Авиационные туристские путешествия
Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе.
При организации туристских путешествий на большие расстояния (например, в Северную Америку, государства Юго-Восточной Азии или другие удаленные мировые макрорегионы) использование авиационных перевозок практически не имеет альтернатив. Применение авиационного транспорта также распространено и на средние (в масштабах земного шара) расстояния (например, в страны Европы и Ближнего Востока). Не менее привлекательными являются авиационные перевозки туристов и на внутренних линиях, особенно для таких крупных государств, как Россия, Китай, США.
В мире насчитывается более 1300 авиакомпаний (сокращенные наименования наиболее крупных из них приведены в приложении 13). В среднем в год на авиарейсах перевозится около 1,5 млрд человек. В обслуживании международных воздушных сообщений участвуют свыше 1 тыс. аэропортов мира, около 650 из которых обеспечивают международные регулярные авиаперевозки (типы самолетов и коды наиболее крупных международных аэропортов приведены в приложении 14). Сеть международных перевозок в настоящее время охватывает все географические регионы и более 150 государств мира.
Крупнейшими авиакомпаниями мира по количеству перевозок считаются американские Delta Airlines, Pan American, United, французская Air France, немецкая Lufthansa, британская British Airways, российский Аэрофлот.
Воздушный транспорт регулируется на трех уровнях:
· национальном — лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и на международных маршрутах;
· межправительственном — регулярные воздушные маршруты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран;
· международном — тарифы на регулярные рейсы устанавливаются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между участвующими авиакомпаниями при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) или третьего лица.
Авиация подразделяется на два вида: транспортную и общего назначения.
Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров (рейсовые перевозки), грузов и почты.
Авиация общего назначения обеспечивает как общепринятые, так и специальные услуги и может быть подразделена на шесть категорий: 1) воздушные такси, оперирующие как чартерные; 2) самолеты, принадлежащие предприятиям и фирмам, для перевозки производственного персонала, а также вертолеты; 3) специальные самолеты (для аэросъемки, пожарные, медицинские и т.д.); 4) самолеты для тренировки профессиональных пилотов; 5) частные самолеты для бизнеса и путешествия; 6) спортивные самолеты.
Аэропорты обслуживают регулярные авиарейсы: международные, национальные и региональные, а также авиацию общего назначения, самолеты различных фирм и предприятий. Здание аэровокзала является сердцем комплекса аэропорта. В этом месте пассажиры покупают и регистрируют билеты и багаж, производят посадку и высадку. В зданиях большинства аэровокзалов находятся агентства по аренде автомобилей, магазины, рестораны, буфеты, отделения банков.
Авиакомпании рассматриваются как один из составных элементов, формирующих систему туризма в целом. Специализируясь на обслуживании пассажиров, они с большой готовностью идут на широкое сотрудничество с туристскими предприятиями. Такое сотрудничество представляет взаимовыгодный интерес, так как, с одной стороны, обеспечивает туристские фирмы надежным, быстрым и комфортным средством перевозки туристов, с другой — гарантированную коммерческую загрузку авиарейсов.
На практике (в зависимости от скидок и других показателей) существует большое количество разновидностей классов обслуживания (приложение 15). Национальные перевозчики или отдельные авиакомпании обычно устанавливают различные льготы
для туристов: сезонные, корпоративные, групповые, для пассажиров с детьми, молодоженов, молодежи, в зависимости от срока приобретения билета, времени пребывания в месте назначения и др. В последнее время в практику вошли совместные программы авиакомпаний и гостиничных цепей, предоставляющие скидки на пакет услуг, состоящих из перелета и размещения в гостинице.
Отдельные авиакомпании с целью привлечения туристов разрабатывают специальные мотивационные программы. В их основе лежит предоставление различных скидок, льгот и привилегий для постоянных клиентов.
Так, программа компании Lufthansa рассчитана на пассажиров, регулярно пользующихся ее услугами. Для участия в программе необходимо заполнить специальный бланк, который можно приобрести во всех представительствах и агентствах авиакомпании. В течение месяца клиент получает специальную карточку с личным номером участника. Если за год пассажир налетал не менее 50 000 миль, он получает другой вид карточки -Lufthansa Freguent Traveller Card. 100 000 миль дают право на получение Lufthansa Senator Card.
Мили, набранные пассажиром экономического класса, автоматически удваиваются при полете бизнес-классом и утраиваются для первого класса. На местных и коротких европейских линиях пассажирам начисляется не менее 500 миль в экономическом и 1000 миль — в бизнес-классе, даже если фактическое расстояние перелета оказалось меньшим. Кроме того, при полетах на дальние расстояния начисляются «специальные» мили. К примеру, пассажир летит в бизнес-классе из Франкфурта в Нью-Йорк. Расстояние составляет 3851 милю. Эта цифра умножается на два и к полученному результату прибавляются «специальные» 2500 миль. Таким образом, пролетев в один конец из Франкфурта в Нью-Йорк, пассажир бизнес-класса получает на свой счет сразу 10 202 мили.
