Тема 4: товарные биржи и их деятельность на рынке
4.1 Определение сущности рынка. Характерные элементы внутреннего рынка.
В ходе развития товарного хозяйства сформировался рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Рынок всегда интересовал и привлекал исследователей-экономистов. Так, английский экономист Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации.
Рынок— это взаимодействие продавцов и покупателей, где каждый самостоятелен в своих действиях. При этом необязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара, можно действовать и по поручению.Основными элементами отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) являются цена, конкуренция. спрос и предложение.
Цена— это критерий, определяющий покупательские восприятия. Она влияет на решения о покупке товара. Цене свойственны следующие признаки. Во-первых, она выступает как действенное средство конкурентной борьбы за потребителей на товарном рынке, во-вторых, предопределяет объем производства и продаж товаров и, в-третьих, влияет на реакцию и поведение покупателей, их платежеспособность. При выборе товара покупатель исходит из соответствия цены его спросу, полезным свойствам и ценности. В этом случае позиции и мнения покупателей являются предпосылками установления цены на продаваемые товары. На установление цены существенно влияние оказывают конкурентное положение товара и ценовая конкуренция на рынке.
Конкурентные преимущества могут быть ценовыми и неценовыми. Ценовые преимущества продавцов обусловлены предложением товаров покупателям по более низким ценам, чем у конкурентов, или по приемлемым ценам. Неценовые преимущества связаны прежде всего с качеством товаров. Спрос представляет собой требование на товары со стороны покупателя, заинтересованность в конкретных видах товаров. Он ограничен, с одной стороны, их производственными потребностями, а с другой — платежеспособностью. Предложение — это совокупность товаров, которые предназначены для реализации (продажи). Основными его источниками являются производство, сельское хозяйство, товарные запасы, импорт и прочие поступления. Соотношение между спросом и предложением тесно связано с ценообразованием. Кроме того, спрос и предложение формируют рынок продавца и рынок покупателя.
Характерные черты рынка продавца:
•наличие дефицита;
•недостаточное качество товара;
• высокие цены.
Рынок покупателя — это такой тип рынка, на котором спрос на товары ниже редложения.
Характерные черты рынка покупателя:
•отсутствие дефицита;
•тенденция улучшения качества товара;
• тенденция стабильности или снижения цен.
Современные товарные рынки зарубежных стран выступают как рынки покупателя, где существуют и явно выражены конкуренция, борьба за потребителя, интенсивное обновление продукции, повышение качества и улучшение качественных параметров товаров.
Функционирование рынка подчинено закону, регулирующему связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства, при котором экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда. Этот закон реализуется через закон спроса и предложения, действие которого определяет эквивалентность обмена, соотношение денежных и товарных потоков, платежеспособного спроса и предлагаемых товаров (услуг) с учетом их количества, качества и ассортимента. Рынок ориентирует всех участников на высокое качество товаров и услуг, снижение издержек производства, лучшее удовлетворение потребителей. Рынку присущи независимость товаропроизводителей, их полная самостоятельность, свободное ценообразование по значительному кругу товаров, свободный выбор поставщиков и потребителей, конкуренции товаропроизводителей и продавцов за рынки сбыта. В зависимости от характера взаимоотношений между продавцом и покупателем формируются свободные (открытые), замкнутые и регулируемые рынки.При свободных рынках не существует никаких ограничений при купле-продаже товаров. Замкнутые рынки обслуживают внутриотраслевые поставки. На регулируемых рынках проводятся операции по купле-продаже товаров в соответствии с международными товарными соглашениями.Рынок не должен быть стихийным (разрушительным), для чего возникает настоятельная необходимость в его государственном регулировании, т. е. в разработке и использовании комплексной системы мер, осуществляемых государством, по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования, социальной защите отдельных групп населения и др. Формы такого регулирования разнообразны. Это законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правила функционирования рынка и присущих ему структур (бирж, ярмарок, рекламных и других агентств).
Роль рынка в экономике определяется следующими моментами.
1. Рынок через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов.
2. Рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу.
З. Рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий.
4. Рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, соответствующую его доходу и ценам.
5. Рыночные цены выступают носителями экономической информации, сообщая о наличии или отсутствии товаров, количестве, качёстве, издержках их производства и полезности для потребителя.
