Сравнительная характеристика «коридоров роста» Индии
ТЕМА 14
ОПОРНЫЙ КАРКАС ТЕРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ ИНДИИ. АГЛОМЕРАЦИИ ИНДИИ
Цель занятия: Выявить территориальную структуру хозяйства Индии и роль «коридоров роста» в ее модернизации. Провести сравнительный анализ «коридоров роста» и выявить проблемы их развития. Проследить основные этапы формирования индийских городских агломераций.
Оборудование:
1. Контурные карты Индии
2. Географический атлас офицера (ГАО)
3. Атлас Зарубежной Азии
4. Атласы по ЭСГЗС, 10 класс
5. Цветные карандаши, линейки, трафареты
Опережающее задание: 1. Используя учебную и дополнительную литературу, раскрыть понятия «коридоры роста», «опорный каркас территории» и их основные структурные элементы. 2. Подобрать статистический материал по крупнейшим городам и агломерациям Индии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Задание 1. Опорный каркас территориальной структуры хозяйства (ТСХ) Индии.
На контурной карте Индии показать основные элементы опорного каркаса ТСХ страны:
|
б) линейные – «линии проникновения»
К настоящему времени в Индии сложились четыре крупнейших центра экономического развития – Мумбаи (бывший Бомбей), Колката (Калькутта), Ченнаи (Мадрас) и Нью-Дели.
Основу линейных элементов образуют полимагистрали (параллельно идущие транспортные линии: железнодорожные, автомобильные и др. магистрали), соединяющие крупнейшие центры экономического развития.
Сформировавшийся костяк представляет собой форму огромного ромба, вершины которого образуют Мумбаи, Колката, Ченнаи и Нью-Дели, а стороны и широтную диагональ – относительно узкие экономические полосы – «коридоры роста».
Крупнейшие центры экономического развития обозначить одинаковыми по размеру (большими) пунсонами красного цвета, другие промышленные центры в пределах коридора – сними пунсонами меньшего размера. Также на карте показать районы концентрации добычи минерального сырья.
«Коридоры роста» и промышленные центры Индии
1. «Коридор роста» Нью-Дели – Колката
Промышленные центры: Хардвар, Нью-Дели, Канпур, Лакхнау, Аллахабад, Варанаси, топливно-энергетический комплекс Риханд-Синграул (добыча каменного угля, ТЭС), Барауни, Бокаро, Синдри, Читтаранджан, Асансол, Дургапур, Хаура, Колката.
2. «Коридор роста» Колката – Ченнаи
Промышленные центры: Колката, Вишакхапатнам, Виджаявада, Ченнаи.
3. «Коридор роста» Ченнаи – Мумбаи
Промышленные центры: Бангалор, Пуна, Тромбей, Мумбаи.
4. «Коридор роста» Мумбаи – Нью-Дели
Промышленные центры: Мумбаи, Сурат, Вадодара, Ахмадабад, Кота, Агра, Матхура, Нью-Дели.
5. «Коридор роста» Мумбаи – Колката
Промышленные центры: Мумбаи, Нагпур, Бхилаи, Корба, Рауркела, Джамшедпур, Ранчи, Колката.
Используя карты атласа, учебную, дополнительную литературу и рис. 8, провести сравнительный анализ «коридоров роста», сделать вывод о степени их развитости и обозначить проблемы их развития. Результаты сравнительного анализа внести в таблицу 21.
Таблица 21
Сравнительная характеристика «коридоров роста» Индии
«Коридор роста» | Местоположение | Основные промышленные центры (их специализация) | Вывод о степени развитости | Проблемы развития | |
Административные единицы | Экономические районы | ||||
I. Нью-Дели – Колката | |||||
II. Колката – Ченнаи | |||||
III. Ченнаи – Мумбаи | |||||
IV. Мумбаи – Нью-Дели | |||||
V. Мумбаи – Колката |
Рис. 8. Административно-территориальное деление и