Методы, используемые организацией для взаимодействия с окружающей
Средой
Установление связей между организациями | Контроль за деятельностью организации во внешней среде |
1. Соглашения, совместные предприятия. 2. Кооптация, ведение совместного (переплетающегося) управления. 3. Комплектование руководящих должностей. 4. Реклама, связи с общественностью. | 1. Смена сферы деятельности организации. 2. Лоббизм. 3. Торговые ассоциации. 4. Незаконная деятельность. |
5.6.1. Установление связей между организациями
Соглашения, совместные предприятия. Контракты, соглашения и совместные предприятия уменьшают неопределенность деловой среды через законные с юридической точки зрения взаимоотношения с другими организациями в форме обязательств. Соглашения и контракты могут быть в форме лицензионных соглашений, которые включают приобретение прав пользования активами (например, использование новых технологий) в течение определенного времени, и в форме соглашений о поставках, которые заключают при продаже товаров одной фирмы другой. Соглашения могут обеспечить долговременную безопасность, связывая покупателей и поставщиков определенными суммами денег и ценами.
Кооптация, ведение совместного (переплетающегося) управления. Кооптация осуществляется тогда, когда руководители организаций важных секторов деловой среды входят в состав какой-нибудь организации. Такое, например, происходит, когда руководителей организаций, являющихся влиятельными покупателями или поставщиками, назначают в совет директоров.
Ведение совместного (переплетающегося) управления — это формальная связь, применяемая тогда, когда члены совета директоров одной компании заседают в совете директоров другой компании. Подобные личности являются связующим звеном между этими компаниями и могут влиять как на общие вопросы, так и на конкретные решения. Когда такая личность связывает две организации, это обычно относится к так называемому прямому переплетению. Непрямое (косвенное) переплетение происходит тогда, когда директор компании А и директор компании Б являются директорами компании С. Несмотря на то что они постоянно взаимодействуют, но тем не менее не могут оказывать прямого влияния на компании друг друга.
Комплектование руководящих должностей. Перемещение или обмен руководством — один из методов установления благоприятных взаимосвязей с другими организациями.
Каждый год в аэрокосмическую промышленность США принимают на работу отставных генералов из Министерства обороны. Они имеют обширные личные связи в министерстве, и таким образом аэрокосмические компании обеспечивают себя точной своевременной информацией о технических спецификациях, ценах и о новых видах оружия. Существование каналов влияния и общения между организациями способствует уменьшению финансовых неопределенностей и защите организации.
В России подобным образом происходило комплектование руководящих должностей в крупных коммерческих банках. Руководителями службы безопасности назначались, как правило, отставные генералы из службы безопасности, имеющие обширные личные связи в структурах власти. В совете директоров обычно присутствовали доверенные лица представителей высшей элиты государства.
Реклама, связи с общественностью. Традиционным способом установления благоприятных взаимоотношений является реклама. Организации тратят огромные суммы денег для того, чтобы повлиять на вкусы потребителей. Реклама особенно необходима в тех видах бизнеса, где существует очень жесткая конкуренция, и там, где нельзя сразу определить различные запросы покупателей.
Связи с общественностью способствуют формированию у покупателей, поставщиков и правительственных служб образа компании.
5.6.2. Способы влияния на окружающую среду
В дополнение к установлению необходимых для получения ресурсов связей организации стараются влиять на окружающую среду. Существуют следующие способы влияния.
Смена сферы деятельности. Организация может искать новые формы отношений с окружающей средой и отбрасывать старые, может постараться найти сферу деятельности с низким уровнем конкуренции, с большим количеством поставщиков и потребителей и высокими входными барьерами для конкурентов.
Лоббизм. Организации ищут способы влияния на принятие правительством законов и регулирующих актов и платят лоббистам, которые доносят их мнения до членов федеральных и местных законодательных органов. Многие руководители считают, что они должны сами заниматься лоббированием.
Политическая деятельность может быть использована для создания барьеров для новых конкурентов или для предупреждения появления невыгодных законов. Организации также стараются способствовать назначению на государственные должности нужных людей.
Ассоциации, союзы. Оказывать влияние на деловую среду можно, объединяясь с организациями, которые имеют схожие интересы.
