Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий
С точки зрения организационно-правового устройства, масштабности и профиля деятельности существующие предприятия достаточно разнообразны. Однако при всем кажущемся многообразии они подразделяются на груп-
Экономика туризма
Экономика туризма
пы (типы), для которых выработаны определенные нормы хозяйственного законодательства, регулирующие их деятельность.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь предпринимательскую, в том числе туристскую, деятельность могут вести:
♦ физические лица (граждане) без образования юридического лица с мо
мента государственной регистрации в качестве индивидуального предприни
мателя;
♦ юридические лица.
Участвуя в образовании туристского предприятия, его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, причем эти права распространяются только на имущество, переданное в пользование в качестве вклада в уставный фонд.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения.
К числу юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, принадлежат общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Юридическими лицами в туризме могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации (рис. 3.3).
Коммерческие организациив качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли и (или) распределяют полученную прибыль между участниками (хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и унитарные предприятия).
Соответственно некоммерческие организациине преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и др.).
В туризме работают в основном коммерческие организации — резиденты Республики Беларусь. Резиденты— это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь и расположенные на ее территории, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов.
Все коммерческие и некоммерческие юридические лица, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), являются субъектами хозяйственной деятельности (субъектами хозяйствования).
Субъект хозяйствования— это субъект права, являющийся участником хозяйственного оборота, осуществляющий производство продукции (работ,
ОЬЕ
Рис. 3.3. Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий
Экономика туризма
Экономика туризма
услуг) и в предусмотренных законом случаях способный нести налоговое бремя. К ним относятся:
♦ коммерческие юридические лица, их филиалы и представительства;
♦ некоммерческие юридические лица в том случае, если они занимаются
производственно-хозяйственной деятельностью и уплачивают налоги;
♦ индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную
деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом Республики Беларусь имущество может находиться в государственной и частной собственности. В данном случае понятие "собственность" определяется как система экономических отношений по поводу пользования, владения и распоряжения имуществом. Субъектами права государственной формы собственности являются Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы; частной формы собственности — физические и негосударственные юридические лица. Собственник может:
♦ передавать свои права по владению, пользованию, распоряжению дру
гому лицу;
♦ передавать имущество в собственность или управление;
♦ совершать в отношении имущества любые действия, не противореча
щие закону;
♦ использовать имущество для осуществления предпринимательской дея
тельности. При этом объектами права собственности выступают предприятия,
земельные участки, здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы,
деньги, ценные бумаги, продукты интеллектуального и творческого труда.
Различия в имущественных правах учредителей объясняются спецификой того или иного вида юридического лица, целями деятельности, условиями ответственности учредителей по долгам созданных ими юридических лиц.
Туристское предприятие как юридическое лицо может иметь представительства и филиалы, если это предусмотрено его уставом.
Представительствомявляется обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее и защищающее его интересы, совершающее от его имени юридические сделки.
Филиаломявляется обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.
Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, а наделяются имуществом и действуют на основании положения, утвержденного юридическим лицом, структурными единицами которого они являются.
Туризм относится к деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица на занятие туристской деятельностью возникает с момента получения лицензии и прекращается по истечении срока ее действия. Именно в этот период юридическое лицо приобретает статус туроператора или турагента.
Разделение туристских предприятий на туроператоров и турагентов основано на их функциональных различиях.
Туроператорская деятельность — это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензии разработку и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный потребительский спрос, а также его реализацию турагентам или непосредственно туристам. Таким образом, туроператор— организация, генерирующая стандартный пакет услуг — тур, состоящий из комплексных туристских услуг. При подготовке и реализации турпакета он заключает контракты с перевозчиками, предприятиями средств размещения и питания, службами и предприятиями туристско-эк-скурсионного обслуживания и другими, участвующими в производстве и реализации тура. Кроме того, в задачи туроператора входит определение цены на туристский продукт, организация его продвижения на рынок и реализация через собственную сбытовую сеть или посредников.
Юридической основой туроператорской деятельности является договор на туристское обслуживание (туристский договор), принадлежащий к типу договоров возмездного оказания услуг. В соответствии со статьями 733, 735 Гражданского кодекса Республики Беларусь предметом такого договора являются услуги на туристское обслуживание по оговоренной заранее цене.
Следовательно, туроператор — это предприятие—производитель собственных туров на основе аренды или оптовых закупок отдельных услуг предприятий—поставщиков услуг с комплектованием их в новый комплексный продукт, реализуемый самостоятельно или на комиссионной основе через турагентства.
Организаторская деятельность туроператора является проявлением производственной функции. Он действует от своего имени, по своему усмотрению, а также за свой счет и под свою личную ответственность.
