Факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность

В социальной сфере предпринимательство осуществляется путем оказания услуг населению, что обуславливается такими факторами как нормативная база, труд, капитал, информация.

1. Нормативная база состоит из:

• законодательных норм о возможных видах предпринимательской деятельности;

• налогового законодательства;

• законодательных норм авторского права;

• законодательства о правах потребителей.

В настоящее время предпринимательская деятельность в социальной сфере осуществляется на базе различных организационно-правовых форм. Такие формы для юридических лиц определены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Организационно-правовые формы влияют на характер прав юридического лица на имущество.

Право собственности является наиболее полным из вещных прав и поэтому наиболее прочной правовой основой предпринимательской деятельности. Право частной собственности - основа рыночного механизма, однако дело не только в том, какая форма собственности на предприятии, но прежде всего в эффективном управлении, в рентабельности и развитии организации.

Права предпринимателей как собственников реализуются при осуществлении пользования, владения и распоряжения имуществом.

Пользование состоит в производственно-хозяйственной эксплуатации имущества, сдаче имущества в аренду или передаче его в залог, что обеспечивает получение прибыли, т.е. достижение цели всякого предпринимательства.

Владение имуществом применительно к предпринимательству означает включение имущества в состав объектов производственно-хозяйственной эксплуатации, их принадлежность к сфере хозяйствования собственника.

Распоряжение является самым важным правом для предпринимателя. Распоряжение имуществом может быть осуществлено путем его продажи, обмена и т.д.

Предприниматель может осуществлять любые виды деятельности, определенные уставом предприятия, кроме запрещенных законом.

Определенные виды деятельности разрешены только государственным предприятиям (продажа оружия, наркотических средств, лечение больных, страдающих опасными инфекционными и онкологическими заболеваниями и др.).

Существуют различные льготы по налогам на прибыль, добавленную стоимость, имущество которые создают более благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. Кроме государства, значительную часть налоговых льгот предоставляют муниципальные власти в пределах имеющихся у них полномочий по регулированию размера налогов.

Авторское право оказывает большое влияние на развитие предпринимательства. Охрана авторских прав на созданные и используемые произведения литературы, науки и искусства дает возможность предпринимателям получать прибыль, издавая или иным образом тиражируя указанные произведения.

Развитие вторичных рынков - продажи видеокассет кинофильмов, видеозаписей лучших спектаклей, видеоигр, лазерных дисков с записями музыкальных произведений требует активного применения инструментов охраны не только имущественных (авторское вознаграждение), но и неимущественных авторских прав (право на имя, изображение, торговую марку, товарный знак и т.д.). Большое значение для бизнеса играют авторские права на изобретения, «ноу-хау», которые подтверждаются патентами, лицензиями и позволяют получать прибыль не только от их использования в социальной сфере, но и от перепродажи другим предпринимателям. Телевизионные компании, например, продают право использования образов популярных персонажей детских передач в изготовлении игрушек, создании клипов и т.д.

2. Труд

Необходимо отметить, что высокая эффективность малого бизнеса в социальной сфере, его низкая фондоемкость и преобладание в структуре его ресурсов интеллектуального, творческого человеческого капитала вызывают активный интерес предпринимателей.

Низкий уровень заработной платы в ряде отраслей социальной сферы также вызывает рост предпринимательской активности в рамках вторичной занятости (в виде различных работ по совместительству в малом бизнесе: информационно-консалтинговые, юридические, аудиторские и другие услуги).

Предпринимательство открывает большие возможности для самореализации личности. Самореализация личности в социальной сфере связана с возможностями открыть свое дело, применить собственные изобретения, ноу-хау и т.п. для бизнеса с целью получения прибыли. Например, известный врач-предприниматель Святослав Федоров успешно реализовал свои предпринимательские идеи и изобретения, создав всемирно известное частное предприятие МНТК «Микрохирургия глаза».

3. Капитал.

Капитал - это здания, сооружения, оборудование и денежные средства, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности.

Капитал функционирует в различных видах предпринимательства: государственном, частном и смешанном, что вызывает существенные отличия в эффективности его использования.

Частный бизнес стремится к высокой норме прибыли и максимальной скорости оборачиваемости вложенного капитала, в отличие от государственного предпринимательства, где излишний контроль и регламентация замедляют эти процессы.

Необходимо отметить различный уровень фондоемкости отраслей социальной сферы: розничная торговля, туризм и др. имеют относительно низкую фондоемкость, что дает возможность оперативно реагировать на изменение ситуаций на рынке, изменять вид деятельности предприятия, а в итоге получать более высокую прибыль.

Ряд других отраслей социальной сферы таких как образование, культура, здравоохранение имеет высокую фондоемкость, что вызывает финансовые проблемы. Организации пытаются решить их путем предпринимательской деятельности. Например, художественные музеи, филармонии, театры сдают в аренду помещения для проведения коммерчески выгодных выставок, продают книги, альбомы и др.

4. Информация.

Информация - это сведения, которые снижают степень неопределенности наших знаний о тех или иных объектах или процессах.