Значительная часть американских производственных компаний входит в состав Национальной ассоциации производителей, они являются членами других ассоциаций в своей более узкой, специфичной промышленной сфере. Объединив запасы ресурсов, эти организации могут привлекать людей для выполнения различных видов деятельности, таких, как оказание влияния на членов законодательных органов, на новые меры регулирования, разрабатывать кампании по связям с общественностью и вносить свой вклад в проведение подобных кампаний.
Незаконная деятельность. Определенные условия, например, такие, как незначительная прибыль, давление со стороны высшего руководства или недостаток ресурсов окружающей среды, иногда заставляют менеджеров совершать какие-то незаконные деяния. Примером могут служить уклонение от выплат, незаконное вмешательство в политику, получение и дача взяток, прослушивание телефонных разговоров. Наиболее часто совершение незаконных действий связано с преодолением трудностей, возникающих в результате недостатка ресурсов.
Выводы
1. Любая социально-экономическая организация — это открытая система, осуществляющая взаимодействие с внешней средой. Суть взаимодействия заключается в обмене.
2. Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание взаимодействия, т.е. увеличивать поле возможностей, таящихся в окружающей среде, и предотвращать появление в ней угроз.
3. Из-за неоднородности деловой среды возникают определенные особенности и специфические факторы в обеспечении эффективного взаимодействия с различными ее компонентами (поставщики, потребители, конкуренты, государственные и муниципальные органы).
4. Одной из важнейших проблем взаимодействия является получение ресурсов из окружающей среды. Организации могут использовать различные способы установления благоприятных взаимосвязей, которые способствуют обеспечению необходимыми ресурсами. Соглашения, совместные предприятия, введение переплетающегося управления и правильно распределенные права собственности обеспечивают создание механизмов, уменьшающих ресурсную зависимость организации от окружающей среды.
Конкретная ситуация: «Взаимодействие Магнитогорского металлургического комбината с деловой средой»
Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) является одним из наиболее устойчиво работающих предприятий отрасли. Он обеспечивает занятость более 55 тыс. работников самого комбината и не менее 60 тыс. работников предприятий-смежников, осуществляет своевременные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, которые составили в 1997г. 1205,7млрд руб. текущих и 279,2 млрд руб. отсроченных платежей. В 1997г. комбинат увеличил производство проката на 10,2% при рентабельности 8%.
В то же время ММК оказался в очень сложном финансовом положении. Главной проблемой является дефицит оборотных средств, вызванный внешними факторами, в том числе состоянием и условиями взаимодействия с деловой средой. Комбинат испытывает на себе ценовой диктат поставщиков — прежде всего естественных монополий. Существуют проблемы с потребителями металлопродукции из-за отсутствия платежеспособного спроса на внутреннем рынке. Ситуацию обостряет жесткая конкуренция со стороны производителей из СНГ, и прежде всего из Украины, продающих металл по демпинговым ценам. Существуют также проблемы взаимодействия с муниципальными органами, связанные с отвлечением больших средств на финансирование социальных программ региона, вследствие градообразующего характера комбината.
Проблемы взаимодействия с государственными органами — прежде всего несовершенное налоговое законодательство и несоответствие между низкой долей денежного обращения в промышленности и требованиями государства и монополистов по высокой доле денежных средств в расчетах с ними.
По мнению руководства ММК, пассивное ожидание улучшения ситуации не могло привести к положительным результатам. На комбинате решили, что для сохранения позиций на рынке и обеспечения работой максимального количества работников необходимо совершенствовать и развивать производство. Для этого кроме проведения внутренних мероприятий (снижение издержек, техническое перевооружение производства, выпуск новых видов металлопродукции) руководство комбината стало уделять большое внимание совершенствованию форм и методов взаимодействия с деловой средой.
Так, в целях повышения эффективности сотрудничества с поставщиками и потребителями коммерческой службой ММК принято решение об изменениях в ценовой и сбытовой политике. Была разработана гибкая система ценообразования, включающая дополнительные скидки с учетом различных форм расчетов. В случае приобретения металлопродукции за наличный и безналичный расчет стало возможным установление договорной цены в зависимости от вида продукции и суммы предоплаты. Для отдельных случаев проведения взаимозачетов также предусмотрены льготы.
Неуклонно проводится в жизнь стремление к надежному партнерству. Вследствие этого с ММК, несмотря на финансовые трудности, успешно сотрудничают крупнейшие зарубежные фирмы и ведущие отечественные предприятия. Так, по контракту с немецким партнером (фирма «Крупп Коперс») введена в действие первая очередь цеха очистки коксового газа. Существуют и другие примеры успешного сотрудничества.