Турагентская деятельность — это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензии продвижение и реализацию туристского продукта и сопутствующих услуг. Следовательно, турагентство— посредническая организация, осуществляющая продвижение и розничную продажу туристского продукта туроператора, а также отдельных услуг других предприятий индустрии туризма за комиссионное вознаграждение.
Приведенные выше определения туроператора и турагента — классический вариант. На практике их функции тесно переплетены и выступают как единое целое. Это объясняется прежде всего острой конкуренцией. Тураген-ты наряду с продажей продукта туроператора предлагают и собственные туры, а туроператоры в свою очередь имеют собственную сбытовую сеть.
Туристская деятельность — это сложный экономический механизм, вобравший в себя практически все виды деятельности, выделенные национальным классификатором. Структурированные по определенным признакам, они образуют индустрию туризма.
Экономика туризма 35
Существует множество определений этого понятия. Согласно определению Конференции ООН по торговле и развитию, состоявшейся в 1971г.,туристская индустрия— это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц.
Закон Республики Беларусь "О туризме" трактует туристскую индустриюкак совокупность гостиниц и иных объектов, сооружений для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность.
Определение границ туристской индустрии и типов предприятий, входящих в ее состав, является очень важной задачей для системы туризма в целом, так как полное и всестороннее удовлетворение туристских потребностей требует скоординированной работы всей совокупности ее организаций и объектов.
Порядок создания туристских предприятий определен Гражданским кодексом Республики Беларусь, Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 г. № 29).
В соответствии с Положением государственной регистрации подлежат:
♦ создаваемые (реорганизуемые) юридические лица: коммерческие и не
коммерческие организации;
♦ индивидуальные предприниматели.
Для начала туристской деятельности каждому субъекту хозяйствования необходим стартовый капитал. Для юридических лиц таковым является уставный фонд.
Уставный фонд (капитал)— это зафиксированный в уставе предприятия исходный капитал, который образуется за счет вложений учредителей, выручки от продажи акций, государственных вложений. Взнос в уставный фонд может осуществляться не только в денежной, но и в имущественной форме, а также в виде объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, проектов и др.).
Размер и структура уставного фонда организации определяются учредителями в договоре о создании юридического лица и фиксируются в ее уставе.
С целью обеспечения юридических лиц необходимым стартовым капиталом, а также стимулирования развития отдельных организационно-правовых форм и видов деятельности создаваемых организаций государством установлены минимальные размеры уставных фондов для субъектов хозяйственной деятельности в зависимости от формы создаваемой организации.
Важным этапом в принятии решения о создании туристского предприятия является предынвестиционная оценка целесообразности такого проекта. Для этого необходимо спрогнозировать оптимальный объем продаж, прибыль и себестоимость туристского продукта. Кроме того, следует рассчитать
Экономика туризма
сумму затрат туристского предприятия, включающих организационные расходы по созданию фирмы, эксплуатационные расходы, расходы, связанные с производственной деятельностью.
Методика расчета представлена в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Наименование статьи | Сумма, тыс. руб. | Наименование статьи | Сумма, тыс. руб. |
I. Расходы | I. Доходы | ||
1.1. Организационные расходы по созда- | - от основной деятельности | ||
' по разработке учредительных документов | (порядок создания и расчета пены туопоолукта поел- | ||
- услуги нотариуса | |||
- открытие банковского счета | образование в туризме") | ||
- регистрация фирмы | Объем продаж = цена ' ко- | ||
- уставный фонд | личество | ||
- лицензия | |||
- изготовление бланочной и рекламной про- | |||
дукции | |||
- прочие | |||
1.2. Хозяйственно-эксплуатационные | |||
расходы | |||
■ аренда офиса | |||
- приобретение средств коммуникации | |||
- коммунальные | |||
- канцелярские | |||
- оборудование и мебель | |||
- охранная сигнализация | |||
- прочие | |||
1.3. Производственные | |||
• аренда транспортных средств | |||
- аренда, бронирование или приобретение | |||
квоты мест в средствах размещения | |||
- расходы на питание | |||
- хозяйственные расходы, непосредственно | |||
связанные с производством турпродукта | |||
- амортизационные отчисления | |||
- заработная плата с начислениями | |||
- прочие | |||
Итого по п. I | Итого по п. I | ||
II. Налоги, обязательные платежи и сборы (см. главы 7, 8, 9) | |||
III. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия: | |||
Прибыль балансовая = объем продаж - издержки | |||
Сумма издержек = сумме п. 1.3 расходов + п. II | |||
Прибыль чистая = объем продаж - издержки - налоги | |||
IV. Рентабельность, % | |||
V. Срок окупаемости, лет |
Экономика туризма
Экономика туризма
Приведенные расчеты должны отражать прибыльность создаваемого предприятия. Если рентабельность проекта составляет не менее 20 % при сроке окупаемости в среднем один год, то организация такой туристской фирмы эффективна и вклады ее учредителей имеют достаточно высокую ликвидность.
