собой затраты капитала на производство товара, вторые определяются затратами труда и равны стоимости товара. При этом расходы организации количественно меньше товарной стоимости на величину прибавочного продукта [36, с. 183].
Подход современных экономистов основан на определении расходов и их видов с точки зрения влияния на объем производства (реализации). Этот подход учитывает дефицит применяемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Р.М. Нуриев считает, что все расходы представляют собой альтернативные (или вмененные) расходы, и делает вывод, что экономические или вмененные расходы любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости или ценности при наихудшем из всех возможных вариантов использования. Таким образом, расходы одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернативными расходами, расходами неиспользованных возможностей или вмененными расходами [38, с. 47].
В современной прикладной экономической литературе также существуют различные подходы к определению расходов на реализацию.
Так М.И. Баканов считает, что расходы на реализацию представляют собой выраженные в денежной форме затраты общественного труда по осуществлению планомерной связи между производством и потреблением, опосредствуемой товарным обращением [17, с. 91].
По мнению Д.С. Тяжких, расходы на реализацию – это эквивалент затрат на производство и реализацию продукции предприятий, занимающихся выпуском продукции [43, с. 227].
А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов, О.А. Габриэлян определяют издержки обращения как общественно необходимые затраты по доведению товаров до потребителей при высокой культуре обслуживания [49, с. 140].
А.М. Фридман и Н.Ф. Байдаков расходы на реализацию определяют как денежное выражение затрат, связанных с процессом обращения производственного продукта [45, с. 135].
С.Н. Лебедева отождествляет издержки обращения с затратами по доведению товаров от производства до потребителей, выраженными в денежной форме [50, с. 182].
Согласно точке зрения Р.П. Валевич и Г.А. Довыдова издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и общественного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей [20,с. 98].
П.Г. Пономаренко к издержкам обращения относит выраженные в денежном измерении затраты ресурсов на приобретение товаров, кроме оплаты покупной стоимости товаров и транспортных расходов по их доставке, включаемых в цену приобретаемых товаров, на их хранение и реализацию, а также на выполнение управленческих функций [40, с. 167].
На наш взгляд, наиболее полное определение расходов на реализацию товаров дает Р.М. Нуриев, который считает, что все расходы представляют собой альтернативные (или вмененные) расходы.
Состав расходов на реализацию регламентируется «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденными Министерствами экономики, финансов, статистики и анализа и труда Республики Беларусь.
По своему составу расходы торговых организаций весьма неоднородны, поэтому для более глубокого изучения сущности расходов на реализацию и обеспечения возможности управлять ими разработана система классификации затрат, то есть их группировка по какому-либо ранее оговоренному признаку. Выбор классификации затрат обусловлен целью и задачами управления ими. При классификации расходов на реализацию товаров придерживаются следующего принципа: разные классификации затрат для разных целей управления. Классификация позволяет обеспечить научную организацию синтетического и аналитического учета расходов на реализацию товаров.
В отечественной и зарубежной экономической литературе рассматривается ряд классификаций затрат.
Так М.И. Баканов классифицирует расходы на реализацию товаров по следующим группировкам: по элементам, статьям; по группам расходов, разделяемым по отношению к товарообороту (переменные, постоянные); группировка в зависимости от способа их отнесения на затраты отдельных товарных групп и структурных подразделений (центрами ответственности); группировки по периодам; по отношению к остаткам товаров; разделение затрат в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль; по степени участия в обращении (оперативные, управленческие, прочие); по отношению к качеству торгового обслуживания; по степени зависимости от работы предприятия [19, с.149].
П.Г. Пономаренко придерживается следующей классификации расходов, которая сводится к группировке расходов на реализацию товаров по следующим признакам: отраслевой принадлежности, составу затрат, характеру изменения (поведения) под влиянием хозяйственной деятельности, отношению к процессу создания добавленной стоимости, участию в формировании себестоимости товаров, регламентации их размеров и др. [40, с.194].
По отраслевой принадлежности различают расходы на реализацию оптовой и розничной торговли, заготовительной деятельности и общественного питания. Группировка затрат по отраслевому принципу в бухгалтерском учете достигается за счет закрепления за каждым видом деятельности соответствующего субсчета к счету 44 «Расходы на реализацию товаров».
