Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монопсония

Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монопсония - student2.ru Для монополии, так же как и для совершенно конкурентной фирмы, основной целью ее длительности является максимизация прибыли. Однако перед монополистом всегда встает специфическая задача, не возникающая у совершенного конкурента: выбор уровня цены, который необходимо не только назначить, но и подольше удержать. Поэтому так важно, во-первых, определить объем производства, а также сознательное его ограничение, поскольку с ростом продаж снижается цена; во-вторых, разработать и реализовать стратегию ценообразования.

На рис.4.5 изображена модель чистой монополии, на котором видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой К (точка пересечения МС и MR). Проведя вертикаль от точки К до кривой спроса D, определим цену (Р1), которая установится на уровне К1. Затененный прямоугольник показывает величину монопольной прибыли.

Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монопсония - student2.ru Точка пересечения линий MR и МС, определяющая комбинацию монопольной цены (Р1) и монопольного объема производства (Q1) называется точкой Курно. Антуан Курно, французский математик и экономист, в книге «Исследование математических принципов теории богатства» предложил первую в истории науки (1838 г.) модель максимизации прибыли монополистом.

В условиях совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство без снижения продажной цены вплоть до момента равенства МС и MR. Монополист руководствуется тем же правилом – сопоставляет дополнительные затраты и дополнительный доход, принимая решения о расширении, сокращении или приостановке производства, т.е. сравнивает в различных условиях МС и MR. Он расширяет производство до того момента, когда МС = MR, но объем продаж при этом будет меньшим, чем он был бы при совершенной конкуренции (Q2 > Q1). Именно в точке К2 при совершенной конкуренции происходит совпадение предельных издержек (МС), минимального значения средних издержек (АС) и уровня цены (Р2). Итак, если бы продажная цена Р2 установилась на уровне точки К2, то не было бы и монопольной прибыли.

Установление монополистом цены на уровне точки К2 было бы, очевидно, альтруизмом. В этой точке МС = АС =Р, но при этом MR < МС. Рационально функционирующая фирма не сочтет нормальным такое положение, когда расширение производства во имя «общественных» интересов будет сопровождаться для нее большими дополнительными затратами, чем дополнительным доходом.

Монополист является «ценоискателем» и для реализации своей целевой функции надо выбрать оптимальный уровень цен. Такой ценой и будет монопольная цена Р1, соответствующая цене спроса при данном объеме продаж (Q1), и она больше предельного дохода и предельных издержек (Р > MR = MC). Это такая цена, которая обеспечивает монополисту сверхприбыль. Получение этой сверхприбыли (монопольной прибыли) – привилегия монополиста, но стабильна она до тех пор, пока: во-первых, ему удается ограничить вход в отрасль; во-вторых, существенно не изменится спрос (если спрос уменьшится, прибыль монопольная также упадет).

Монопсония– это один покупатель, действующий на рынке. Предельные издержки приобретения монопсониста – это дополнительные затраты при покупке дополнительной единицы блага, и если цена неизменна, то она совпадает с издержками (МС = Р). Совершая покупки, покупатель руководствуется закономерностями динамики предельной полезности (MU) и условиями равновесия (MR = MC). Следовательно, прирост дохода для покупателя (MR) – это прирост полезности (MU), а кривая спроса (D) – это кривая полезности (MU), или кривая предельного дохода (MR) для монопсониста.

Так как монопсонист имеет перед собой весь рынок, за его «благосклонность» конкурируют между собой производители всей отрасли, и он имеет возможность диктовать цены, устанавливая их более низкими, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом случае он выступает «ценоискателем», и рыночная цена будет отражать динамику средних издержек (АС) всей отрасли. Кривая предложения для моносониста (S) – это кривая средних издержек отрасли в целом (АС).

Цена предложения в отрасли, «захваченной» монопсонистом, может быть понижающейся и повышающейся. Следовательно, предельные издержки покупки могут быть (поскольку МС отражает динамику кривой АС) также понижающимися и повышающимися.

Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монопсония - student2.ru Предположим, что монопсонист, имея дело с растущей ценой предложения, столкнется и с растущими предельными издержками приобретения блага. Кривая МС окажется выше кривой предложения АС (рис.4.6). Пересечение уже известных кривых объясняется следующим образом:

АС – кривая среднеотраслевых издержек, а с точки зрения монопсонии – это кривая предложения благ;

МС – кривая предельных издержек в отрасли и для монопсониста – это кривая предельных издержек приобретения блага;

D – кривая спроса, а для монопсониста – это кривая предельной полезности или предельного дохода (MR или MU).

