Причины возникновения государственного долга
Бюджетный недостаток и государственный долг тесно связаны. Закономерность государственно долга заключается я в том, что он увеличивается каждый раз, когда бюджет правительства находится в дефиците. Если бюджет сближен с дефицитом, то правительство будет вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.
Государственный заем является важным источником восполнения бюджетного дефицита. Что бы определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита, необходимо использовать анализ величины государственного долга. А так же для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита. Проблема решения государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние инфляции, инвестиционный климат золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, федерального бюджета.
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имелаактуальное значение, Полная реализация суверенитета государства исключительно зависит от определенной экономической независимости.
При анализе причин возникновения государственного долга выявляются определённые периоды в экономики страны – периоды спада, войны (Во время войны надо перенаправить значительную часть ресурсов на производство военной продукции и содержание армии. Это требует крупных государственных расходов) и т.д.
К основным вопросам возникновения государственного долга можно отнести устоявшиеся причины:
Во-первых, возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета. Во-вторых, формирования государственного долга, являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов.
В третьих, выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает как гарант (а не как заемщик) погашения обязательств за других заемщиков. В четвертых, являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц. В пятых, возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные). И так же существует ещё один источник государственного долга – политические интересы. Основой такового следствия является увеличение правительственных расходов и следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
Для государств с федеральными и региональными уровнями возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Уверенным, но не всегда приемлемым решением для любой страны является выбор форм долговых обязательств, который стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны, для меньшей зависимости от иностранных кредиторов. В противном случае это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции – 96%, в Италии – 90%, в Японии – 87 %.
Основаниями для объяснения отсутствия равновесия в отношении государственного долга является :
1) - отсутствие обеспеченного и точного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
2) - раздельности долговой политики – неприемлемый единый подход в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
3) - неслаженности – не полное обеспечение возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
4) - не выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
5) - не эффективность работы структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
6) – отсутствие предоставления достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов, всем пользователям.
Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.
Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.
Основные задачи по управлению долгом:
1) · сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
2) · оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
3) · оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
4) · при помощи внутренних заимствований рефинансирование внешнего долгового обязательства без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
5) · повышение эффективности использования заемных средств.
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
- доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
- дополнительные поступления от налогов;
- экономия средств от сокращения расходов;
- эмиссия денег;
- привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания.
Механизм само воспроизводства госдолга, следовательно, имеет вид:
- рост первичного государственного долга
- рост государственных займов
- рост общей величины государственного долга
- рост выплат по обслуживанию государственного долга
- рост общей величины государственного долга
- рост новых государственных займов
- рост общей величины государственного долга
- рост выплат по обслуживанию государственного долга и т.д.
Делая выводы, можно сказать, что государственный долг представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.