АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ Безопасности при перемещении грузов через таможенную границу Таможенного союза

Муслимов Серик Жумабаевич

Старший преподаватель кафедры таможенного дела

Академии финансовой полиции,

Старший лейтенант финансовой полиции.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ Безопасности при перемещении грузов через таможенную границу Таможенного союза

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем ежегодном Послании народу Казахстана «Новое Десятилетие – Новый Экономический Подъем – Новые Возможности Казахстана» выделил основные приоритеты. Казахстан является активным участником интеграционных процессов в СНГ. Создание Таможенного союза с Россией и Беларусью, который вступил в силу с 1 января 2010 года - это прорыв всех казахстанских интеграционных инициатив.
Следующим этапом интеграции трех стран станет формирование с 1 января 2012 года Единого экономического пространства. Это более высокий уровень интеграции, когда будет обеспечено свободное передвижение капитала и рабочей силы. [1].

Обеспечение экономической безопасности Казахстана включает создание условий, в которых экономика могла бы успешно функционировать и динамично развиваться, для чего необходимо гарантировать доступ производителей к производственным ресурсам на экономически приемлемых условиях, а также создать возможность для реализации их продукции на внешних рынках в масштабах, необходимых для воспроизводства. Вопросы интегрирования Казахстана в систему мировых экономических отношений стали решаться более успешно и последовательно с принятием нового Таможенного кодекса Таможенного союза и Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». В то же время интеграция Казахстана в механизм регулирования международной торговли потребует выполнения общепринятых правил Всемирной торговой организации и международных обязательств. Таможенная политика и механизм работы таможни должны соответствовать этим требованиям. Это потребует отмены почти всех средств административного регулирования внешнеэкономических отношений. [2]

Кроме очевидных экономических выгод Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России может спровоцировать рост преступности и формирование транснациональных криминальных структур. В августе 2010 года в городе Астане состоялась встреча глав Министерств внутренних дел Беларуси, Казахстана и России, на которой были обсуждены вопросы международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью. Участники встречи признали необходимость выстраивания новой «архитектуры» безопасности в рамках таможенного союза.

Правоохранительным органам стран – участниц необходимо отработать механизмы конкретного взаимодействия, в том числе, обмен информацией, проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий, оказание правовой помощи по пресечению контрабанды и других нарушений таможенного законодательства. С учетом мировой практики уязвимыми являются такие институты таможенных правоотношений, как страна происхождения товаров, таможенная стоимость перемещаемых товаров, классификация товара в таможенных целях (присвоение товару кода в соответствии с применяемой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности). Именно манипуляции с кодом товара, страной происхождения товаров и его таможенной стоимостью позволяет недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности уклоняться от уплаты таможенных платежей и налогов, тем самым, нанося огромный урон экономике нашей страны.

При использовании кодов прикрытия недобросовестный участник внешнеэкономической деятельности, используя неверный код товара, может снизить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов, уклониться от антидемпинговых пошлин и ограничений, таких как лицензирование, квотирование или запреты на отдельные категории товаров. Чтобы снизить риски в области классификации товара необходимо:

- проверить информацию, имеющуюся в таможенном органе по идентичным или однородным товарам;

- проверить список товаров участника внешнеэкономической деятельности, ввозимых из третьих стран (не являющихся участниками Таможенного союза). Необходимо обратить внимание на использование участником внешнеэкономической деятельности кода товара «прочие», для того чтобы прикрыть основной код товара и уйти от высоких импортных пошлин;

- если возможно, проверить импорт участника внешнеэкономической деятельности, обращая особое внимание на коды товаров и описания товаров.

В целях обеспечения высокой степени достоверности и объективности результатов, получаемых по итогам данных таможенными службами Таможенного союза, на наш взгляд, необходимо применение единых классификаторов, нормативно-справочной информации, необходимой для формирования таможенной статистики.

Следующее, что хотелось бы отметить о недобросовестных участниках внешнеэкономической деятельности, которые при декларировании товаров прилагают к пакету документов поддельные сертификаты происхождения товаров формы СТ-1, чтобы избежать антидемпинговых пошлин, запретов и ограничений, а также данным способом получить тарифные преференции (преимущества во внешнеэкономической деятельности).

Основные способы контроля, которые можно использовать в данной области:

- получить общее представление о происхождении товаров по декларации товаров, в отношении которых действуют тарифные преференции;

- руководствоваться не страной отправления товара, а непосредственно страной происхождения товара;

- проверить по системе баз данных страну происхождения импортируемых товаров, указанную в декларации на товар.

Особое внимание должно быть обращено:

1) на товары, для которых страна происхождения, указываемая в декларации на товары, менялась в течение нескольких последних лет;

2) на случаи, когда заявленная страна происхождения находится рядом со странами, в отношении которых были введены антидемпинговые пошлины на аналогичные товары;

3) на товары, ввозятся из географических регионов, в которых существуют риски, связанные со страной происхождения.

В этой связи, в рамках технологического взаимодействия таможенных служб считаем необходимым ведение единой базы сертификатов происхождения товаров форм «СТ-1» и «А».

И наконец одним важнейших факторов риска является занижение стоимости импортируемых товаров, что приводит к занижению суммы таможенных платежей и налогов подлежащих уплате в бюджет. При этом следует обратить внимание на то, что и завышение стоимости может также представлять собой определенный риск (отмывание денег).

Основные направления контроля, которые можно использовать в данной области:

- проверить сведения, указанные в декларациях на товары, которые должны соответствовать подтверждающим документам, регламентированным статьей 65 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республики Казахстан» и представленным во время таможенного оформления товаров [3].

- проверить финансовую отчетность участника внешнеэкономической деятельности для подтверждения стоимости.;

- провести сопоставление деклараций на товары и бухгалтерских записей для подтверждения стоимости, выявление существования практики «двойного выставления счетов»;

- изучить условия контрактов (прежде всего, базовые условия поставки в соответствии со стандартами «Инкотермс – 2000») для подтверждения стоимости.

В некоторых случаях можно сравнить заявленную таможенную стоимость с ценой внутренней продажи. Если ли заявленная таможенная стоимость значительно ниже цены внутренней продажи, то это свидетельствует о том, что таможенная стоимость товаров могла быть занижена во время декларирования.

Каждый из выше перечисленных институтов таможенного дела может, в свою очередь, послужить основой для проявления фактов коррупции при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. В этой связи, правоохранительным органам Белоруссии, Казахстана и России необходимо иметь общие позиции в борьбе с коррупцией при таможенном перемещении грузов.

Подводя итоги, отметим следующее, что совершенствование системы перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, является важнейшим инструментом национальной политики любого государства и Республика Казахстан не исключение. Поэтому необходимо свести к минимуму риски в отношении кодов товаров, страны происхождения и занижением стоимости товара, что приведёт к реальному пополнению государственного бюджета.

Список использованной литературы:

1. Н.А. Назарбаев ««Новое Десятилетие – Новый Экономический Подъем – Новые Возможности Казахстана»». Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана // Казахстанская правда, 2010 – 30 января. № 21 (26082) – 2с.

2. Жумабеков О.И. Проблемные вопросы совершенствования законодательства как важнейшей составляющей формирования новых правоотношений в рыночной экономике переходного периода. // Роль государства и права в рыночной экономике. – Алматы, 2003. - 9с.

3. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан». – Астана. Зерде, 2010.- 332 с.

Наши рекомендации