Информатизация предусматривает использование информационных технологий, создание информационных систем, позволяющих эффективно поддерживать предпринимательскую деятельность. Процесс личных контактов и поиск информации в бизнесе становится более оперативным и эффективным за счет применения различных компьютерных сетей, радиотелефонов и пейджинговой связи.

Процесс информатизации и создания информационной среды включает в себя: создание информационной техники и технологий, обеспечивающих производство, обработку и распространение информации; разработку инфраструктуры; производство самой информации, информационных продуктов и услуг.

Информатизация и компьютеризация общества сопровождаются переходом нановые информационные технологии в различных областях бизнеса. Новые информационные технологии - технологии компьютерной обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств. Компьютеризация- важный элемент информатизации, который позволяет значительно ускорить процессы обработки информации и включает в себя компьютерную технику, технологии (электронные таблицы, экспертные системы, базы данных, компьютерные сети и т.д.) и подготовку специалистов для работы с компьютерными системами.

Информатизация бизнеса в стратегическом и тактическом плане реализует технологические, экономические и социальные цели:

1. Технологические цели информатизации состоят в снижении трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационным ресурсом являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.

2. Экономические цели информатизации состоят в получении, обработке и применении информационного ресурса для повышения эффективности использования всех ресурсов бизнеса: трудовых, материальных, энергетических, финансовых и производственных.

3. Социальные цели информатизации состоят в улучшении качества и расширении ассортимента социальных услуг, предоставляемых потребителям за счет использования информационных технологий в социальной сфере, а также достижения оперативности и обоснованности политических и экономических решений. Информатизация играет важную роль в социальной сфере. Многие услуги социальной сферы являются результатом передачи информации.

4. Разработка бизнес-плана организаций социальной сферы.

Для отраслей социальной сферы, так же как и производственной, любое мероприятие, требующее вложения средств, должно начинаться с разработки документа, называемого бизнес-планом.

Требования к бизнес-плану. Бизнес-план должен содержать:

· конкретное представление о том, как будет функционировать предприятие, какое место оно займет на рынке;

· все производственные характеристики будущего предприятия, детально описывать схему его функционирования;

· раскрывать принципы и методы руководства предприятием;

· содержать программу управления финансами, без которой невозможно начать любое дело и обеспечить его эффективность;

· показывать перспективы развития производства инвесторам и кредиторам.

Бизнес-план используется для:

· принятия основных решений на этапе становления организации;

· обеспечения доступа к источникам займа;

· оценки результатов деятельности организации;

· корректировки прогнозов;

· определения потребности в денежных средствах;

· повышения эффективности управления;

Бизнес-план является также инструментом стратегического планирования, которое предполагает разработку общего направления развития организации. Любая организация социальной сферы создается для какой-либо определенной цели, являющейся основой ее существования, а все дальнейшие действия направлены на реализацию поставленной цели.

Таким образом, можно выделить два уровня бизнес-планирования. Во-первых, стратегическое планирование, позволяющее устанавливать или видоизменять цель создания организации, оценивать ее положение на текущий момент. решать, какой хотели бы видеть фирму ее учредители через три - пять лет. Оно позволяет также намечать, что нужно сделать, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в желаемое состояние. Во-вторых, бизнес-планирование, представляет собой тщательную проработку реализации конкретного мероприятия, детализацию отдельного этапа стратегического плана.

I. Бизнес-план начинается с раздела, называемогорезюме. Этот раздел составляется в самом конце работы над бизнес-планом. Он содержит основные сведения о предполагаемых мероприятиях и является преамбулой к основной части документа. Раздел небольшой. Желательно, чтобы он занимал не более двух машинописных страниц. Раздел этот очень важен потому, что он должен произвести благоприятное впечатление на предполагаемых инвесторов. Прочитав резюме, инвестор или начнет изучать бизнес-план дальше, или отклонит проект сразу, не вдаваясь в детали.

При этом его интересуют прежде всего два вопроса: что он получит в результате успешной реализации проекта и каков риск потери денег?

Резюме содержит следующие сведения:

· что именно предполагается сделать (суть проекта);

· за счет чего осуществляется проект (каковы источники финансовых и других ресурсов);

· чем данный вид продукции или услуг лучше других;

· основные финансовые результаты на период планирования: прогноз объема реализации в натуральных единицах, выручка от реализации продукции, общая стоимость проекта или затраты, прибыль, рентабельность вложений, сроки возврата заемных средств.

II. Основная часть бизнес-плана начинается сраздела, посвященного описанию товаров или услуг, для производства которых задумывается проект.

Выбор товара или услуги - задача очень сложная. Теория и практика рыночного хозяйства свидетельствует о том, наиболее правильным является подход, при котором в основу выбора заложен критерий обеспечения конкурентоспособности. При этом выделяют два типа конкурентных преимуществ: низкие издержки и монопольное положение.