По составу затраты объединяют в однородные статьи и группируют по элементам затрат. Номенклатуру статей расходов на реализацию товаров и их состав устанавливают отраслевые министерства и ведомства.
По экономическому содержанию учитываемых объектов затраты подразделяют на затраты по приобретению товаров, затраты по хранению товаров, затраты по реализации товаров и административные расходы.
По порядку признания и отражения в бухгалтерском учете затраты по приобретению товаров считаются затратами на продукт (на товар), а затраты на хранение, продажу товаров и расходы на управление – затратами на период (расходами периода). Расходы на реализацию товаров, связанные с приобретением товаров, распределяют на остаток товаров и реализованные товары. Себестоимость остатка товаров на конец месяца устанавливают присоединением к их стоимости по отпускным ценам расходов по приобретению, приходящихся на остаток товаров. Расходы по приобретению товаров, приходящиеся на реализованные товары и операционные издержки обращения являются затратами отчетного периода, участвующими в формировании финансового результата от организационной деятельности организации.
По назначению расходы на реализацию товаров торговых организаций подразделяют на дополнительные (производительные) затраты в сфере товарного обращения и чистые (торговые) расходы. К дополнительным затратам относятся расходы на продолжение (завершение) производственных функций в сфере товарного обращения – транспортировка, фасовка и упаковка товаров в тару производителя, осуществляемая торговой организацией. Данные расходы включаются в покупную цену товаров. Чистыми (торговыми) расходами являются расходы на реализацию товаров и управленческие расходы.
По изменению абсолютной величины затрат при увеличении (уменьшении) объема продаж товаров расходы на реализацию подразделяют на условно-постоянные и переменные.
По отношению к отчетному периоду затраты организаций торговли, общественного питания и заготовок включаются в расходы на реализацию товаров и в расходы будущих периодов. Расходы на реализацию считаются текущими затратами отчетного периода. Расходами будущих периодов являются затраты, авансированные в отчетном периоде и относящиеся к доходам последующих периодов. К расходам будущих периодов относятся расходы на подписку, оплаченные авансам расходы по страхованию имущества, начисленные суммы оплаты за дни отпуска, приходящиеся на следующий месяц и другие суммы.
По порядку включения в расходы на реализацию затраты бывают нормируемые и ненормируемые. По статьям нормируемых расходов государством установлены нормы (нормативы) их включения в расходы на реализацию. К нормируемым расходам относят расходы на рекламу, отчисления на подготовку кадров, представительские расходы, расходы на списание естественной убыли товаров, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, другие расходы.
Группировка затрат по классификационным признакам необходима для целей составления финансовой отчетности, управления, налогообложения и проведения анализа.
На наш взгляд, наиболее полно и точно дает классификацию расходов на реализацию товаров П.Г. Пономаренко, который группирует затраты по следующим признакам: отраслевой принадлежности, составу затрат, характеру изменения (поведения) под влиянием хозяйственной деятельности, отношению к процессу создания добавленной стоимости, участию в формировании себестоимости товаров, регламентации их размеров и др.
Подведя итог, можно сделать выводы, что главное отличие издержек обращения от себестоимости продукции заключается в том, что в затратах торговли отсутствует стоимость закупаемых товаров, она просто сохраняется. Это вытекает из особенностей кругооборота средств в сфере обращения, имеющего форму «деньги–товар–деньги». В ней происходит закупка уже произведенных товаров и осуществляются дополнительные затраты на доведение их до потребителей. Кроме того, в своей основе все указанные понятия означают одно и то же: это затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций по осуществлению основного вида деятельности – торговли. Таким образом, расходы на реализацию представляют собой общественно необходимые затраты финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач по приобретению товаров (кроме оплаты их покупной стоимости), хранению и реализации, а также административные расходы.
Что касается классификации расходов на реализацию товаров, то вышеизложенные принципы классификации расходов торговых организаций ориентированы в основном на задачу их учета, планирования и анализа. Рассмотрение расходов на реализацию с точки зрения управления ими требует расширение классификационных группировок с целью максимального использования тех или иных характеристик затрат для реализации функциональных задач торговли.
Глубокое понимание сущности расходов на реализацию товаров позволяет овладеть механизмом управления расходами, следовательно, и механизмом регулирования финансовых результатов хозяйственной деятельности организаций сферы обращения.