Организация государственного

Глава 8. Организация хозяйственных связей рыночных субъектов

по оптовым закупкам и продаже товаров....................................... 215

8.1. Порядок установления хозяйственных связей и операции

по оптовым поставкам товаров................................................................... 215

8.2. Методы поставки товаров оптовым покупателям

и оказываемые им услуги............................................................................. 219

8.3. Поставка товаров для государственных нужд........................................... 224

Глава 9. Организация товародвижения и товароснабжения

розничной торговой сети..................................................................... 231

9.1. .Взаимосвязь экономических категорий «товародвижение»

и «товароспабжение».................................................................................... 231

9.2. Факторы звенности товародвижения........................................................... 234

9.3. Организационно-экономические формы товародвижения

и товароснабжения........................................................................................ 2.48

9.4. Организация доставки товаров в .магазины............................................... 2*14

9.5. Экономико-математические методы управления процессами товародвижения и товароснабжения 252

Глава 10. Организация тарного хозяйства в торговле.................................. 261

10.1. Значение тарной индустрии для экономики страны................................... 261

10.2. Классификация и унификация тары............................................................ 267

10.3. Роль тары и упаковки в рациональной организации торговых

и технологических процессов....................................................................... 271

10.4. Организация тарооборота.............................................................................. 275

Глава 11.Товарные склады в торговле........................................................... *..281

11.1.Роль, функции и классификация складов................................................... 281

11.2. Виды складских сооружений и оборудование складов............................. 287

11.3. Устройство и основы проектирования складов......................................... 291

11.4. Устройство специальных складов............................................................... 295

Глава 12. Организация работы на складах....................................................... 302

12.1. Работа складов общего пользования............................................................ 302

(

2.2. Расчет складских площадей и основные показатели работы
складов...................................................................................................................... 305
2.3. Организация технологического процесса на складах...................................... 310
■ i2.4. Оперативное управление работой складов.................................................. 318

Глава 13.Транспортно-экспедиционные операции.......................................... 323

13.1. Выбор транспортных средств для перевозки товаров............................... 323

13.2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом .... 326

13.3. Организация перевозок товаров автомобильным транспортом............... 329

13.4. Основные направления развития транспортно-экспедиционного
обслуживания товарных рынков........................................................................... 337
риложение............................................................................................................... 339

ение

ВВЕДЕНИЕ

Коренные изменения, произошедшие в российской экономике с нача­ла реформ, тесно связаны^ с развитием торговли. Именно в торговле России началось возрождение предпринимательства, формирование свободной хозяйственной инициативы, разгосударствление предпри­ятий, их приватизация.

Частный сектор в торговле занял главенствующее место, более 95% товарооборота в 2002 г. приходилось на негосударственные торговые, предприятия.

В торговле сегодня работает около 10,0 млн человек, это примерно 15% от общего количества занятых в экономике страны; число пред­приятий в торговле на начало 2003 г. составило примерно 1 млн 200 тыс. единиц, т. е. почти 35% всех предприятий России. В валовом внутреннем продукте доля торговли превышает 22%.

Таким образом, торговля^— одна из важнейших сфер жизнеобеспе-чения населения. При ее посредстве произведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование то­варного предложения и покупательского спроса.

Торговля является источгшком поступления текущих денежных средств7"а7 следовательно, и финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость, акцизы — это элементы цены, ко­торые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напря­мую поступают в бюджет.

Исходя из большого экономического и социального значения тор­говли, в Российской Федерации разработана Концепция развития внутренней торговли, в которой сформулированы следующие основ­ные цели:

• определить роль торговли на нынешнем этапе развития реформ, особенно в деле содействия восстановлению позиций отечествен­ных товаропроизводителей на потребительском рынке, создания надежного партнерства между предприятиями торговли, промыш­ленности и сельского хозяйства;

• усовершенствовать организационную и технологическую струк­туру внутренней торговли, провести реформу торговых предпри-

ятий на основе перехода их на общепринятые в рыночной эконо­мике принципы функционирования;

• определить пути взаимодействия внутренней и внешней торгов­ли в интересах укрепления экономики страны и развития внут­реннего потребительского рынка;

• обосновать концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры внутренней торговли, включая оптовую торгов­лю, розничную торговлю и общественное питание;

• создать отраслевую информационную систему внутренней тор­говли и службу мониторинга торговых предприятий;

• ввести эффективную систему государственного регулирования торговли, контроля и защиты прав потребителей.