Конкретная ситуация: «Муромский машиностроительный завод»
ОАО «Муромский машиностроительный завод» («Муроммаш») расположено в г. Муроме Владимирской обл., в центре России, что обеспечивает организации благоприятное положение с точки зрения взаимодействия с поставщиками и потребителями.
Основными направлениями в деятельности являются производство и сбыт запорной арматуры (задвижек); бытовых холодильников марки «Ока»; запасных частей и узлов для дорожно-строительной техники, а также различных товаров народного потребления
ОАО «Муроммаш» имеет отработанную схему взаимодействия с поставщиками сырья и комплектующих, с некоторыми имеются многолетние связи.
В сентябре 1997 г. положение ОАО «Муроммаш» оказалось крайне тяжелым.
Организация имела полугодовую задолженность по заработной плате, сверхнормативные запасы готовой продукции, незавершенного производства, сырья и материалов; неплатежеспособный баланс.
Доля постоянных затрат превысила 50%, часть продукции стала нерентабельной: значительная часть рынка холодильной техники была утеряна.
По мнению нового руководства и внешних консультантов, причины сложившегося положения дел были как внутренние, так и внешние:
неэффективное взаимодействие с окружающей средой;
отсутствие рыночной стратегии;
зависимость от некоторых поставщиков и потребителей;
неудовлетворительная работа маркетинговой и финансовой служб;
неэффективная система управления ассортиментом.
На предприятии не проводился анализ рынка и предпочтений клиентов, поиск новых покупателей и прогноз конкурентоспособной цены реализуемой продукции. Отдел маркетинга фактически выполнял только функцию сбыта, ему не предоставлялась свобода действий, необходимая для нормальной работы, его деятельность представлялась малозначимой. Отсутствовала ориентация на клиента, плохо осуществлялось взаимодействие отдела маркетинга с другими службами.
Оказалась довольно тяжелой ситуация и с собственным литейным производством, которое при имеющейся технологии работы было убыточным. Очевидной была неготовность признать этот факт и решить проблему коренным образом, вплоть до закрытия собственного литейного производства и поиска новых поставщиков.
Новое руководство ОАО «Муроммаш» начало активно работать над улучшением ситуации: были определены первоочередные цели и мероприятия на год, основные риски и компенсирующие меры, созданы две новые службы и несколько временных целевых групп.
Задание 19
Исходя из анализа приведенной ситуации предложите свои варианты работ по улучшению ситуации на ОАО «Муроммаш» в части взаимодействия с деловой средой. Обоснуйте их.
Упражнения 7
Проведите анализ ваших конкурентов и, используя следующие вопросы, предложите мероприятия по улучшению вашего конкурентного состояния.
Каковы сильные стороны наших главных конкурентов?
Каковы слабые стороны наших главных конкурентов?
Каковы цели, задачи и политика главных конкурентов?
Каковы наиболее вероятные действия наших главных конкурентов в сложившихся экономических, социальных, культурных, демографических, географических, политических, технологических и конкурентных условиях в промышленности?
Насколько уязвимы наши главные конкуренты и в чем?
Насколько уязвима наша компания для главных конкурентов?
Как продукция и услуги нашей компании соотносятся с продукцией и услугами наших главных конкурентов?
Каковы ключевые факторы, определяющие конкурентные позиции компаний в отрасли?
Как менялись объемы реализации и прибыли у наших главных конкурентов за последние несколько лет и почему?
Каковы отношения наших главных конкурентов с поставщиками и дистрибьюторами?
Тесты
1. В чем суть взаимодействия организации с внешней средой?
2. Какие барьеры существуют на пути взаимодействия?
3. В чем состоит особенность взаимодействия организации с поставщиками, потребителями, конкурентами, государственными и муниципальными органами, инфраструктурой?
4. Какие есть методы преодоления ресурсной зависимости организации от внешней среды?
5. В чем смысл модели пяти сил конкуренции, что определяют эти силы?
6. Почему считается, что борьба между конкурирующими фирмами является стратегическим процессом?
7. Объясните, каким образом поставщики организации могут быть силой конкуренции?
8. Какие факторы влияют на силу поставщиков?