Внутренний рынок существует как система взаимосвязанных, но достаточно самостоятельных структур. Рыночная система подразумевает все образующие экономику рынки продуктов и ресурсов, действующие между ними связи. Это совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, позволяющих по складывающимся на рынках ценам распределять всегда дефицитные экономические ресурсы — ограниченность земли, капитала, труда и предпринимательской способности для удовлетворения безграничных материальных потребностей людей, а также обеспечивать информацией о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками этих ресурсов, согласовывать эти решения.В общем случае структуру внутреннего рынка страны можно представить следующим образом: товарный рынок, рынок ценных бумаг (векселей, облигаций, акций), валютный рынок, рынок труда, кредитный рынок, рынок инвестиций, рынок недвижимости и рынок услуг в производственной и социальной сфере.Товарный рынок — это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.Товарный рынок состоит из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления рынок предметов потребления). Рынок предметов потребления подразделяется на рынки продовольственных и непродовольственных товаров. Рынок средств производства — это совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства материальных благ. На основе определенного признака рынки средств производства именуются рынками сырья, полуфабрикатов, химических веществ, черных металлов и др.
4.2 Структура внутреннего рынка страны: рынок ценных бумаг; валютный рынок; рынок рабочей силы; кредитный рынок; рынок инвестиций ;рынок недвижимости ;рынок услуг в производственной и социальной сфере.
Внутренний рынок существует как система взаимосвязанных, но достаточно самостоятельных структур. Рыночная система подразумевает все образующие экономику рынки продуктов и ресурсов, действующие между ними связи. Это совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, позволяющих по складывающимся на рынках ценам распределять всегда дефицитные экономические ресурсы — ограниченность земли, капитала, труда и предпринимательской способности для удовлетворения безграничных материальных потребностей людей, а также обеспечивать информацией о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками этих ресурсов, согласовывать эти решения.В общем случае структуру внутреннего рынка страны можно представить следующим образом: товарный рынок, рынок ценных бумаг (векселей, облигаций, акций), валютный рынок, рынок труда, кредитный рынок, рынок инвестиций, рынок недвижимости и рынок услуг в производственной и социальной сфере.
Товарный рынок — это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.Товарный рынок состоит из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления рынок предметов потребления). Рынок предметов потребления подразделяется на рынки продовольственных и непродовольственных товаров. Рынок средств производства — это совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства материальных благ. На основе определенного признака рынки средств производства именуются рынками сырья, полуфабрикатов, химических веществ, черных металлов и др.
Роль товарного рынка определяется следующими факторами:
· рациональное сосредоточение и концентрация товарных ресурсов;
· качество и конкурентоспособность товаров, влияющих на спрос и предложение;
· приспособление структуры производимых товаров и их объема через цены к платежеспособному спросу;
· оздоровление рыночной среды путем освобождения ее от убыточных предприятий.
Товарный рынок характеризуется потенциалом, привлекательностью, доступностью и стабильностью.
Потенциал рынка — это прежде всего его объем (величина спроса), темпы роста, предельный уровень спроса. Привлекательность рынка выражается в постоянно нарастающем потоке обновленных и новых товаров со все более высокими потребительскими свойствами. Это означает постоянное повышение конкурентоспособности товаров и рост престижа рынка.
Доступность рынка обусловливается созданием благоприятной рыночной среды и стимулированием поддержки объективных потребностей и покупательной способности населения. При этом принимаемые меры должны соответствовать направлению и целям конкретных рынков товаров.
Стабильность рынка определяется структурой предложения по товарам и ее количественным выражением, степенью обновления торговой номенклатуры, удовлетворенностью спроса на товары, соотношением цены товара и эффекта полезности от его использования. Она во многом зависит от конъюнктурных факторов, конкурентной среды и инфляционных проявлений.
Современный товарный рынок — индикатор товаров рыночной новизны, которая становится неотъемлемым свойством товаров, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются товары, не имеющие аналогов, а также улучшенные модификации традиционных товаров. Товарный рынок проявляет интерес к любым новшествам как по промышленной продукции, так и по продовольственным товарам.К основным показателям функционирования товарного рынка можно отнести емкость товарного рынка, динамику развития отдельных товарных рынков, степень диверсифицированности товарного рынка, качество и конкурентоспособность товаров на рынке.
Емкость товарного рынка — показатель, характеризующий максимально возможный объем реализации товаров за определенный период времени при данном уровне цен, платежеспособном спросе и товарном предложении. Степень диверсифицированности товарного рынка — это степень охвата различными видами товарной продукции (по ассортименту и цене) с учетом географических, этнических и платеже- способных особенностей населения страны.