Более подробно расчет объема продаж, вопросы формирования, распределения и планирования прибыли, условия безубыточности изложены в главе 12 "Планирование деятельности туристского предприятия".
В последние годы все большее распространение получает такая форма предпринимательства, как франчайзинг.
Договор франчайзингапредставляет собой долгосрочное соглашение, в силу которого одна сторона (лицензиар) обязуется последовательно осуществлять поставки товаров, оказывать определенные услуги, передавать свой опыт и знания в ведении хозяйственной деятельности другой стороне — получателю франшизы (лицензиату), который обязуется заплатить за это определенное вознаграждение.
Выделяют такие формы, как франчайзинг изделий и франчайзинг оборота. Для туризма наиболее приемлем оборотный франчайзинг. Он заключается в предоставлении лицензиату таких услуг, как метод производства (продаж), свой имидж, ноу-хау, товарные знаки и знаки обслуживания и др.
Законодательство Республики Беларусь не дает определение франчайзинга, но и не содержит запрета на заключение такого рода договоров. Особенностью правового регулирования франчайзинга в Беларуси является то, что последний представляет собой комбинированный договор, который может содержать в себе частично положения договора поставки, договора подряда, лицензионного договора. Следовательно, при его заключении необходимо учитывать нормы, регулирующие каждый из указанных видов договоров.
Любая фирма как единый хозяйственный организм в условиях рыночной экономики сама является товаром, т.е. может выступать объектом купли-продажи. (В последнее время в туристском бизнесе все чаще наблюдаются случаи продажи, выкупа туристских фирм. В связи с этим возникает вопрос определения ее стоимости.) В этой ситуации помощь туристским предприятиям окажет Инструкция по оценке рыночной стоимости предприятий, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 2004 г. № 65.
В условиях рыночной экономики всякое дело сопряжено с риском. Неопределенностью в деятельности туристского предприятия характеризуются все фазы цикла турпродукта. При отсутствии квалифицированного менеджмента, ликвидных средств и других составляющих неопределенность становится источником либо выигрыша, либо убытков. Последние ведут к несостоятельности предприятия — банкротству.
Под банкротствомпонимается неспособность предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погашать срочные обязательства, т.е. имущественное разорение предприятия, установленная судом неспособность фирмы рассчитаться по своим долговым обязательствам.
Внешние признаки банкротства туристского предприятия:
♦ приостановление текущих платежей (предприятие не обеспечивает вы
полнение требований кредиторов);
♦ повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах
предприятия;
♦ увеличение задолженности акционерам, партнерам, сотрудникам;
♦ задержка с предоставлением отчетности.
Основные причины банкротства туристского предприятия:
♦ ошибочное определение стратегии или отсутствие концепции развития
как таковой;
♦ несоответствие уровня квалификации управленческого и исполни
тельного персонала;
♦ отсутствие или слабый маркетинг;
♦ необоснованно завышенные издержки производства;
♦ высокая конкуренция;
♦ низкое качество обслуживания туристов;
♦ форс-мажорные обстоятельства;
♦ экономическая ситуация и др.
Для предупреждения банкротства, предбанкротного состояния фирмы разработаны специальные системы расчетов. Одна из них основана на выявлении неудовлетворительной структуры баланса на базе критериев оценки возможного банкротства', вторая — на модели Альтмана. Суть первой системы подробно изложена в главе 11.
Модель Альтмана основана на расчете коэффициента "2-счета": 2 = 3,3K1 + 1,0Ê2 +0,6Ê3 +1,4Ê4 + 1,2Ê5,
где К\ = (прибыль до выплаты процентов, налогов) : (всего активов); К2 = (выручка от реализации) : (всего активов); К3 = (собственный капитал) : (привлеченный капитал); К4 = (реинвестированная прибыль) : (всего активов); К§ = (собственные оборотные средства) : (всего активов).
Сами по себе коэффициенты (табл. 3.2) не имеют универсального значения и должны рассматриваться во взаимосвязи с конкретными обстоятельствами. Как показали специальные исследования, модель Альтмана позволяет в 90 % случаев предсказать банкротство фирмы на год вперед и в 80 % — на два года вперед.
Таблица 3.2 Вероятность банкротства
Вероятность банкротства | |
до 1,80 от 1,81 äî 2,7 от 2,8 до 2,9 3,0 и выше | Высокая Возможная Очень низкая |
Экономика туризма
Экономика туризма
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", Положением № 29 к несостоятельному предприятию могут быть применены следующие процедуры:
♦ реорганизация;
♦ ликвидация;
♦ мировое соглашение.