Достижение высокой степени либерализации экономики и финан­совой стабилизации в стране создало условия для перехода к реше­нию задачи реформирования предприятий. Речь идет об осуществле­нии комплекса мер по изменению законодательно-нормативной и ринансово-хозяйственной среды функционирования предприятий. В сфере внутренней торговли реформа предполагает:

• выбор оптимальной организационно-правовой формы торговых предприятий, способной оказывать влияние на формирование внутреннего рынка и активизацию деятельности отечественных товаропроизводителей;

• создание благоприятных условий для интегрирования хозяй­ственной деятельности различных торговых структур;

• определение концепции развития различных видов и типов тор­говых предприятий, включая создание современных розничных и оптово-розничных «цепей», основанных на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средетв.осна­щения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания;

• улучшение управления па предприятиях, стимулирование повы­шения их эффективности и конкурентоспособности, снижение издержек обращения и создание условий для реализации това­ров поумеренным ценам;

• четкое разграничение ответственности и прав собственников,
управляющих, наемного персонала и потребителей, развитие
механизма корпоративного управления, защита прав акционе­
ров, обеспечение свободного перераспределения нрав участия



Введение



организация государственного - student2.ru организация государственного - student2.ru организация государственного - student2.ru организация государственного - student2.ru в капитале акционерных обществ и перехода таких прав к эффек­тивным собственникам;

• обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий.

Изменение принципов хозяйствования, усложнение процессов товарного обращения, ускорение научно-технического прогресса в тор­говле увеличивают потребность в высококвалифицированных спе­циалистах. Эти специалисты должны иметь не только глубокую тео­ретическую подготовку, но и обладать навыками практической организационной работы.

Цель данного учебника — формирование у будущих специалистов торговли знаний в области организации работы розничных и оптовых торговых предприятий, торговых и технологических процессов, уста­новления хозяйственных связей, организации товародвижения и товароснабжения, складского и тарного хозяйства, проведения транс-портно-экспедиционных операций.

В процессе изучения курса «Организация торговли» используются данные смежных экономических дисциплин — «Общеэкономическая теория», «Экономика торговли», «Маркетинг», «Менеджмент», «Ком­мерческая логистика».

Глава 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ

Г

Принципы и содержание организации

^

государственного регулирования торговли'азвитие рыночных отношений в России показывает, чтоодна из наи-олее сдож1ШХ проблем — это отношения государства и рынка. Рос-ийский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о 1теобходим1зети госу-йрственного регулирования рыночных отношений. Более сложный зопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в дея­тельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая получила название монитористской. Она исходит из минимального уровня го­сударственного регулирования рыночных отношений. Вторая называ­етсяKeUHCuaHgcoujiojiueHи ее создателя — американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно основательно регулировать рыночные отношений. В настоящее время страны с раз­витой рыночной экономикой в большей мере руководствуются вто­рой концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел Государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не су­ществует. В каждой стране степень государственного регулирования определяется исходя из особенностей экономической системы.

В Российской Федсра1ли1^)еударство достаточно основательно ре­
гулирует деятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Это про- /
является в регламентации законом организационно-правовых форм
коммерческих организаций, необходимости государственной регпст-
рацин, лицензирования отдельных видов предпринимательской дея- А,
телыюсти, обязательной сертификации товаров п услуг и др. .3

Государство регулирует договорно-обязлтельствеппые отноше­ния между предпринимателями. Эти отношения строятся не толь-

Ё

организация государственного - student2.ru П)______________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли

ко на принципе свободы договора, но и на принципе его законности. Законом определяется порядок заключения, расторжения и изме-7 ч нения договоров, устанавливается ответственность за невыполне­ние договорных обязательств. Причем значительное внимание уде­ляется регулированию деятельности посреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения, комиссии, ком­мерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ.