Качество товара представляет собой совокупность свойств и характеристик товара, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Наиболее универсальными требованиями к качеству, т. с. применимыми к большинству товаров, являются требования назначения, безопасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности и эстетичности.Под конкурентоспособностью товара понимают способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.Развитие товарных рынков привело к разделению их на рынки реального товара и рынки прав на товар. Хотя рынок прав на товар — это своего рода надстройка над рынком реального товара, первый является необходимым условием для нормального функционирования второго в современных сложных международных товарно-денежных отношениях.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)— это часть финансового рынка (наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). Финансовыми являются рынки посредников между первичными владельцами денежных средств и их конечными пользователями.
Цель рынка ценных бумаг — аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т. е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.
Задачи рынка ценных бумаг:
*мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;
*формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;
*развитие вторичного рынка;
* трансформация отношений собственности;
*совершенствование рыночного механизма и системы управления;
*обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования;
*уменьшение инвестиционного риска;
*формирование портфельных стратегий;
*развитие ценообразования;
*прогнозирование перспективных направлений развития.
Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко представленных перспектив развития. Таким образом, он является одним из немногих возможных финансовыхканалов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.
Валютный рынок — это специальный рынок, на котором может быть куплена или продана иностранная валюта.
Функции валютного рынка:
· обслуживание международного оборота товаров, услуг и капиталов;
* формирование валютного курса под влиянием спроса и предложения;
* механизм для защиты от валютных рисков и приложения спекулятивных капиталов;
* инструмент государства для целей денежно-кредитной и экономической политики.
В зависимости от объема, характера валютных операций и количества используемых валют различаются мировые, региональные и национальные валютные рынки.
Основные участники торговых сделок на валютном рынке — это крупные коммерческие банки, во многих случаях выполняющие функции дилеров в рыночном процессе. Иногда коммерческие банки выступают в роли брокеров. Любая валютная политика так или иначе оказывает влияние на валютный курс национальной денежной единицы — комплексный показатель не только эффективности денежно-кредитной политики, но и состояния национальной экономики в целом в сравнении с экономиками других стран. Колебания валютного курса в первую очередь воздействуют на физический объем им- порта и экспорта. Снижение курса национальной валюты при прочих равных условиях ведет к росту внутренних цен на импортные товары, что вызывает сокращение импорта за счет переключения спроса на отечественную продукцию, и к снижению внешних цен на экспортируемую продукцию, вследствие чего возрастает экспорт. Повышение курса валюты, как правило, ведет к обратным процессам.
Рынок труда — рынок, где функционирует рабочая сила. На нем работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на нее и оплату. Таким образом, на рынке труда , как и на других рынках, имеются предложение, спрос и цена, выступающие в виде заработной платы, определяемой соотношением между занятостью и безработицей. Предложение рабочей силы определяется уровнем заработной платы, культурой, налоговой системой и др. Спрос на рабочую силу обусловлен потребностью работодателей при найме людей на работу и зависит от состояния экономики, технической оснащенности производства и других факторов.
Кредитный рынок — это рынок ссуд в денежной или натуральной форме предоставляемых одним юридическим или физическим лицом — кредитором другому лицу — заемщику. Возможность и необходимость кредитов обусловливаются неравномерностью кругооборота капитала в процессе общественного производства. При кругообороте фондов, движении финансовых ресурсов или накоплении денежных средств населением у одной группы лиц появляются свободные денежные ресурсы (временно высвобожденные из оборота), а у другой (физических, юридических лиц) возникает дополнительная потребность в них.
В условиях рыночной экономики кредитные отношения должны строиться на материальной заинтересованности кредиторов, а следовательно, ссуды должны предоставляться тем заемщикам, которые платят большой ссудный процент за пользование кредитом и обеспечивают своевременный возврат долга.
Рынок инвестиций— это рынок долгосрочных вложений средств (денежных, материальных), интеллектуальных ценностей внутри страны или за границей в различные отрасли с целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов.
Инвестиции могут выступать в виде денежных средств, ценных бумаг, первых взносов, движимого и недвижимого имущества, авторских прав, ноу-хау и др. Инвесторами могут быть вкладчики, частные предприниматели, организации или государства.
