Правовое регулирование подготовки и повышения квалификации на производстве
Подготовка рабочих непосредственно у нанимателя – это профессиональное обучение лиц, принятых в организацию, которые ранее не имели профессии. Согласно п. 11 ч.1 ст. 55 ТК наниматель обязан обеспечивать повышение квалификации или переподготовку работников в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченными им органами. В связи с этим в законодательстве предусмотрено, что направление рабочих на производственное обучение производится после оформления приёма на работу и включения в списки работников данной организации. Следовательно, порождаемое трудовым договором (ученическим договором) правоотношение по обучению реализуется при условии включения работника (ученика) в производственный коллектив организации и подчинения его внутреннему распорядку, установленному у нанимателя.
Специфика ученического договора и правовое положение ученика в действующем ТК не нашли отражения. Это порождает на практике трудности в регулировании правоотношений между учениками и нанимателями. В связи с этим важнейшим источником регулирования рассматриваемых отношений (т.е. подготовка кадров непосредственно у нанимателя) является индивидуальный договор между учеником и нанимателем.
В целях приобретения производственного опыта в процессе изготовления продукции или выполнения работ соответствующего качества на нанимателя законодательством возлагается обязанность выделять каждому рабочему в начале производственного обучения рабочее место, оснащённое необходимым оборудованием, инструментами и материалами. Ответственность руководителей за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по оснащению рабочих мест для обучения рабочих и неисполнение обязанностей по обучению установлена законодательством в форме общих формулировок. Конкретное определение условий и порядок привлечения соответствующих должностных лиц к ответственности регулируются локальными нормативными правовыми актами и устанавливаются в трудовых контрактах руководителей при их найме на работу.
Обучение кадров по рабочим профессиям, в том числе обучение рабочих кадров других организаций, осуществляется у нанимателя в соответствии с Положением о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих), утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 599 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 120. 5/25186; 2008. № 30. 5/26706; 2010. № 58. 5/31380], с изм. и доп.
С целью установления единого порядка в организации и проведения аттестации лиц, прошедших обучение профессиям рабочих в условиях непрерывного профессионального обучения, а также при присвоении им квалификации Министерство образования Республики Беларусь приказом от 13 августа 1998 г. № 494 утвердило Положение о порядке аттестации лиц, прошедших обучение профессиям рабочих в условиях непрерывного профессионального обучения, и присвоения им квалификации (далее – Положение) [Бюллетень нормативно-правовой информации. 1998. № 20].
Профессиональную подготовку и повышение квалификации кадров регулирует целый ряд нормативных правовых актов.
Конституция Республики Беларусь закрепляет право граждан на образование, труд, отдых и другие социально-экономические права. ТК регулирует трудовые и иные тесно связанные с ними отношения (в том числе и учебно-трудовые). Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет постоянный контроль за соответствием Конституции всех других законов.
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, установлены в гл. 15 ТК. Общие нормы, регулирующие отношения по профессиональной подготовке, повышению квалификации, стажировке и переподготовке работников, закреплены в ст. 2201 ТК.
Отношения, связанные с профессиональной подготовкой работников на производстве, отнесены к связанным с трудовыми, а следовательно, входят в предмет трудового права (п. 1 ч. 1 ст. 4 ТК).
Обязанности нанимателя при организации труда работников по обеспечению повышения квалификации или переподготовке работников закреплены в п. 11 ст. 55 ТК.
Порядок внесения записей в трудовую книжку ученика закреплён в п. 21 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утверждённой постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30 [Бюллетень нормативно-правовой информации. 1998. № 11. 8/1882; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 54. 8/3514; 2006. № 111. 8/14699; 2008. № 31. 8/17849, № 83. 8/18523; 2009. № 1. 8/20094, № 41. 8/20446], с изм. и доп.
Правила расследования и учёта несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённые постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 8. 5/13691; 2006. № 189. 5/24215; 2007. № 18. 5/24578; 2008. № 53. 5/26825; 2010. № 105. 5/31685], с изм. и доп., распространяются на лиц, которые проходят обучение на производстве.
Порядок непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) регулируется одноимённым Положением, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 599, с изм. и доп.
Формы повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников регулируются Положением о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2008 г. № 379 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. № 67. 5/27325; 2010. № 58. 5/31380] (далее – Положение № 379).
Порядок организации профессионального обучения руководителей и специалистов регулируется Положением об организации работы с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354, с изм. и доп. [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 120. 1/5712; 2005. № 42. 1/6307, № 93. 1/6525; 2007. № 16. 1/3265, № 29. 1/8301; 2008. № 133. 1/9730, № 210. 1/9972; 2009. № 41. 1/10462, № 136. 1/10739; 2010. № 199. 1/11882].