Поднизкими издержками понимается способность фирмы разрабатывать, производить и продавать продукцию более эффективно, чем ее конкуренты. Это означает, что предприятие организует весь цикл производства - от разработки новой услуги до ее сбыта - в более короткие сроки и с меньшими затратами. Следует учесть все стадии производства новой услуги - от идеи до получения выручки от ее реализации. На каждой из этих стадий необходимо добиться выигрыша по сравнению с конкурентами, иначе, получив экономию на какой-либо одной стадии, предприниматель рискует потерять свои преимущества, проиграв на другой.

Подмонопольным положением понимается способность получать более высокую цену по сравнению с конкурентами за счет умения выделяться среди производителей и распространителей аналогичной услуги.

Выбор стратегии конкуренции зависит от того, какими возможностями располагает организации социальной сферы. Разумеется, эта стратегия не является раз навсегда заданной. В процессе развития предприятия становится ясно, во что следует вкладывать средства исходя из ситуации на рынке.

Конкурентные преимущества делятся на преимущества низкого и высокого порядка. К преимуществам низкого порядка относятся возможности использования более дешевого сырья, материалов, рабочей силы. Эти преимущества являются неустойчивыми, ими могут воспользоваться и конкуренты, они не могут обеспечить длительного лидерства. К преимуществам высокого порядка относятся уникальная технология, высокая квалификация специалистов. Эти преимущества могут обеспечить длительный успех на рынке, они устойчивы и достаточно долговечны. Особо следует сказать о таком виде конкурентного преимущества,как хорошая репутация фирмы. Хорошая репутация зарабатывается годами успешной работы, она требует крупных затрат на свое поддержание, но и дает отдачу в течение длительного времени. Репутация относится к конкурентным преимуществам высокого порядка.

Итак, во втором разделе бизнес-плана содержатся следующие сведения:

· какие потребности может удовлетворить данный вид услуг;

· каковы особенности услуги, чем она отличается от других, уже существующих;

· насколько долго эта услуга будет новинкой на рынке;

· какие патенты или лицензии следует приобрести для производства этой услуги;

· оценка конкурентоспособности.

III. Исследование рынка. Предполагает ряд шагов:

1. оценка его потенциальной емкости, то есть определение общей стоимости аналогичных услуг, которые потребители данного региона могут купить в течение того или иного периода. Емкость рынка зависит от социальных, климатических, национальных и экономических факторов. Среди последних выделяются уровень доходов потенциальных покупателей, структура расходов их бюджетов, темпы инфляции.

2. оценка доли рынка, которую в принципе может охватить данная организация социальной сферы. В результате определяется примерное количество клиентов и максимально возможный объем реализации услуги, на которые можно рассчитывать в месяц (год).

При исследовании потенциальных покупателей их группируют по наиболее важным характеристикам. Такие группы покупателей составляют сегменты рынка. Сегментацию рынка используют для того, чтобы выбрать группу покупателей, на которую будет ориентироваться организация.

3. прогноз объема продаж услуги и ее примерной цены, по которой покупатели будут потреблять услугу. Для этого в бизнес-плане необходимо отразить следующую информацию о конкурентах:

· какие организации производят аналогичные услуги;

· качество, основные характеристики услуг конкурентов;

· цены, ценовую политику конкурентов;

Оценивая конкурентов, необходимо уделить внимание достоинствам и недостаткам их услуги.

Практика показывает, что в конкурентной борьбе побеждает тот, кто может предложить потребителю именно то, что он хочет. Обычно принято использовать два основных направления конкуренции: ценовую конкуренцию и конкуренцию качества. Ориентиром должны служить потребности клиента.

IV. Разработка плана маркетинга, к основным элементам которого относятся:

· схема распространения услуг;

· ценообразование;

· реклама и другие методы стимулирования продаж.

V. В разделе, посвященном производству услуги, указывают:

· где будет организовано производство услуги: в действующей или во вновь созданной организации;

· какие ресурсы необходимы для производства услуги;

· возможна ли кооперация в производстве услуги: с кем. на каких условиях;

· какое оборудование потребуется, когда, где его предполагается приобрести, по каким ценам;

· каков алгоритм производства услуги, включая точки контроля качества.

Каждый из этих подразделов содержит расчет расходов на производство услуги.

VI. Раздел, посвященныйорганизации производства и кадрам, включает:

· требования к специалистам, их образованию, квалификации, опыту работы;

· сведения о заработной плате, условиях труда и правилах найма на работу;

· способы привлечения специалистов.

Определяя численность и состав будущего персонала предприятия, следует иметь в виду, что квалификация работников, их опыт и отношение к работе - важнейшие составляющие успеха.

Особо оговариваются условия оплаты высшего руководящего звена: будет ли применяться система участия в прибылях или как оплата труда зависит от других конечных результатов деятельности организации.

Для крупных организаций необходимо привести в бизнес-плане организационную схему, содержащую состав и порядок взаимодействия служб, наметить координацию и контроль их деятельности, документооборот и обмен информацией.

VII. Финансовый план обобщает данные всех предыдущих разделов и представляет их в стоимостном выражении.

Этот документ представляет собой таблицу, содержащую информацию о доле рынка, которую предполагается завоевать продукцией предприятия.

На основании маркетинговых исследований строится прогноз объемов реализации услуги.

Наши рекомендации