Рынок недвижимости— это средство перераспределения земельных участков, зданий, сооружений и другого имущества между собственниками и пользователями экономическими методами на основе конкурентного спроса и предложения. Он обеспечивает:
• передачу прав на недвижимость от одного лица к другому;
• установление равновесных цен на объекты недвижимости в регионах и местностях;
• связь между собственниками и покупателями на основе экономической мотивации и интересов;
• распределение пространства между конкурирующими вариантами использования земель и субъектами рынка.
Рынок услуг — это рынок, где объектом купли-продажи являются различные услуги. К ним относятся услуги оптовой и розничной торговли, предприятий общественного питания, всех видов транспорта, погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные, по складированию и хранению, ремонту, эксплуатации жилья, страхованию финансовых учреждений, здравоохранения, информационно-вычислительные услуги и др. Издержки производителя услуг (оказывающей стороны) покрываются полностью или в значительной мере за счет выручки от их реализации.
Биржа как элемент рынка.
Основным звеном инфраструктуры товарного рынка является товарная биржа, где осуществляется крупная торговля по стандартам или образцам товаров, стоимость которых подвержена частым, значительным и труднопрогнозируемым колебаниям, для биржи характерны регулярность торговли в строго определенном месте, унификация основных требований к качеству товара, условиям и срокам поставки, ведение торговли будущем.
Несмотря на то, что сделки на биржах нередко носят спекулятивный характер, установленные цены на товары достаточно объективно отражают ихмировой уровень и часто служат основанием для установления цен во внебиржевой торговле.Большое значение биржи состоит в том, что она облегчает Торговлю, так как здесь спрос и предложение стремятся уравновесить друг друга с наименьшими затратами труда и издержек. Благодаря концентрации во времени и пространстве здесь возможно обозрение рынка, как нигде в другом месте. Как организованный рынок, биржа связывает свободно хозяйствующих предпринимателей с производителями, где названные субъекты встречаются, чтобы, с одной стороны, реализовать свою продукцию с целью получения прибыли, а с другой стороны, удовлетворить собственный спрос. Процесс купли-продажи осуществляетсячерез биржевых посредников.Товарная биржа не занимается торгово-посреднической деятельностью, а лишь создает для нее условия. Иными словами, она является бесприбыльным хозяйственно-коммерческим предприятием, обеспечивающим оптовый рынок реального товара. Сумма превышения доходов биржи над ее расходами за минусом установленных законодательством платежей может быть использована на собственные нужды биржи. Именно эта особенность позволяет довольно четко определить место биржи в системе оптового посредничества..
Отличительные признаки биржи как элемента рынка:
• организованность рынка и регулярность проведения биржевой торговли;
• ведение торговли по единым исторически сложившимся и законодательно утвержденным правилам;
•наличие определенного места и времени торговли;
•гласность торгов;
•посредничество при заключении сделок;
•установление биржевых стандартов на товары;
•совершение сделок в отсутствие самого товара;
•разработка типовых контрактов (фьючерсов);
• свободное ценообразование, т. е. цены формируются в соответствии со спросом и предложением;
•выявление и регулирование биржевых цен (котировка);
•информационная деятельность;
•разрешение споров по биржевым сделкам.
Фьючерсная биржевая торговля имеет дополнительные признаки:
*фиктивный характер сделок, когда обмен товарами практически отсутствует, а обязательства сторон по сделке прекращаются путем совершения обратной сделки;
*строгая унификация потребительной стоимости биржевого товара, определенное количество которого представляет биржевой контракт, используемый в качестве носителя цены;
*строгая регламентированность количества разрешенного к поставке товара, срока и места поставки;
*косвенная связь с рынком реального товара преимущественно через биржевое страхование (хеджирование), а не через поставку товара;
* обезличенность сделок и заменимость контрагентов по ним, так как они заключаются не между конкретным продавцом и покупателем. а между ними и расчетной палатой, выступающей гарантом выполнения обязательств. При этом сама биржа не выступает в качестве одной из сторон в контракте или на стороне одного из контрагентов. Основное содержание роли биржи сводится к выполнению следующих функций:
а) выявление реального соотношения спроса и предложения;
б) формирование равновесных цен и ориентация на них внебиржевого рынка;
в) способствование увеличению товарной массы в сфере товарного обращения;
г) стабилизация цен и предотвращение коммерческих спекуляций на разнице цен.
4.4. Рынок средств производства и товаров народного потребления.