Авиакомпания предусматривает следующие льготы и премии участникам программы: бесплатный полет в любую точку, куда летают самолеты Lufthansa и ее партнеров; повышение в классе; дополнительные услуги при проживании в отелях или аренде автомобиля; супер-премия, дающая возможность посещения учебного центра компании, прогулки на воздушном шаре, три дня в Евродиснейленде (Париж) или другие туры.
Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг прежде всего зависит от класса обслуживания. Во всех авиакомпаниях мира существуют обычно три класса обслуживания:
Первый класс (буква обозначает код класса):
· R — сверхзвуковой самолет, первый класс (Supersonic);
· Р — первый класс премиум (First Class premium);
· F — первый класс (First Class);
· A — первый класс со скидкой (First Class discounted).
Бизнес-класс (Business Class):
· J — бизнес-класс премиум;
· С — бизнес-класс;
· D, Z — бизнес-класс со скидкой (в зависимости от величины варианта скидки).
Экономический класс (Economy Class):
· W — экономический класс премиум;
· S, Y — экономический класс;
· В, Н, К, L, M, N, Q, Т, V, X — экономический класс со скидкой (в зависимости от срока бронирования, действия билета, дня отправления и возврата, а также от различных ограничений по возрасту, аннулированию и пр.).
Главное отличие классов — в комфортабельности кресел, качестве питания и размере бесплатно провозимого багажа. Первый класс — самый дорогой. Пассажирам, летящим первым или бизнес-классом, предоставляется отдельный зал для регистрации на вылет. В некоторых аэропортах для этих пассажиров оборудованы специальные залы ожидания с предоставлением дополнительных услуг (иногда бесплатных); на борту самолета им предоставляются более комфортные места с набором услуг для пассажиров только этих классов. Так, личное пространство на борту самолета у пассажиров первого и бизнес-класса больше на 50 %. Кресла более модернизированы.
В рамках организации туристских путешествий существует несколько форм взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:
· бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпании или системы бронирования;
· договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах;
· агентское соглашение и работа в роли агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;
· организация чартерных авиарейсов под туристские перевозки.
Чтобы правильно выбрать наиболее удобную и выгодную форму взаимодействия, а также грамотно заключить контракт на авиаперевозки туристов, необходимо знать особенности, преимущества и недостатки того или иного вида взаимодействия с авиакомпанией.
При бронировании авиабилетов следует выполнять требования профессиональной этики: снабжать авиакомпанию телефонными номерами пассажиров (на случай экстренного контакта); немедленно отменять в авиакомпании броню в случае изменения маршрута; выписывать билеты с гарантированным местом только при его подтверждении авиакомпанией; оформлять все необходимые документы надлежащим образом и др. Системы электронного бронирования предназначены для размещения заказов на туристские услуги, в том числе и транспортные.
Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах предполагает, что квота мест (блок мест) может быть жесткой или мягкой. При жесткой квоте вся ответственность за нереализацию мест блока, независимо от причины, ложится на туристскую фирму. Финансовые потери несет туристское предприятие. При мягкой квоте устанавливаются сроки возможного отказа туристского предприятия от квоты или ее части по причине нереализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей продажи этих мест самой авиакомпанией или ее агентами.
Еще одной формой взаимодействия туристского предприятия является агентское соглашение с авиакомпанией. Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристские предприятия, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако это не совсем верно. Если туристское предприятие работает с авиакомпанией на основании агентского соглашения, то оно само выступает в качестве «кассы по продаже билетов» авиакомпании, т.е. выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании. Авиакомпания же в лице данного туристского предприятия имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения обычно является преимущественная продажа под туры билетов именно этой авиакомпании).
Особой разновидностью авиационных туристских перевозок являются чартерные авиарейсы (аренда самолета). Большинство авиакомпаний мира организуют чартеры по туристским направлениям, пользующимся повышенным спросом. Как правило, такие авиаперевозки организовываются в туристские центры. Статистика чартерных авиаперевозок показывает, что они имеют достаточно определенную географию и ярко выраженную сезонность. Важным направлением их использования является также организация чартеров по направлениям, куда существует туристский спрос, но отсутствуют регулярные авиарейсы.
При организации чартерных авиаперевозок заказчик совместно с авиакомпанией определяет маршрут, оговаривает обязанности сторон, выясняет соответствие арендного договора международным правилам, стоимость рейса. Затем заключается специальный чартерный договор, в котором определяется: вид самолета, число мест к продаже, стоимость аренды самолета, маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия, срок действия договора (сезон, год или др.), регулярность совершения авиарейсов, возможность и предельные сроки отмены авиарейса и соответствующие санкции.
Особенность чартеров такова, что один полный рейс (второй и предпоследний полеты) выполняется без туристов: на последнем рейсе самолет забирает последних туристов, но не привозит новых, так как он за ними уже не вернется (т.е. на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов).
