Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на региональном и микроуровне
Фактор | |
Региональный уровень | Микроуровень |
Уровень индустриализации региона | Уровень менеджмента в коммерческой организации |
Инвестиционная привлекательность региона | Качество и конкурентоспособность продукции |
Исторически сложившаяся специализация в регионе | Уровень физического и морального износа основных производственных фондов |
Эффективность проводимой региональной инвестиционной политики | Перспективы развития коммерческой организации |
Созданные условия в регионе для привлечения иностранных инвестиций | Эффективность функционирования и финансовое состояние предприятия |
Уровень развития региональной инфраструктуры | Научная обоснованность проводимой экономической, в том числе и инвестиционной политики на предприятии |
Уровень инвестиционного риска в регионе | Имидж коммерческой организации |
Эффективность проводимой социально-экономической политики в регионе | Инвестиционная привлекательность коммерческой организации |
Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, можно подразделить на две группы:
1) позитивные, которые положительно влияют на инвестиционную деятельность;
2) негативные, которые отрицательно влияют на инвестиционную деятельность.
В зависимости от характера возникновения все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, можно объединить в следующие группы:
а) объективные, т.е. факторы, возникновение которых не связано с человеческой деятельностью, а обусловлено, например, природными явлениями;
б) субъективные, т.е. факторы, возникновение которых связано и обусловлено человеческой деятельностью, в частности, управленческой и созидательной.
Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, в зависимости от времени их возникновения и действия, можно разграничить на временно действующие и постоянно действующие.
В зависимости от степени влияния на инвестиционную деятельность все факторы можно разделить на три группы:
1) оказывающие существенное влияние;
2) оказывающие менее существенное влияние;
3) оказывающие слабое влияние.
Эта классификация правомерна только для небольшого отрезка времени, так как с изменением ситуации изменяется и степень влияния отдельных факторов.
Все эти факторы влияют не только на инвестиционную деятельность на макроуровне, но и на инвестиционную привлекательность и эффективность инвестиционной деятельности.
Между этими понятиями существует взаимосвязь, показанная на рис.
Инвестиционная деятельность тесно взаимосвязана с инвестиционным климатом. Хороший инвестиционный климат способствует инвестиционной деятельности, а плохой - наоборот.
Под инвестиционным климатом можно понимать условия (политические, экономические, социальные, правовые и др.), которые созданы государственными, региональными и местными органами власти для всех субъектов хозяйствования в области инвестиционной деятельности и их бизнеса.
49. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями и дополнениями)
Гос-во регулирует ИД для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль гос-ва возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике.
Осуществляется государственное регулирование инвестиционной деятельности органами государственной власти РФ в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Формы и методы государственного регулирования, а также порядок принятия решений и проведения экспертизы проектов, раскрываются в третьей главе данного закона.
Государственное регулирование включает:
1) косвенное регулирование (регулирование условий инвестиционной деятельности);
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Задачей косвен регулирования явл создание благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности.
Это регулирование помогло разработать различные методы воздействия, которые стимулируют развитие инвестиционной деятельности.
Методы воздействия включают в себя: защиту интересов инвесторов, амортизационную политику, налоговую политику и другие меры воздействия.
Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности осуществляются путем:
1) установления налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
2) защиты интересов инвесторов;
3) предоставления в пользование земли и природных ресурсов на льготных условиях;
4) расширения строительства объектов социально-культурного назначения с большим использованием средств населения или других внебюджетных источников;
5) создания и развития информационно-аналитической сети, для проведения рейтингов;
6) применения антимонопольной политики;
7) расширения возможностей при осуществлении кредитования;
8) развития в Российской Федерации финансового лизинга;
9) проведения в соответствии с темпами инфляции переоценки основных фондов;
10) помощи в создании собственных инвестиционных фондов.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности оказывает помощь при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета.
Формами прямого участия являются:
1) разработка и финансирование проектов, осуществляемых РФ, а также финансируемых за счет федер бюджета;
2) составление сметы технического перевооружения объектов, финансируемых за счет федерального бюджета;
3) предоставление государственных гарантий за счет бюджетов субъектов РФ;
4) размещение средств на условиях платности, срочности и возвратности;
5) закрепление части акций в государственной собственности, реализация которых через рынок ценных бумаг возможна лишь через определенный срок;
6) проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;
7) защита российского рынка от поставок устаревших энергоемких и ненадежных материалов;
8) разработка норм и правил и осуществление контроля за их соблюдением;
9) выпуск облигационных займов;
10) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
11) предоставление средств по итогам аукционов российским и иностранным инвесторам.
Порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений, определяется ст. 13 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Решения принимаются в соответст с законодательством Российской Федерации органами государственной власти.
В федеральном бюджете Российской Федерации предусмотрены расходы на финансирование государственных капитальных вложений.
Они должны являться частью расходов на реализацию федеральных и региональных целевых программ.
Счетная палата Российской Федерации проводит контроль за эффективным использованием средств.
Все инвестиционные проекты подлежат экспертизе до их утверждения. Это проводится независимо от источников финансирования и форм собственности объекта.
Проводится экспертиза для предотвращения нарушения прав физических и юридических лиц и интересов государства, а также для оценки эффективности капитальных вложений.
В соответствии с гл. 5 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами местного самоуправления.
Методы и формы такого регулирования такие же, как на федеральном уровне.
Но также могут использоваться и другие, но не противоречащие законодательству Российской Федерации.