В целом число товаров, продаваемых на товарных биржах, за XX в. существенно сократилось. В конце XIX в. биржевых товаров насчитывалось более 200 наименований, а в настоящее время объектом биржевой торговли являются примерно 70 видов товаров. В мировой практике выделяются следующие основные классы биржевых товаров:
• вещественные биржевые товары;
• ценные бумаги;
• иностранная валюта;
• индексы биржевых цен;
• процентные ставки по государственным облигациям. Номенклатура вещественных биржевых товаров традиционно состоит из двух основных групп:
а) сельскохозяйственных и лесных товаров и продуктов их переработки (около 50 видов);
б) промышленное сырье и полуфабрикаты (около 20 видов). Основные товары первой группы:
• зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рожь);
• масличные (льняное и хлопковое семя, соевые бобы, соевое масло, шроты);
• продукция животноводства (живой крупный рогатый скот, свиньи, мясо, окорока);
• пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, растительные масла, яйца, картофель, концентрат апельсинового сока, арахис, перец);-
• текстильные товары (хлопок, шерсть, натуральный и искусственный шелк, пряжа, лен);
• натуральный каучук;
• лесные товары (пиломатериалы, фанера).
Группа промышленного сырья и полуфабрикатов включает:
• цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, никель, алюминий и драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий);
• энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельное топливо). Особенностью всех перечисленных вещественных биржевых товаров является их массовое производство и устойчивый спрос, однако динамика биржевой торговли приведенным ассортиментом товаров была и остается крайне неравномерной.
В настоящее время доля сельскохозяйственных и лесных товаров в совокупной биржевой торговле занимает около 55% объема всей биржевой торговли и имеется тенденция к ее снижению. Это обусловлено прежде всего концентрацией торговли в крупнейших биржевых центрах, изменением условий торговли на рынках ряда сельскохозяйственных и лесных товаров, развитием фьючерсной торговли финансовыми инструментами (валютой, ценными бумагами и др.) и т.д.
Среди всех товаров этой группы (принятых за 100/о) наибольшими темпами увеличивалась биржевая торговля масло семенами и продуктами их переработки (масла, шротыНаучно-технический прогресс способствовал совершенствованию методов определения качества товаров с использованием новейших технических средств. В итоге расширился круг биржевых товаров, например, в конце 60-х годов началась торговля пиломатериалами и фанерой.
Объем товаров второй группы в биржевой торговле с развитием техники и технологий неуклонно увеличивается. Так, в первой половине 50-х годов на биржах осуществлялись сделки всего с четырьмя товарами этой группы (цветные металлы), а в 80-е годы - уже с 15. К концу 80-х годов существенно увеличилась доля биржевой торговли энергоносителями, особенно нефтью и продуктами нефтепереработки (бензин, дизельное топливо, мазут и др.), фьючерсные и опционные рынки которых стали активной сферой деятельности для многих участников этой отрасли, что привело к существенным изменениям в конкурентной борьбе на нефтяном рынке.
Ценные бумаги как биржевой товар условно можно разделить на два больших класса в зависимости от того, на что по преимуществу или целиком распространяется имущественное право - на сам актив или на изменение его цены:
I класс - основные ценные бумаги (акции, облигации, векселя, закладные, варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки);
II класс - производные ценные бумаги (фьючерсные контракты товарные, валютные, процентные, индексные и другие и свободно обращающиеся опционы).
Примерно с 70-х годов началась торговля фьючерсными контрактами на финансовые инструменты. На развитие и рост таких рынков повлияли изменения в мировой экономике, прежде всего длительная и очень высокая инфляция, которая поставила проблему защиты от колебаний валютных курсов и колебаний курсов других финансовых средств - облигаций, акций и казначейских билетов.
С развитием фондового рынка появились и фьючерсные контракты на индексы, которые стали выступать как объекты торговли. Свое название индексы получают по имени создателя методики или названию информационных агентств, которые их рассчитывают и публикуют. Наиболее известными в мире индексами являются индекс Доу-Джонса, индекс Standard and Purs, индекс Нью-Йоркской фондовой биржи и др. Среди основных российских индексов следует выделить индекс Skate press, фондовые индексы АК&М, индексы Интерфакса, фондовый индекс журнала «Коммерсант», ROS-индекс и др.
Таким образом, проведенный краткий обзор по классам товаров показал, что развитие биржевой торговли оказало большое влияние на биржевой товар. Сначала он выступал в виде уже произведенного или производимого к определенному сроку, затем объектом биржевой торговли стал биржевой фьючерсный контракт. Сложилась весьма разнообразная гамма биржевых товаров, которая постоянно находится в динамичном развитии.