С учётом потребностей производства в локальных нормативных правовых актах могут быть закреплены и другие формы обучения, повышения квалификации, стажировки и переподготовки кадров (например, «Школа подготовки резерва руководящих кадров», «День повышения квалификации мастера»; «Стажировка молодых специалистов» и др.).
Правовая основа обеспечения профессионального обучения молодежи у нанимателя закреплена в законах, декретах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, межотраслевых и локальных нормативных актах. В целях охраны здоровья молодёжи обучение молодых рабочих на производстве по профессиям, включённым в Список производств, профессий, специальностей и работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утверждённый постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 [Зарег. в Национальном реестре 6 декабря 1999 г. № 8/1787], допускается только при условии достижения рабочим 18-летнего возраста к моменту окончания обучения. Это является одной из важных конституционных гарантий на здоровье и безопасные условия труда в период профессионального обучения на производстве.
Важной правовой и организационной основой для обеспечения качественного обучения молодежи на производстве является хорошо подготовленная и утверждённая в установленном порядке программа обучения рабочих, которая является документом, разработанным нанимателем с целью обеспечения обучения рабочих на определённый период. Программа обучения должна включать наименование профессии, на которую рассчитана, перечень требуемых действий по обучению рабочих, определение финансовых затрат и ожидаемых результатов, а также способ оценки результатов её использования.
Рабочие учебные программы разрабатываются на базе Типовых программ и утверждаются нанимателем.
При составлении рабочих программ для обучения рабочих по профессиям, требующим значительного объёма теоретических знаний, или по профессиям, контролируемым органами департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее – Промнадзор), подготовка по которым обычно проводится на курсах, количество часов на теоретическое обучение может быть увеличено за счёт производственного обучения, но не более чем до 40 процентов от общего срока учебного времени. Увеличение времени на теоретическое обучение устанавливается локальными нормативными актами.
Учебные рабочие программы должны содержать:
1) объяснительную записку;
2) квалификационную характеристику;
3) тематический план и программу теоретического обучения;
4) тематический план и программу производственного обучения;
5) примерный график последовательности изучения тем программы теоретического обучения;
6) содержание.
Объяснительная записка даётся по всему содержанию программы. Она должна быть краткой и не повторять общих дидактических требований, изложенных в учебниках педагогики и методических пособиях по подготовке и повышению квалификации рабочих. Объяснительная записка к учебной программе составляется по следующей схеме:
– назначение программы, срок и порядок обучения;
– цели изучения отдельных тем программы производственного и теоретического обучения;
– объяснение специфических особенностей профессии или специальности и рекомендации наиболее рациональных форм организации учебного процесса и методик обучения;
– указания о возможных изменениях содержания программы в связи с переходом экономики к рыночным условиям и распределение времени на изучение отдельных тем программы в связи с общеобразовательной подготовкой обучающихся.
При описании квалификационной характеристики указываются: точное наименование профессии и специальности в соответствии с ЕТКС для конкретного производства; начальный разряд или класс, которого должен достигнуть обучающийся к концу обучения; производственные умения и технические знания, которыми должен обладать обучающийся.
Тематический план и программа производственного обучения включают:
1) тему, в которой излагаются основные вопросы по охране труда и технике безопасности, противопожарные мероприятия и ознакомлению с производством;
2) темы, предусматривающие овладение первоначальными навыками выполнения подготовительных, вспомогательных и основных операций, функций или отдельных работ, выполненных рабочим начальной квалификации по данной специальности;
3) темы, предусматривающие самостоятельное выполнение обучающимися работ, функций начальной квалификации.
Время на обучение по каждой теме программы указывается в тематическом плане в днях. В качестве обязательных требований программой производственного обучения предусматривается изучение передовых методов труда, характерных для данной профессии (работа на новых видах оборудования и современных инструментах или выполнение работ с использованием опыта новаторов производства, а также освоение основ научной организации труда на рабочих местах).
В общей учебной программе для подготовки рабочих по конкретным специальностям на производстве важное место отводится тематическому плану теоретического обучения.
В тематический план теоретического обучения включаются следующие темы:
1) введение;
2) основные сведения о производстве и организации рабочего места;
3) охрана труда и техника безопасности, производственная санитария и противопожарные мероприятия на производстве;
4) общетехнические темы: «Понятие о допусках», «Сведения из технической механики», «Основы электротехники».
В тематический план входят специальные темы, раскрывающие устройство, правила эксплуатации, виды и способы ремонта оборудования, технологию выполнения работ по изучаемой профессии. В связи с этим в тематический план включается тема «Основные сведения по организации и экономике производства». В тематическом плане указывается общее время, необходимое для изучения учебного материала, повторения и закрепления знаний, а также для учёта успеваемости обучаемых по каждой теме.