Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на региональном и микроуровне

Фактор
Региональный уровень Микроуровень
Уровень индустриализации региона Уровень менеджмента в коммерческой организации
Инвестиционная привлекательность региона Качество и конкурентоспособность продукции
Исторически сложившаяся специализация в регионе Уровень физического и морального износа основных производственных фондов
Эффективность проводимой региональной инвестиционной политики Перспективы развития коммерческой организации
Созданные условия в регионе для привлечения иностранных инвестиций Эффективность функционирования и финансовое состояние предприятия
Уровень развития региональной инфраструктуры Научная обоснованность проводимой экономической, в том числе и инвестиционной политики на предприятии
Уровень инвестиционного риска в регионе Имидж коммерческой организации
Эффективность проводимой социально-экономической политики в регионе Инвестиционная привлекательность коммерческой организации

Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, можно подразделить на две группы:

1) позитивные, которые положительно влияют на инвестиционную деятельность;

2) негативные, которые отрицательно влияют на инвестиционную деятельность.

В зависимости от характера возникновения все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, можно объединить в следующие группы:

а) объективные, т.е. факторы, возникновение которых не связано с человеческой деятельностью, а обусловлено, например, природными явлениями;

б) субъективные, т.е. факторы, возникновение которых связано и обусловлено человеческой деятельностью, в частности, управленческой и созидательной.

Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, в зависимости от времени их возникновения и действия, можно разграничить на временно действующие и постоянно действующие.

В зависимости от степени влияния на инвестиционную деятельность все факторы можно разделить на три группы:

1) оказывающие существенное влияние;

2) оказывающие менее существенное влияние;

3) оказывающие слабое влияние.

Эта классификация правомерна только для небольшого отрезка времени, так как с изменением ситуации изменяется и степень влияния отдельных факторов.

Все эти факторы влияют не только на инвестиционную деятельность на макроуровне, но и на инвестиционную привлекательность и эффективность инвестиционной деятельности.

Между этими понятиями существует взаимосвязь, показанная на рис.

Инвестиционная деятельность тесно взаимосвязана с инвестиционным климатом. Хороший инвестиционный климат способствует инвестиционной деятельности, а плохой - наоборот.

Под инвестиционным климатом можно понимать условия (политические, экономические, социальные, правовые и др.), которые созданы государственными, региональными и местными органами власти для всех субъектов хозяйствования в области инвестиционной деятельности и их бизнеса.

49. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями и дополнениями)
Гос-во регулирует ИД для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль гос-ва возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике.

Осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности органами государственной власти РФ в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Формы и методы государственного регулирования, а также порядок принятия решений и проведения экспертизы проектов, раскрываются в третьей главе данного закона.

Государственное регулирование включает:

1) косвенное регулирование (регулирование условий инвестиционной деятельности);

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Задачей косвен регулирования явл создание благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности.

Это регулирование помогло разработать различные методы воздействия, которые стимулируют развитие инвестиционной деятельности.

Методы воздействия включают в себя: защиту интересов инвесторов, амортизационную политику, налоговую политику и другие меры воздействия.

Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности осуществляются путем:

1) установления налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

2) защиты интересов инвесторов;

3) предоставления в пользование земли и природных ресурсов на льготных условиях;

4) расширения строительства объектов социально-культурного назначения с большим использованием средств населения или других внебюджетных источников;

5) создания и развития информационно-аналитической сети, для проведения рейтингов;

6) применения антимонопольной политики;

7) расширения возможностей при осуществлении кредитования;

8) развития в Российской Федерации финансового лизинга;

9) проведения в соответствии с темпами инфляции переоценки основных фондов;

10) помощи в создании собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности оказывает помощь при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета.

Формами прямого участия являются:

1) разработка и финансирование проектов, осуществляемых РФ, а также финансируемых за счет федер бюджета;

2) составление сметы технического перевооружения объектов, финансируемых за счет федерального бюджета;

3) предоставление государственных гарантий за счет бюджетов субъектов РФ;

4) размещение средств на условиях платности, срочности и возвратности;

5) закрепление части акций в государственной собственности, реализация которых через рынок ценных бумаг возможна лишь через определенный срок;

6) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;

7) защита российского рынка от поставок устаревших энергоемких и ненадежных материалов;

8) разработка норм и правил и осуществление контроля за их соблюдением;

9) выпуск облигационных займов;

10) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

11) предоставление средств по итогам аукционов российским и иностранным инвесторам.

Порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений, определяется ст. 13 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Решения принимаются в соответст с законодательством Российской Федерации органами государственной власти.

В федеральном бюджете Российской Федерации предусмотрены расходы на финансирование государственных капитальных вложений.

Они должны являться частью расходов на реализацию федеральных и региональных целевых программ.

Счетная палата Российской Федерации проводит контроль за эффективным использованием средств.

Все инвестиционные проекты подлежат экспертизе до их утверждения. Это проводится независимо от источников финансирования и форм собственности объекта.

Проводится экспертиза для предотвращения нарушения прав физических и юридических лиц и интересов государства, а также для оценки эффективности капитальных вложений.

В соответствии с гл. 5 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами местного самоуправления.

Методы и формы такого регулирования такие же, как на федеральном уровне.

Но также могут использоваться и другие, но не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Наши рекомендации