9. Какие факторы влияют на конкурентную борьбу? Приведите примеры, когда организация предпочтет уйти с рынка вместо продолжения дальнейшей конкурентной борьбы.
10. Является ли число соперничающих на рынке организаций наиболее важным фактором силы конкурентной борьбы?
11. Какие факторы влияют на силу потребителей?
12. Производители безалкогольных напитков — это потребители продукции организаций, производящих стеклянную тару, алюминиевые банки и пластиковые бутылки. Объясните, каким образом производители напитков выступают как силы конкуренции для организаций, производящих тару.
Учебный элемент № 6. Обеспечение адаптации организации к изменениям деловой среды
Учебные цели элемента
1.Дать представление об основных подходах к управлению организацией, обеспечивающие ее адаптацию и соответствие деловой среде.
2.Показать важность изменений для вашей организации как условий ее выживания, сохранения и развития в динамичной деловой среде.
3.Научить определять, какие изменения необходимы в вашей организации.
6.1. Обеспечение адаптивности организации
Адаптивность — один из
Важнейших критериев
Оценки эффективности
Организаций
Важность адаптации организации к изменениям особенно возрастает в условиях роста нестабильности, неопределенности, конфликтности деловой среды организации.
6.1.1. Адаптивность и ее измерение
Адаптивность — это способность организации изменять сложившееся в ней положение вещей, т.е. приспосабливать внутреннее содержание организации к внешним условиям. Это особенно актуально в условиях быстро изменяющейся деловой среды. По мере эволюции деловой среды от малоподвижной к быстроизменяющейся значимость адаптивности возрастает (рис. 6.1).
Измерение адаптивности организации представляет определенную трудность и связано со слежением за значительным числом специфических параметров деятельности организации. Любая организация обладает в той или иной степени способностью к адаптации. Другое дело, как именно она реализует эту способность на практике. Основным средством успешной адаптации организаций к неопределенным и быстро меняющимся условиям среды является эффективное управление, обеспечивающее формирование и реализацию такого варианта развития, который позволит получить наилучшие в сложившейся ситуации конечные результаты.
Источник: Журнал «Менеджмент в России и за рубежом». 1998. №1.
Возможны следующие пути адаптации организации:
• корректировка дерева целей организации на основе изменения условий окружающей среды;
• выработка стратегии;
• внесение поправок в систему критериев эффективности функционирования;
• обоснование и выбор нововведений, позволяющих достигнуть поставленных целей;
• совершенствование организационной структуры;
• повышение квалификации персонала.
На их выбор большое влияние оказывают такие организационные характеристики, как тип производства, размер предприятия, состав номенклатуры выпускаемой продукции, используемые технологии, территориальное размещение, а также поведенческие параметры (лидерство, стиль управления и т.д.)
Руководство японской компании «Омрон Татеиси» в 1983 г. осуществило целый ряд организационных изменений, чтобы ликвидировать заболевание, которое было названо как синдром большого бизнеса. Синдром большого бизнеса можно распознать по следующим симптомам: крайне централизованный и разбухший управленческий аппарат; всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия обычных, повседневных решений; рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений и передача возникающих проблем из одного отдела в другой и обратно. Окончательное решение откладывается до бесконечности, поскольку каждый администратор стремится избежать ответственности. Взаимодействие подразделений внутри компании заметно ослабло. Например, когда товарные запасы неимоверно разбухали, то даже конкретные требования «сократить запасы» не могли дать желаемого эффекта. Значительно уменьшилась реакция и на требования рынка. Компания стала медленнее реагировать на запросы клиентов. Увеличилось время выполнения заказов.
Руководство применило следующий способ «лечения болезни». Компания должна действовать таким образом, будто каждый из ее отделов является маленьким самостоятельным бизнесом. Чтобы вдохнуть в сознание каждого дух изменений, были избраны три лозунга, которые повторяли на каждом шагу: «Продает каждый», «Реагировать немедленно», «Действовать молниеносно». Две главные идеи лежали в основе плана организационных изменений: приблизить руководство компании к реальным условиям работы и создать в разумном объеме несколько предприятий, которым можно было бы предоставить полную самостоятельность и которые действовали бы в рамках компании как отдельные небольшие фирмы.
Источник: Татеиси К. Вечный дух предпринимательства: Практическая философия бизнесмена. М.: Московский бизнес, 1990.