Реорганизация может осуществляться в следующих формах:
♦ слияние;
♦ присоединение;
♦ выделение;
♦ преобразование предприятия в иную организационно-правовую форму;
♦ санация.
Ликвидация как процедура банкротства может применяться в двух формах:
♦ добровольной;
♦ принудительной.
По второй форме в ходе разбирательства в суде между несостоятельным предприятием и кредиторами может быть достигнуто мировое соглашение, которое при определенных условиях позволит предприятию восстановить свою жизнедеятельность.
3.3. Хозяйственный расчет на туристском предприятии
Туристские предприятия, независимо от формы собственности на средства производства и другое имущество, действуют на принципах хозяйственного расчета, т.е. за счет собственных средств. Иными словами, если предприятие становится убыточным и неплатежеспособным, то оно должно самоликвидироваться, так как ни государство, ни какой-либо другой хозяйственный орган не несут ответственности по его обязательствам, не отвечают за его долги.
Хозяйственный расчет— метод эффективного ведения хозяйства, основанный на соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности в денежной форме, возмещении расходов собственными доходами.
Принципы хозяйственного расчета следующие:
♦ хозяйственная самостоятельность предприятия;
♦ самоокупаемость и рентабельность;
♦ экономическая заинтересованность;
♦ экономическая ответственность;
♦ контроль рублем.
На практике хозяйственный расчет представляет собой сложную систему расчетов. В частности, новая туристская фирма или структурное подразделение в рамках существующей компании должны рассчитать свою программу и ее обеспечение таким образом, чтобы покрыть все затраты, включая заработную плату, и получить прибыль. Кроме того, хозяйственный расчет турис-
тского предприятия охватывает систему отношений работников, отделов, служб управления предприятия.
Реализация принципов хозяйственного расчета предусматривает:
♦ регламентацию прав и обязанностей каждого подразделения;
♦ предоставление им необходимой оперативно-хозяйственной самостоя
тельности;
♦ установление обоснованных заданий подразделениям;
♦ создание системы материального стимулирования работников подраз
делений;
♦ разработку системы экономической ответственности;
♦ организацию достоверной системы учета результатов хозяйственной
деятельности и контроля за использованием производственных ресурсов.
Тренировочные задания
1. Приведите схему расчета целесообразности создания туристского пред
приятия. При каких условиях оно может быть создано?
2. Что такое франчайзинг? Рассмотрите возможности использования
франшизы в туристском бизнесе Республики Беларусь. Отметьте плюсы и
минусы.
3. Проведите анализ причин банкротства туристского предприятия и ран
жируйте их по степени важности. Какова реакция предприятия на кризис
ное состояние?
Тест
1. Каковы отличительные черты туристского предприятия:
а) самостоятельно хозяйствующий субъект;
б) часть национальной экономики;
в) осуществление туристской деятельности?
2. Каково главное обстоятельство, определяющее туристское предприя
тие как часть национальной экономики:
а) переплетение интересов государства, собственника, коллектива, работ
ника;
б) юридическая самостоятельность;
в) связь с экономической средой?
3. Входит ли общество защиты прав потребителей в ближайшее окруже
ние предприятия:
а) да;
б) нет?
Экономика туризма
4. В чем заключается смысл экономических целей предприятия:
а) в улучшении управления и структуры предприятия;
б) во взаимодействии интересов лиц, занятых производством туристского
продукта;
в) увеличении прибыли?
5. Определите главные признаки организационно-правовой формы турис
тского предприятия;
а) порядок формирования уставного фонда;
б) структура аппарата управления;
в) размер уставного капитала.
6. К какой организационно-правовой форме относится большинство ту
ристских предприятий:
а) государственные и муниципальные унитарные предприятия;
б) общества с ограниченной ответственностью;
в) акционерные общества?
7. Какие предприятия входят в индустрию туризма;
а) хозяйственные товарищества;
б) унитарные предприятия;
в) туроператоры, предприятия средств размещения;
г) предприятия, участвующие в создании туристского продукта?
8. Определите основные признаки хозяйственного расчета:
а) метод ведения хозяйства;
б) метод управления предприятием;
в) самоокупаемость, заинтересованность, ответственность.
9. Каковы основные признаки банкротства туристского предприятия:
а) отсутствие ликвидных средств на счету;
б) отсутствие квалифицированного менеджмента;
в) приостановление текущих платежей, задержка с выплатой задолжен
ности.
10. Какие причины могут привести к банкротству:
а) невыплата заработной платы персоналу;
б) ошибочная стратегия фирмы;
в) увеличение задолженности партнерам, акционерам?