Крупный блок отношений, регулируемых государством, представ­лен объектами предпринимательской деятельности на рынке. Дей-ствующее законодательство определяет^пгзавовой режим имущества предпринимателя, порядок его учета и оценки, приобретения и оттор­жения, защиты имущественных прав. Особое значение придается регулированию товарных отношений. Товар является центральной категорией рынка. Процесс его продвижения от производителя к по­требителю регламентируется договорами купли-продажи и мены,

*>"* а также сопутствующими им договорами перевозки грузов, хранения на товарном складе, страхования имущества и др.

Важной сферой государственного регулирования является также

q система палогообложения предпринимательских структур. Налого­вым кодексом, соответствующими законами и подзаконными актами определены виды налогов на федеральном, региональном и местном уровнях, установлены ставки налогов при осуществлении торговых, снабженческих, закупочных и иных сделок.

Все это говорит о том, что главной постоянной функцией государ­ства становится экономическое _регул_иров_ание. Стратегической це­лью такого регулирования является создание необходимых условий, при которых можно своевременно"контролировать насыщение по­требительского рынка и его стратегическую безопасность. Основны-_ми_задачамп системы государственного регулирования торговли

Д_ стали: формировашшдостаточной конкурентной среды; защита внут- Д^ реннего рынка на основе поддержки отечественного товароироизво-дителя^регулирования иностранных инвестиций в сферу торговли, J jj обосщншиичотраслевых особенностей палогообложения, лицензи­рования, кредитования, квотировапия^эффсктивный контроль за­щиты прав и соблюдения интересов потребтелей/стимулирование обновления технологии торгового процесса п логистического обслу-жйвания^азвитие и укрупнение нормэтшзшэчгравовой базы торгов-лихподдержание требуемых тчпзщщпотоков для обеспечения госу­дарственных нужд.

1.1. Принципы и содержание организации государственного регулирования.

Идеология государственного регулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют три основные группы торговых организа­ций, являющихся объектами государственного регулирования: / • торговые организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтингента и потребителей мест досрочного завоза; торговые организации, стабильно работающие по генеральным соглашениям с органами исполнительной власти всех уровней и создающие своеобразную зону стратегического контроля "испол­нительной власти на потребительском рынке; торговые организации, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования. Для того чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосу­дарственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.

Механизм государственного регулирования должен опираться на дгесть ведущих принципов:

1. Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями "" и ориентация на управление процессами, протекающими на по­требительском рынке. , 2. Сведение административного воздействия к нормативно-право-х вому регулированию.

3. Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независи-' мо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. Признание необходимости централизации определенного комп-/-■ лекса организационно-экономических функций.

5. Четкое разграничение макро- и микроуровней в системе государ­
ственного регулирования.

6. Четкое разделение'функций между тремя уровнями системы
s государственного регулирования при сохранении на каждом

из них общего подхода к проблеме государственного регули­рования торговли в целом. Общее содержа!iне государстве)того регул и|)Онапня должно опирать-ря на понимание того, что на любом уровне системы следует выполнять трсдусмотренные законодательством разрешительные, коптролыю-(зап ре тигельные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, фор-



V

Г

Lt;f

^2_______________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли

1.2. Методы государственного регулирования товарного обращения




организация государственного - student2.ru организация государственного - student2.ru мированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.

В связи с общим подходом к проблеме государственного регули­рования торговли задачами федерального уровня становятся тамо­женное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и суб­сидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспе­чивать реализацию принципов совместного ведения торгового об­служивания, а с другой — формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой по­литики.

В связи с этим основными задачами региональных органов государ­ственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их примене­ния к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормати­вов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; создание эф­фективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие ре­гионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроиз­водителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за со­блюдением прав потребителей.

Непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций государственного регулирования торговли является муници­пальный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим си­туацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников тор-

гового оборота; рациональное размещение торговых объектов по терри­тории муниципального образования.

Наши рекомендации