Существуют различные подходы к измерению адаптивности. Один из них обеспечивает преимущественно качественную оценку. Его суть состоит в том, что дается экспертная оценка состояния отдельных элементов адаптивности, например насколько гибка организационная структура данной организации, каково качество переподготовки персонала и т.д. При этом обязательно учитывается взаимозависимость и согласованность элементов.
Существуют и более формализованные методы. Например, для оценки адаптивности рекомендуется:
• выбрать цели развития;
• определить состав показателей, включаемых в структуру экономического роста;
• установить нормативные соотношения в росте данных показателей, т. е. построить нормативную систему показателей (НСП);
• оценить соответствие между НСП и фактической цепочкой показателей;
• разработать мероприятия по обеспечению достижения необходимых пропорций;
• перераспределить ресурсы организации*.
Очевидно, что для большинства менеджеров наименее понятными являются п. 6.1 и 6.2, касающиеся построения нормативной системы показателей (НСП)*. Суть методики состоит в том, что темпы изменения показателей организации должны обеспечить максимальный эффект ее деятельности. Например, темпы роста производительности труда должны быть выше темпов роста заработной платы. Если все показатели, входящие в структуру экономического роста организации, расположить в порядке возрастания темпов их роста, то мы получим НСП данной организации. Затем рассчитываются фактические темпы роста этих же показателей и строится фактическая цепочка. Ее отклонение от нормативной определяется с помощью методов математической статистики (коэффициенты Спирмена-Кендалла). Затем проводится анализ причин отклонения отдельных показателей и определяются мероприятия (организационные и экономические), которые должны обеспечить приведение фактических темпов изменения к нормативным и тем самым повысить адаптивные возможности организации.
Задание 20
Как бы вы оценили адаптивность вашей организации (высокая, средняя, низкая)? Является ли адаптивность фактором, затрудняющим развитие вашей организации. Как будет, на ваш взгляд, складываться ситуация через некоторое время?
6.1.2. Адаптация в условиях «организационного стресса»
Как уже отмечалось в учебном элементе № 2, любая организация имеет определенный жизненный цикл и в силу этого обладает предельными возможностями, ограничивающими ее существование в неизменном виде конкретным периодом.
Характерной особенностью рыночной экономики (и особенно российской) является то, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла организации: в какие-то моменты она может не получать прибыль либо приносить убытки. В таких случаях необходимо осуществлять оценку адаптации по правилам, изложенным выше. Но бывают ситуации, когда организация попадает в полосу затяжного кризиса и становится неэффективной по всем параметрам, что, как правило, приводит к банкротству*.
В этом случае подобная организация находится в состоянии так называемого организационного стресса (по аналогии со стрессом человека) и к ней практически неприменимы те управленческие воздействия, которые бывают эффективными по отношению к организациям, находящимся в обычном состоянии, ибо их действия зачастую могут дать прямо противоположный эффект. Так, в успешно функционирующих организациях конкуренция между подразделениями приводит к ускорению развития, а в организациях, находящихся в состоянии стресса, — к усилению взаимной подозрительности, разрушению внутренних взаимосвязей и в конечном счете отрицательно влияет на организационные процессы.
Возможные модели поведения организации, находящейся в состоянии «организационного стресса», определяются двумя факторами:
• в самой организации нет существенных слабых сторон, и спад вызван лишь сильными отклонениями в деловой среде;
• спад вызван взаимосвязью внешних и внутренних факторов.
Наиболее эффективными методами преодоления проблем внешнего окружения считаются децентрализация и переход на новые рынки сбыта. Хотя, безусловно, могут использоваться и другие методы.
При устранении проблем второго типа рекомендуются следующие действия.
• Смена руководства. При этом особое внимание должно уделяться сбалансированности представительства функциональных руководителей на высшем уровне.
Американские специалисты считают одной из причин затруднений, которые переживала автомобильная компания «Крайслер» в 70-е годы, то, что при выработке управленческих решений в ней доминировали технические специалисты.
• Пересмотр стратегии. Изменениями стратегии, как правило, сопровождается замена управляющих.
• В ряде случаев проводить сокращение персонала. В рамках управления при спаде проблема персонала разделяется на две части:
а) рационализация организационной структуры управления;
б) собственно сокращение персонала.