На рынке туристских авиаперевозок различают «промежуточных» предпринимателей — предприятий-оптовиков, концентрирующих в своих руках крупные чартеры и распределяющих их в дальнейшем среди более мелких предприятий в виде блок-чартеров (по 10—30 мест). Продажу мест на свой чартер предприятие-оптовик проводит, как правило, по следующим вариантам: мягкий, жесткий и комбинированный блоки мест.
Мягкий блок, при котором заказчик не несет никакой финансовой ответственности и имеет право в заранее оговоренные сроки полностью или частично отказаться от своих мест, более удобен для турагента. Однако если отказ произойдет позже установленного срока, то заказчику предстоит выплатить штраф. Обычно мягкие блоки применяются достаточно редко, поскольку они не всегда выгодны держателю чартера.
268
Жесткий блок предусматривает строгие договорные обязательства по срокам продажи и оплате. Заказчик вносит предоплату, размер которой обычно включает сумму стоимости двух парных рейсов. Тарифы по реализации жесткого блока при этом бывают примерно на 5-10 % ниже, чем при реализации мягкого. Поскольку в договоре цена на весь период действия чартера фиксированная, это дает хорошую возможность реализаторам варьировать цены в «высокий» период сезона и в конце его.
Наиболее распространена продажа мест на чартерные рейсы комбинированным способом, сочетающим в себе элементы двух вышеупомянутых вариантов. Общее число мест, входящих в реализуемый блок, делится в определенной пропорции на две части, одна из которых реализуется по «жесткой» системе, другая — по «мягкой».
На национальном рынке в качестве компаний, предоставляющих воздушные суда в аренду, выступает большинство национальных авиаперевозчиков, имеющих право выполнения внутренних и международных полетов. В ряде государств созданы специализированные авиакомпании, осуществляющие исключительно чартерные авиаперевозки. География европейских чартерных перевозок распространяется на крупные центры отдыха (особенно в летний период). Основными направлениями являются Испания, Греция, Кипр, Болгария, Италия, Турция и др.
Контрольные вопросы и задания
1. Каким образом ВТО классифицирует транспортные средства?
2. Какие основные виды транспорта применяются в туризме?
3. Какие направления транспортного обеспечения различают в туризме? Дайте их характеристику.
4. Какие три основные направления автоуслуг используются в туристском обслуживании?
5. Какие виды поездов различают в системе пассажирских перевозок?
6. Что представляет собой железнодорожное путешествие? Приведите примеры наиболее популярных железнодорожных маршрутов мира.
7. Каким образом и в каких странах используются скоростные железные дороги?
8. Что представляют собой морские круизы?
9. Каким образом речные круизы используются в системе туристских перевозок?
10. На каких уровнях регулируется воздушный транспорт?
11. Какие формы взаимодействия существуют между авиакомпаниями и туристскими предприятиями? Дайте их характеристику.
12. Чартерный самолет (пустой) осуществляет последний рейс в Варну (Болгария), чтобы забрать группу отдыхающих туристов. Опишите возможные варианты транспортировки еще одной группы туристов в Болгарию для отдыха в период «бархатного» сезона. Какой из предложенных вами вариантов является наиболее приемлемым и выгодным как для туристского предприятия, так и для потребителя? Ответ обоснуйте.
13. Туристское предприятие разрабатывает новый экскурсионный тур по следующему маршруту: Россия—Беларусь—Польша—Германия—Нидерланды—Бельгия—Франция—Германия—Польша—Беларусь—Россия. Предложите возможные варианты последовательности посещения конкретных городов вышеуказанных стран и наиболее приемлемые варианты транспортировки туристов в рамках данного тура.
14. Туристское предприятие специализируется на отправке на остров Кипр туристов, целью поездки которых является отдых, рекреация. К основному комплексу услуг, входящих в тур, относится экскурсионное обслуживание на месте пребывания (на острове), а также трехдневная экскурсионная поездка за пределы острова — в Египет. Опишите возможные варианты транспортировки туристов в рамках предложенного тура.
Литература
Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. СПб.: Герда, 2001.
Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. А.Д. Чудновско-го. М.: ЭКМОС, 1998.
Гуляев В.Г. Организация туристкой деятельности. М.: Нолидж, 1996.
Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. М.: Ось-89, 1999.
Жулевич Е.В., КопаневА.С. Организация туризма. Мн.: БГЭУ, 1999.
Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг. М.: РМАТ, 1997.
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Финансы и статистика, 2000.
Исмаев Д. К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001.
Организация и управление гостиничным бизнесом / Под ред. АЛ. Лесника, И.П. Матицкого, А.В. Чернышева. М.: Интел универсал, 2000.
Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. М.: ПРИОР, 2001.
Савельев В. Морские круизы // Туризм. 2001. № 7. С. 52.
Шаповал Г.Ф. История туризма. Мн.: Экоперспектива, 1999.
Энциклопедия туризма: Справочник / Авт.-сост. И.В. Зорин, В А Квартальное. М.: Финансы и статистика, 2001.
Глава 8