Метод эффективной ставки налогообложения;
Метод, основанный на эластичности.
Каждый из этих методов имеет определенные преимущества и недостатки, ввиду чего в практической деятельности также применяется синтетический подход.
Виды и методы налогового планирования (моделирования)
В некоторых странах для прогнозирования налоговых доходов используются сложные модели прогнозирования. Преимущества таких моделей заключаются в возможности учитывать общую взаимосвязь между системой доходов и макроэкономикой, а также проводить имитационные расчеты влияния разнообразных решений в области налогообложения на экономику и бюджет. Некоторые из них основываются на данных большой выборки реальных налоговых деклараций. Оценка налоговых доходов осуществляется путем прогноза баз налогообложения для различных категорий налогоплательщиков и детальных положений налогового законодательства для соответствующих категорий налогоплательщиков. Данные агрегируются по различным категориям налогоплательщиков.
Альтернативный подход заключается в разработке модели, которая состоит из определенного количества эконометрических уравнений для основных категорий доходов и расходов. Модели этого типа полезны как для прогнозирования, так и для анализа, например, анализа последствий определенных изменений в структуре налогов. Однако, методы, основанные на моделировании, достаточно сложные и требуют значительных вложений ресурсов и больших объемов информации.
Метод эффективной ставки налогообложения.
Этот подход основан на применении данных об эффективной (средней) ставке налогообложения для определенной категории налогов, которая рассчитывается путем деления налоговых доходов на базу налогообложения. Эффективная ставка налогообложения может и будет отличаться от шкалы налоговых ставок, установленной законом. Прогноз доходов получают путем умножения прогноза базы налогообложения на прогнозную оценку эффективной ставки налогообложения. Например, в случае налога на доходы физических лиц можно рассчитать ряд данных относительно поступлений этого налога и соответствующий ряд данных относительно фонда оплаты труда и рассчитать эффективную ставку налога, разделив первый ряд на второй.
Простота метода эффективной ставки налогообложения объясняет его широкое применение для практического прогнозирования во многих странах. Однако в странах с переходной экономикой, к которым принадлежит Украина, этот метод следует применять с большой осторожностью, поскольку он основан на трех важных предположениях, которые, как правило, не выполняются.
Ø Если состав базы налогообложения изменяется от периода к периоду, метод эффективной ставки налогообложения дает довольно неточный прогноз.
Ø В случае изменения структуры ставок, их уровня, размеров налоговой базы невозможно полагаться лишь на использование эффективной ставки налогообложения. Подготовка прогнозных расчетов, в этом случае, нуждается в дополнительной информации и соответствующих коррективах полученных результатов.
Ø В случае изменения уровня собираемости налоговых обязательств использование эффективной ставки налогообложения приводит к увеличению ошибки прогноза. В периоды высокой инфляции, общей экономической нестабильности и роста теневого сектора экономики уровень выполнения налогового законодательства часто резко снижается.
Метод эластичности налогов.
Это наиболее распространенный метод прогнозирования доходов, который основывается на устойчивой зависимости между ростом поступлений от определенного налога и увеличением его базы. Эластичность налоговых поступлений определяется как соотношение процентного изменения налоговых поступлений к процентному изменению налоговой базы, исходя из предпосылок об отсутствии изменений в налоговой системе за рассматриваемый период.
Математически это может быть описано следующей формулой:
Где - эластичность, Т та GDP – соответственно налоговые поступления и валовой внутренний продукт (налоговая база), а D АТ та D GDP – прирост налоговых поступлений и валового внутреннего продукта за анализируемый период.
Если темп роста налоговых поступлений превышает темп роста валового внутреннего продукта, эластичность поступлений превышает единицу. Эластичность меньше единицы в случае, когда рост валового внутреннего продукта превышает темп роста налоговых поступлений. Оценку эластичности можно получить путем грубого усреднения отношения процентного изменения поступлений к процентным изменениям базы налогообложения за период, в котором не происходило изменений в налоговой системе. При наличии оценки эластичности определенного налога и прогноза темпов роста его базы, прогноз поступлений можно получить путем умножения темпа роста базы налогообложения на эластичность.
Налоговое прогнозирование в общем плане представляет собой оценку налогового потенциала и объемов поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней. В то же время, прогнозирование бюджетных доходов базируется на социально-экономическом прогнозировании развития страны. В зависимости от поставленных целей, по мнению российских специалистов А.Б. Паскачева и др. налоговое планирование может осуществляться различными методами, однако все расчеты должны учитывать следующие составляющие:
- фоновый уровень поступлений;
- сезонная составляющая и ее изменения;
- событийная составляющая (политическая ситуация, изменения в финансовом и налоговом законодательстве и тому подобное);
- остаточная составляющая, которая включает и объясняет возможные неучтенные факторы.
Авторы разделяют налоговое планирование на текущее и перспективное. К текущему планированию принадлежит оперативное и краткосрочное планирование со сроком на 1 – 1,5 года. К перспективному относят среднесрочное (до 5 лет) и долгосрочное (до 10 лет).
По мнению российских специалистов, прогнозирование развития налоговой системы должно состоять из одиннадцати блоков. Каждый из них может иметь несколько сценариев, причем сквозных, то есть каждый сценарий блока, который задает информацию, является исходным для соответствующих сценариев всех последующих блоков. Это не исключает, что в некоторых блоках один и тот же сценарий будет отвечать нескольким сценариям предыдущих или последующих блоков. Вместе с тем последовательность перечисленных блоков не обязательно определяет порядок разработки таких блоков.