Сокращение персонала должно быть продуманным и избирательным. Необходимо учитывать, что вслед за спадом может последовать период подъема и тогда значение единой команды станет особенно важным.
• Целесообразно введение новых систем мотивации.
Задание 21
Подумайте, находилась ли ваша организация в состоянии «организационного стресса» ? Какими путями она из него выходила? Сравните их с предложенными выше путями выход из стресса и оцените их эффективность.
6.2. Организационные изменения
Эффективная адаптивность предполагает проведение постоянных организационных изменений*, обеспечивающих устойчивое развитие организаций в условиях нестабильной внешней среды. Изменения в организации могут происходить на разных уровнях: индивидуальном, групповом (коллективном) и на уровне организации в целом. Причины, вызывающие изменения, могут быть самые различные, в общем виде их можно классифицировать на внутренние и внешние. Внешние обусловлены изменениями в законодательстве, рыночной ситуации и т.д., внутренние — недостаточной квалификацией персонала, низкой производительностью труда, несовершенными технологиями и т.д.
6.2.1. Что такое организационные изменения
Организационные изменения охватывают как процессы функционирования, не нарушающие динамического равновесия (т.е. процессы, развертывающиеся в рамках данной структуры), так и процессы развития, нарушающие это равновесие.
Изменения — это организационный процесс, основанный на сознательной деятельности менеджеров, направленной на нарушение динамического равновесия организации и на относительно устойчивое изменение организационной структуры, вызванное этой деятельностью.
Организационные изменения могут охватывать все подсистемы и параметры организации: продукты, технологии, оборудование, разделение труда, организационную структуру, методы управления, процесс управления, а также все поведенческие аспекты организации.
Следует заметить, что все эти сферы тесно связаны между собой и изменения в одной из них повлекут хотя бы частичные изменения в других сферах.
6.2.2. Управление изменениями
Как уже говорилось ранее, организационные изменения затрагивают очень большое число взаимозависимых параметров организации и происходят в условиях различного типа реакций сотрудников и непосредственного окружения организации. Вследствие этого эффективное управление изменениями является одной из самых сложных задач для менеджеров. Хорошо зарекомендовала себя модель процесса успешного управления организационными изменениями (модель Л. Гейнера). Она состоит из 6 этапов.
Этап 1. Давление и побуждение
Руководство организации должно осознать необходимость изменений. Ощущение необходимости перемен может вызываться как внешними, так и внутренними факторами. Чувство необходимости перемен должно побуждать руководство к готовности их проведения.
Этап 2. Посредничество и переориентация внимания
Хотя руководство может чувствовать необходимость перемен, но оно может не суметь сделать точный анализ проблем и провести изменения должным образом. Отсюда возникает необходимость привлечения внешних консультантов, способных объективно оценить ситуацию. Такое посредничество должно вылиться в изменение ориентации руководства. Оно должно осознавать необходимость перемен и истинные причины возникновения этой необходимости. Иначе подлинных изменений не произойдет.
Внешними консультантами фирмы «РОЯЛ консалтинг» для ОАО «Хлебопродукт» (см. Конкретную ситуацию в учебном элементе № 3) была разработана программа выхода из кризиса, предусматривающая проведение комплекса организационных изменений. Она была принята генеральным директором. Однако часть руководства считала, что ситуация искусственно нагнетается и что необходимы лишь меры по экономии зарплаты и энергоресурсов, а также по сокращению социальной сферы. В результате комбинат решил самостоятельно, без консультантов, провести организационные изменения. Сначала наметился некоторый подъем, однако, поскольку основные проблемы управления не были решены, спад производства продолжался, хотя на рынке ситуация стала более благоприятной. После этого руководство решило вновь пригласить внешних консультантов и осуществить полную программу реализации изменений. При этом консультантам была предложена оплата в виде процентов от дополнительной прибыли.
В настоящее время комбинат является устойчиво функционирующим и развивающимся предприятием. Кроме того, положительная динамика роста стала хорошим основанием для привлечения на комбинат инвестиций.
Этап 3. Диагностика и осознание
На этом этапе руководство собирает соответствующую информацию, определяет истинные причины возникновения проблем. Этот процесс должен захватывать и низшие уровни управления, для того чтобы расширить и конкретизировать информацию, необходимую для выявления проблем.
