Введение. цели и задачи курса мсс продукции
Назначение любой продукции включая продаваемые услуги - удовлетворить определенную потребность людей. Для этого эта продукция должна иметь определенный набор свойств, соответствующих этим потребностям.
Определенный набор свойств продукта, удовлетворяющих потребности заказчика, называют потребительским качеством продукта.
Потребности людей свойствам продукции изучаются, обобщаются различными НИИ и закладываются в различные номативно-технические документы (НТД):
1. В законах РФ
2. В постанавлениях исполнительной власти
3. В гос.стандартах
4. В технические условия на продукцию (конструктор)
5. В технологической документации (технолог)
Но мало заложить требование качества в документах. Необходимо на всех уровнях исполнения эти свойства подтвердить. В мировой практике производства продукции известны многие способы подтверждения качества в стадии изготовления и подготовки к сбыту.
1. Гос. надзор за соблюдением стандартов при проектировании и изготовлении (военные предприятия)
2. Санитарный надзор (СЭС)
3. Гос. атом. Надзор (излучение, радиоустановки)
4. Гос.электро. надзор
5. Гос. приемка изделий (авиакосмические)
Зарубежом в начале 1980-х пришли к выводу, что успех любого бизнеса в производстве и услугах определяется качеством, а также сроками изготовления и ценой.
Стандартизация, метрология и сертификация - это инструменты обеспечения качества продукции, работ и услуг.
Триада методов обеспечения качества выглядит:
Таким образом анализируя триаду можно сделать следующие выводы:
1. Стандарт устанавливает основные потребительские свойства товара. На создание стандарта работают все предприятия гос.собственности, коллективы НИИ по направлениям, гос. стандарт
2. Метрология гарантирует методами различного контроля, что изготовленная продукция соответсвует стандарту, техническим условиям (ТУ) чертежей и др. Технической документации (мало эффективна, когда качество товара гарантирует машина)
3. Сертификация - это процедура, по средством которой независимая третья сторона документально удостоверяет, что продукция или услуга соответсвует установленным нормам. Сертификация (лат. - сделано верно) про- это деятельность, направленная на подтверждение соответствия продукта требования всех нормативных документов.
В качестве объекта сертификации могут быть:
1. Любая продукция любых предприятий
2. Производство этой продукции
3. Учебный процесс
4. Сертифицируются системы качества обеспечения продукции
Весь курс МСС состоит из 4-х частей:
1. Стандартизация в РФ, виды стандартов, главенство стандартов, ответсвенность за несоблюдение стандартов
2. Метрология - как наука измерений
3. Сертикация продукции, виды сертификации, овормление заявки, декларации и сертификата продукции
4. Четыре расчетно-практические работы
Структура изучаемого матерьяла позволяет логически комплексно понять влияние стандартизации, метрологии и сертификации продукции на потребительские ее свойства, на все виды безопастности продукции, на ее конкурентоспособность на рынке, а ак же на экономикофинансовые показатели работы прдприятия.