Организация учета и отчетности на предприятии.

Организация учета и отчетности на предприятии возлагается на специальную службу – бухгалтерию. Главнаязадача бухгалтерской службы – способствовать росту эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Основным руководящим документом ее деятельности является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.01.1994 № 3321-XII.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, которое устанавливает стандарты и типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, разрабатывает положения, методические рекомендации и инструкции по их применению.

Общие правила, приемы и порядок ведения бухгалтерского учета отражаются в специально разрабатываемом и утверждаемом руководителем документе – учетной политикепредприятия. Хозяйственные операции регистрируются на счетах бухгалтерского учета.

Система бухгалтерского учета предназначена для формирования информации о результатах производственной деятельности, финансовом состоянии предприятия и является основным звеном в системе управления.

Бухгалтерский учет обеспечивает контроль за:

– наличием, сохранностью, движением и использованием ресурсов предприятия (основных фондов, товарно-материальных ценностей и т.д.);

– соблюдением платежной дисциплины;

– действиями материально ответственных лиц;

– законностью осуществления хозяйственных операций.

Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер (финансовый директор), который организует работу в соответствии с требованиями закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими нормативными документами. Он несет персональную ответственность за ведение бухгалтерского учета и подчиняется непосредственно руководителю предприятия. Главный бухгалтер подписывает документы, связанные с приемом и выдачей денежных средств, товарно-материальных ценностей, кредитно-расчетные обязательства, договоры материальной ответственности и др.

Бухгалтерия на предприятии выполняет следующие функции:

– учет материальных ценностей (основных фондов и оборотных средств и др.);

– учет затрат на производство и реализацию продукции;

– расчеты по оплате труда работников предприятия (начисление и удержание заработной платы, отчисления на социальные нужды и т.д.)

– проведение финансовых операций предприятия (движение денежных средств на расчетных счетах в банке, кассе предприятия, расчетов с бюджетом, поставщиками, потребителями и т.п.);

– составление бухгалтерской отчетности.

Отчет –сведения о деятельности предприятия за определенный прошедший период, составленные по установленной форме, как правило, виде таблиц и пояснительной записки.

Отчетность –это совокупность документов, содержащие итоги работы предприятия за прошедший период (месяц, квартал, полугодие, год). Она является одним из средств управления и руководства предприятием, источником анализа состояния и использования ресурсов, расчетов с поставщиками и потребителями, повышения эффективности работы предприятия.

Отчетность предприятия различают по видам учета:

– бухгалтерскую – совокупность показателей учета, отраженных в форме таблиц и характеризующих движение имущества и финансовое положение предприятия. Формы бухгалтерской отчетности приведены в Приложениях 1-4.

– статистическую – совокупность отчетов предприятия, представляемые в статистические органы;

– оперативную – текущая отчетность о деятельности предприятия.

По срокам представления отчетность делится на:

– периодическую (месячную, квартальную);

– годовую – наиболее полная отчетность.

Для обеспечения точности и достоверности данных бухгалтерского учета в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» не реже одного раза в год проводится инвентаризация материальных и денежных средств. Порядок проведения инвентаризации и документальное оформление ее результатов установлены Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (в ред. от 22.04.2010). (Приложение 5).

Инвентаризация– это способ проверки соответствия наличия материальных средств, финансовых обязательств данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах предприятия. Порядок проведения инвентаризации и документальное оформление её результатов определяются ранее указанными Законом и Инструкцией.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя предприятия назначаются центральная и рабочие комиссии в структурных подразделениях, в состав которой включаются представители администрации, работники бухгалтерии, материально-ответственные лица, другие специалисты. В процессе инвентаризации заполняются сличительные ведомости фактического наличия средств с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации оформляются актом. Ответственность за проведение инвентаризации возлагается на руководителя предприятия и главного бухгалтера. По результатам инвентаризации издается приказ по предприятию.

Различают виды инвентаризаций:

– полные– охватывают все материальные и финансовые средства предприятия;

– частичные–охватывают часть из них, при смене материально ответственных лиц;

– плановые– обязательные полные ежегодные, проводятся перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене собственника и(или) руководителя предприятия, ликвидации или реорганизации предприятия;

– внезапные– проводятся по сигналам о злоупотреблении материально ответственных лиц, при ревизиях и проверках по решению контролирующих органов и др.

Наши рекомендации