В точке К пересекаются кривая МС и кривая D, т.е. здесь находится равновесие монопсонии (МС = MR). На кривой АС находим точку К1, которая определит цену приобретения монопсониста Р1, и она окажется ниже цены Р0, которая была бы в условиях совершенной конкуренции. Монопсонист приобретает благ в количестве Q1, что меньше Q0 в условиях совершенной конкуренции. Важно уяснить, что объем покупок монопсонист определяет, сопоставляя свои предельные издержки и предельный доход, и находит точку их пересечения (К).

Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монопсония - student2.ru Анализ рынка несовершенной конкуренции со стороны покупателя-монопсониста приводит к аналогичным выводам относительно изменения рыночных цен от состояния равновесия в условиях совершенной конкуренции. Различия заключаются в том, что монополист устанавливает свою цену выше уровня условий совершенной конкуренции, а монопсонист – ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции. При монополии все возможные точки цены продажи находятся на кривой спроса D, а при монопсонии все точки цены приобретения – на кривой предложения АС.

Рассмотрим особенности модели чистой монополии с точки зрения общества, которое заинтересовано в большем объеме производства и меньшими издержками на единицу продукции. Так, при увеличении выпуска продукции с Q1 до Q2 (рис. 4.5) средние издержки уменьшились бы, но тогда для реализации дополнительной продукции пришлось бы либо снизить цену, либо увеличить издержки по стимулированию продаж (реклама, сервисные услуги, послепродажное обслуживание и т.п.). Этот путь не подходит монополисту: он не желает «испортить» рынок свой снижением цены. Для максимизации прибыли фирма формирует определенный дефицит, который и обусловливает цену, превышающую предельные издержки. Дефицит означает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с тем объемом, который был бы у нас в условиях совершенной конкуренции, что в процесс производства вовлекается меньше факторов производства. Следовательно, общество понесет потери от неполного использования ресурсов. Такие потери принято называть потерями «мертвого груза», иллюстрируемые на рис.4.5 треугольником КК1К2.

Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Монопсония - student2.ru Если рыночные условия неблагоприятны, то монополия, так же как и совершенный конкурент, может оказаться не в состоянии получать прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. На графике кривая спроса D (рис.4.7) находится ниже кривой средних совокупных издержек АС. Лучшее, что остается в такой ситуации фирме-монополисту, – это минимизировать убытки (на графике прямоугольник Р2Р1ВВ1). Для этого производство должно ограничиваться объемом продаж, соответствующим точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода. Если кривая спроса сдвинется вниз еще дальше, в результате чего фирма не может из-за падения цены компенсировать даже средние переменные издержки (AVC), то единственным вариантом краткосрочной стратегии минимизации убытков будет закрытие фирмы.

Таким образом, главный вывод из анализа модели чистой конкуренции состоит в том, что монопольная прибыль трактуется как излишек над нормальной прибылью и проявляется как результат нарушения условий совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке, нарушающего соответствия интересов производителей и потребителей. Поскольку монополия обусловливает перераспределение богатства в свою пользу таким образом, что происходит снижение общественного благосостояния, поэтому необходимы антимонопольные законы, вводимые государством.

В долгосрочном периоде любая монополия становится открытой по сути, поэтому в длительном временном интервале действует тенденция к исчезновении монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей, изменения технологий производства. В долгосрочной перспективе единственная стратегическая задача чистого монополиста – максимизация прибыли. Он станет расширять свое производство до тех пор, пока объем продаж не обеспечит равенство долгосрочного предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (LMR = LMC).

Фирма-монополист исходит из того, что в долгосрочном периоде:

1. Необходимо признавать наличие эластичности спроса по цене. Поэтому важно учитывать поведение потребителей и приходится иметь дело с убывающей кривой спроса. Невозможно одновременно и установить высокую цену и обеспечить максимальный объем продаж по высокой цене. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль.

2. Рынок благ в меньшей степени защищен от конкурентов. Чистый монополист вынужден считаться с наличием «потенциальных конкурентов», которые реально могут появиться в отрасли, привлеченные высокой нормой прибыли.

Поэтому в долгосрочной перспективе основная ставка делается на снижение издержек и увеличение выпуска продукции.

Наши рекомендации