4.6 Технология регулирования рынка на современном этапе.
Современное развитие рыночных отношений в отечественной экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство выступает субъектом регулирования и управления экономической системы в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями.
Регулирование в целом можно рассматривать как функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.
В целом содержание государственного регулирования состоит из:
1. регламентации хозяйственной жизни, образующей свод правил, кодекс поведения хозяйствующих субъектов, определяющих их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;
2. формирования организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;
3. выработки социально-экономической политики, определения и результативного применения механизмов ее реализации.
В экономике России роль и место государственного регулирования, по нашему мнению, определяются рядом основными факторов.
Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в России роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.
Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей социально-экономической системы, темпы и направление преобразований.
В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением старых и формированием новых институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотя бы минимальную стабильность.
В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной экономики были созданы волевым решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.
В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению дистанции в уровне экономического и социального развития между регионами-«донорами» и остальной частью страны.
Опираясь на мировой опыт исследования государственного регулирования экономических процессов и определения ведущих отечественных и зарубежных экономистов, определим сущность государственного регулирования финансового рынка в теоретическом и практическом аспектах.
С точки зрения теории государственное регулирование финансового рынка – это совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и устойчивость финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов.
Практическая реализация государственного регулирования финансового рынка представляет собой, по нашему мнению, воздействие государства в лице государственных органов на совокупность экономических отношений, законов и закономерностей их развития системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.
Целенаправленное государственное воздействие государства на финансовый рынок осуществляется прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам финансового рынка, лицензирования профессиональной деятельности на рынке, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка. Таким образом, прямое регулирование существует в виде системы правовых норм и государственных органов, обеспечивающих их исполнение.
Средством экономического регулирования выступает финансово-кредитная система страны. Косвенное государственное регулирование финансового рынка осуществляется такими методами, как проведение определенной налоговой, денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета, управления государственной собственностью и так далее.
Административно-правовая и экономическая составляющие регулирования финансового рынка тесно связаны между собой, так как в основе разработки каких-либо законодательных актов или административных мер воздействия всегда лежат экономические закономерности, на которые государство стремится повлиять тем или иным способом. И, наоборот, для использования финансово-кредитных рычагов регулирования государство оказывает на них воздействие, закрепленное в правовых нормах.
В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются различные методы как функционального, так и институционального регулирования.
Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и качеством управления ими. Институциональное регулирование, таким образом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования, и по этой причине охватывает все аспекты деятельности конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования относятся, например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение участия в рискованных операциях, которые могут привести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. Институциональное регулирование является основой регулирования и широко применяется и на финансовом рынке в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников с целью защиты интересов инвесторов и других субъектов финансового рынка.
В отличие от методов институционального регулирования, методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций (т.е. выполнения определенных функций).
В большинстве случаев для защиты интересов инвесторов на финансовом рынке основной акцент делается на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на их финансовое состояние, поэтому методы функционального регулирования составляют основу регулирования рынка. Этим обуславливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулирования финансового рынка.
Так как методы функционального регулирования рынка, составляющие основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил совершения операций, они во многом пересекаются с вопросами профессиональной этики и обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников рынка и задачи государства совпадают, что позволяет использовать данное обстоятельство как метод оперативного решения текущих вопросов саморегулирования.
Влияние государства на формирующиеся рынки в нашем Отечестве в индустриальных стран, выше регулятивная нагрузка, влияние перспективной и текущей макроэкономической политики. На развитых рынках государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая содействовала бы сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на таких рынках в моменты финансовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего, с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. В эти моменты степень вмешательства в рыночные процессы нарастает. Тем более, что мировая практика свидетельствует о том, что полагаться полностью на самоорганизацию финансового рынка недостаточно. В современной России основанные на здоровой конкуренции механизмы финансового рынка еще не укрепились, а инвестиционные потребности инвесторов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно только путем усиления общественного, государственного регулирования и целевой направленности инвестиционных потоков.
Отсюда вывод: степень вмешательства государства на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых финансовых рынках.
Формирующийся финансовый рынок должен пройти долгий путь глубоких структурных преобразований на пути к созданию эффективной регулятивной системы под продуманным руководством государства. Однако государственное регулирование финансового рынка не должно быть авторитарным. При всех существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование как регулирование на микроуровне имеет все большее значение. Только при условии симбиоза этих двух уровней регулирования можно достичь эффективного функционирования финансового рынка.