Механизм взаимодействия организма с окружающей средой

Тема 1.2. Развитие психики и сознания (2 часа)

Цель: сформировать представления об основных понятиях в области знаний о развитии психики и сознания человека, обосновать их значимость для усвоения дисциплины и для личностного развития студента.

Задачи:

1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания в области знаний о развитии психики и сознания человека;

2. Формировать мировоззренческие позиции при освоении знаний о развитии психики и сознания человека;

3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к познанию закономерностей развития психики и сознания человека.

Вопросы:

1. Психика как продукт деятельности нервной системы.

2. Механизм взаимодействия организма с окружающей средой. Условный рефлекс как форма научения.

3. Биологические и социальные факторы формирования и развития психики.

4. Эволюционное развитие психики по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри.

5. Сознание как высший уровень развития психики. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике человека.

6. Учение о динамической локализации психических функций.

Психика как продукт деятельности нервной системы

Свойством всего живого является гомеостаз, представляющий собой динамическое постоянство внутренней среды организмов, которое обеспечивается непрерывным обменом веществ с окружающей средой. Каждый вид животных и каждый индивид имеет собственные константы, характеризую­щие его гомеостаз. Поддержание гомеостаза является обязательным внутрен­ним условием сохранения и развития индивида и вида. У животных поддержа­ние гомеостаза обеспечивается несколькими регуляторными системами, в том числе и психикой, которая сформировалась вместе с обретением животными способности к перемещению в пространстве.

Обладание психическими образами среды является обязательным условием приспособления к ней при постоянно меняющихся ситуациях во время перемещения в пространстве. Движение сложно организованных животных, обладаю­щих нервной системой, становится не только условием возникновения психики, но и основой создания психических образов.

Субстратом, в пространстве которого формируются психические образы, является нервная система. Благодаря исследованиям испанского гистолога Рамона-и-Кахала, швейцарского психиатра Фореля и Бехтерева, было установлено, что вся нервная система состоит из самостоятельных единиц – нейронов, то есть нервных клеток с отростками. Нейрон выполняет целый ряд важнейших функций, в число которых входят: воспринимающая, интегративная, мнестическая, проводниковая, передающая.

Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. Головной мозг состоит из мозгового ствола, мозжечка и двух полушарий, в которые входят кора и подкорковые структуры (обонятельный мозг и базальные ганглии).

Психика человека представляет собой продукт деятельности всей нервной системы вместе с ее рецепторной поверхностью, однако ведущую роль здесь играет головной мозг.

Кора головного мозга – самое позднее в эволюционном и высшее в функциональном отношении образование нервной системы. Кора покрывает мозг со всех сторон, она имеет множество борозд и извилин, что позволяет ей занимать большую поверхность. На срезе она своим серым цветом отличается от белого вещества мозга, состоящего из нервных волокон. Серый цвет коре придают образующие ее нервные клетки. Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, височной, теменной и затылочной. Кора осуществляет анализ и синтез сигналов, поступающих из внешнего мира и внутренней среды организма. В коре имеются проекционные и ассоциативные зоны. Проекционные зоны связаны с нейронами подкорковых центров. Ассоциативные зоны не имеют непосредственной связи с подкорковыми центрами, но связаны двусторонней временной связью с проекционными центрами. Именно они играют важную роль в осуществлении высшей нервной деятельности.

Головной мозг можно разделить на три функциональных блока (про А.Р. Лурия), отвечающих за 1) контроль внутренней среды, формирование побуждений и поддержание психической активности, 2) создание образа внешнего мира и схемы тела и 3) организацию программ взаимодействия со средой.

Специфическими чертами строения головного мозга человека, отличающими его от мозга самых высокоразвитых животных являются:

– максимальное преобладание новых частей центральной нервной системы над старыми,

– головного мозга над спинным,

– плаща над стволом,

– коры над подкоркой и поверхностных слоёв коры над глубокими.

Механизм взаимодействия организма с окружающей средой

Рефлекс –это любая ответная реакция организма, которая осуществляется при участии центральной нервной системы.

Морфологической основой таких реакций является рефлекторная дуга, включающая 5 основных звеньев:

1) рецептор – специализированный прибор, воспринимающий определённый вид воздействия внешней или внутренней среды;

2) афферентный (чувствительный) нейрон, проводящий сигналы, возникающие в рецепторе, по чувствительному пути в нервный центр;

3) вставочный нейрон, представляющий собой центральную часть рефлекторной дуги данного рефлекса;

4) эфферентный (двигательный) нейрон, по аксону которого сигналы из центральной нервной системы поступают на периферию и достигают эффектора;

5) эффектор – орган (мышца или железа), выполняющий определённую функцию. Любой эффектор, таким образом, связан элементами рефлекторной дуги с соответствующим рецептором и запускается в действие при его раздражении.

Понятие о рефлексе впервые было введено в науку в середине XVI века великим французским учёным Рене Декартом.

Наши рекомендации