Правильная диагностика ведет к осознанию конкретных проблем. Здесь особенно важно эффективно использовать сотрудников организации, обеспечивать высокую степень их участия в диагностике и последующем принятии решений. Односторонние действия руководства могут быть оправданны только в особых типах организаций (например, военные организации, где необходимость в плюрализме мнений минимальная). Во всех остальных случаях необходимо осуществить делегирование определенной части полномочий исходя из сроков решения, характера проблем, готовности персонала воспринять полномочия и т.д. Одно из важнейших преимуществ делегирования состоит в том, что оно уменьшает возможности будущего сопротивления изменениям.
Этап 4. Нахождение нового решения и обязательства по его выполнению
Для менеджеров всегда существует искушение применить старые решения к новым проблемам. Необходимо стараться отыскать новые, нестандартные решения, добиться их поддержки у сотрудников.
Этап 5. Эксперимент и выявление
Как правило, организации редко проводят крупные изменения сразу. Необходимо с помощью различных экспериментов выявить возможные отрицательные последствия изменений и провести соответствующую корректировку. Кроме того, эксперимент может дать определенным подразделениям и лицам дополнительные полномочия или дополнительную подготовку для более эффективного проведения процесса изменений.
Этап 6. Подкрепление и согласие
Необходимо должным образом мотивировать людей*, чтобы они приняли проводимые изменения. Этого можно достичь, убеждая подчиненных, что изменение выгодно как организации, так и им лично. Возможные способы подкрепить согласие на внедрение новшеств:
• поощрение (повышение оплаты труда, продвижение по службе, похвала, признание и т.п.);
• вовлечение в процесс проведения изменений (в обсуждение проблем, в принятие решений и т.п.).
Задание 22
Проанализируйте предложенную модель: подходит ли она для управления изменениями в вашей организации. Если такого рода изменения недавно происходили в вашей организации попробуйте «наложить» данную модель на использованную вами. В чем наиболее существенные расхождения? Чем они обусловлены? Насколько успешно для вас завершились организационные изменения?
6.2.3. Сопротивление организационным изменениям
Организационная инерция. Понятие инерции заимствовано из физики, где оно обозначает стремление объекта двигаться до тех пор, пока он не будет остановлен или его траектория не будет изменена под воздействием внешних сил. Инерция в той или иной степени присуща любой организации.
Более подробно сущность внутренней инерции раскрывается в теории К.Левина (см. рис. 6.2), который исследовал поведение групп людей и предложил рассматривать организацию как существующую при постоянном равновесии двух сил:
• вызывающих изменения;
• сдерживающих изменения.
На заметку руководителям организаций
Одним из серьезных источников сопротивления изменениям в организации могут стать «малые» группы. Причина возможного сопротивления изменениям заключаются не столько в самих организационных изменениях, сколько в тех последствиях, которые, по мнению членов «малой» группы, могут нарушить или разрушить среду обитания группы. Поэтому, проводя организационные изменения, обязательно необходимо проанализировать интересы и возможные позиции представителей «малых» групп и в связи с результатами такого анализа строить стратегию и тактику проведения организационных изменений.
Задание 23
Оцените, насколько велика инерция в вашей организации. Какое в ней соотношение сил «за» и «против»?
Для успешного проведения организационных изменений необходимо выполнить следующие условия.
1. Выявить и обосновать причины, вызывающие необходимость проведения организационных изменений.
2. Определить цели организации, которые будут достигнуты в результате организационных изменений.
3. Выявить возможные силы сопротивления изменениям и разработать мероприятия по их нейтрализации (преодоление).
4. Определить и обосновать необходимость использования того или иного подхода к проведению изменений в организации. В теории менеджмента известны три таких подхода: подход, ориентированный на задачи-технологию (социотехническая система, кружки качества, проектирование рабочих мест и т.д.); подход, ориентирующийся на человека (обзор обратной связи, формирование рабочей группы, консультации по процессу и т.д.); подход, ориентированный на структуру-стратегию (матричные структуры, параллельная организация, стратегические изменения и т.д.).
5. В зависимости от выбранного подхода провести в организации подготовительные мероприятия по проведению изменений, включая психологическую подготовку персонала и способы решения неизбежно возникающих при этом этических проблем.
6. Составить план-график работ по организационным изменениям и определить их стоимость.
7. Определить возможный эффект от проведения организационных изменений.