Первый блок – общие принципы построения и функционирования хозяйственного механизма: отношение собственности; роль и место государства в управлении экономикой; роль и место негосударственных корпоративных структур, малого и среднего бизнеса, домашних хозяйств. Особое значение уделяется наличию сценарных условий, которые определяют целевые параметры, приоритеты и направления экономической политики, ограничения и факторы социально-экономического развития. Этот блок является определяющим для всех остальных. Необходимость его прогнозирования обусловлена существующими в обществе различными взглядами на будущее развитие национальной экономики.
Второй блок – макропоказатели и параметры социально-экономического развития страны на перспективу: динамика и структура произведенного и используемого ВВП с учетом инфляции, производство продукции (товаров, работ и услуг), промежуточное потребление в ценах производителей и основных ценах, объемы, структура и источники инвестиций, обращение розничной торговли и тому подобное.
Третий блок (денежно-кредитная политика),
четвертый (экспортно-импортные отношения) и
пятый (сводный и центральный бюджеты – объемы и структура доходов и расходов, источники доходов и основные направления их использования и тому подобное). Одновременно эти блоки должны охватывать прогнозы инфляционных (или их дефляций) процессов, валютных курсов, движение процентных ставок банковских кредитов.
Шестой блок – доходы корпораций и населения. Ключевым моментом здесь является достоверность информации, методы выявления и пересчета скрытого и неформального сектора экономики, теневого обращения; группировка корпораций и населения по экономически однородным агрегатам, структура доходов и расходов, дифференцированная структура налоговой базы и тому подобное.
Седьмой блок – предвидение мотиваций и поведения корпораций и населения, которые включены в каждый экономический агрегат, а также исторически образовавшегося менталитета различных слоев населения.
Восьмой блок – демографический прогноз: прогноз численности населения, его полововозрастной структуры, масштабов и направленности миграционных процессов, уровня мобильности, профессиональной структуры работоспособного и занятого населения, прогноз занятости, динамики и состава пенсионного контингента и тому подобное.
Девятый блок – прогноз изменений общей структуры налогов и сборов, изменений их ставок и порядка взыскания, определения более эффективного порядка применения налогов и сборов.
Десятый блок – прогноз налогового потенциала и уровня собираемости налогов по основным группам налогоплательщиков; оценка эффективности мероприятий по соблюдению налоговой дисциплины; прогноз возможных мер по стимулированию и принуждению налогоплательщиков; перспективная оценка платежеспособности различных групп корпоративных структур и физических лиц; прогноз увеличения (сокращение) количества налогоплательщиков и прогноз суммы налоговых поступлений в прогнозируемом периоде.
Одиннадцатый блок – развитие инфраструктуры налоговых органов страны. Здесь важное значение имеет уровень информационно-технического обеспечения налоговых органов и степень квалификации сотрудников.
Значительную роль играет четкое разграничение названных блоков по горизонтам прогнозирования: краткосрочные прогнозы – на 1 – 1,5 года, среднесрочные прогнозы – до 5 лет и долгосрочные прогнозы – до 10 лет. Некоторые блоки, например прогноз инфраструктуры, могут охватывать все три горизонта, тогда как другие целесообразно ориентировать преимущественно на один из горизонтов. В частности, это относится к первому и девятому блокам. Эффективность налоговой системы во многом зависит от стабильности общих принципов ее функционирования, состава налогов и ставок налогообложения. Прогнозы указанных блоков должны отвечать отмеченному условию, то есть быть ориентированными на долгосрочную перспективу, стимулируя тем самым предполагаемые на долгосрочный период интересы, мотивации и поведение налогоплательщиков.
Таким образом, блочная система подготовки прогнозов доходов бюджетов, предложенная российскими специалистами в области планирования и прогнозирования налоговых поступлений, может найти свое применение и в практике подготовки Государственных бюджетов. Более того, такая методика находится сейчас на стадии разработки. Однако, необходимым условием применения системных подходов к определению уровня поступлений в бюджетную систему, а также оценки развития национальой налоговой системы является повышение качества статистической и аналитической информации, характеризующей развитие экономики страны.
В налоговой практике существуют виды прогнозирования налоговых поступлений:
1.детерминистический прогнозы налоговых поступлений;
Основу составляет условный метод и метод «налогового калькулятора»
Существуют два типа условных методов статистические и динамические модели
Метод налогового калькулятора используеться при доступности идивидуальных баз налогоплательщика. НДФЛ и налог на прибыль.
2.Прогнозы временных рядов налоговых поступлений на основании их собственной динамики с использованием метода взвешенного скользящего среднего (ВСС).
3.Прогнозы с использованием моделей с несколькими переменными;
Структурные эконометрические модели, линейные и не линейные уравнения, модели построенные на использовании опережающих экономических индикаторов.
Необходимо подытожить, что с целью повышения достоверности прогнозных расчетов основных бюджетных показателей, следует обратить внимание на качество и эффективность информационного обмена между органами исполнительной власти, Национальным банком и местными органами самоуправления. Для этого необходимо образовать единый банк данных показателей социального и экономического развития страны с соответствующими режимами защиты информации.