Механизмы оценки эффективности коммерческой деятельности
Содержание механизма коммерческой деятельности характеризуется тем, как определенным образом сконструированная последовательность взаимосвязей, отношений между субъектами рынка.
Система показателей оценки эффективности товароснабжения, как одного из элементов коммерческой деятельности предприятия, представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Система показателей эффективности товароснабжения коммерческой деятельности предприятия
Элементы системы товароснабжения | Показатели эффективности товароснабжения |
Ассортимент товаров и его формирование | 1. Широта ассортимента 2. Глубина ассортимента 3. Коэффициент обновления ассортимента 4. Коэффициент устойчивости ассортимента |
Формирование и стимулирование спроса | 1. Соответствие объема и структуры товарного предложения объему и структуре покупательского спроса 2. Степень обновления ассортимента Коэффициент завершенности покупки Объем и структура неудовлетворенного спроса 3. Рентабельность рекламных мероприятий |
Экономическая эффективность товароснабжения, как одного из элементов коммерческой деятельности | 1. Прирост валового дохода от коммерческих операций 2. Прирост прибыли от коммерческой деятельности 3. Соотношение доходов и расходов по закупке и реализации товаров |
Среди элементов системы товароснабжения торгового предприятия ассортиментная политика занимает особое место.
В ассортиментной политике учитываться следующие факторы:
- наличие в магазинах разнообразных товаров;
- устойчивость и гибкость ассортимента, его соответствие изменениям спроса и сезонным колебаниям.
В рыночной экономике формирование ассортимента осуществляют сами предприятия. полнота , широта и динамика ассортимента свидетельствуют об уровне работы организации.
Прибыль – это результат, характеризующий превышение доходов над расходами. В экономической теории под прибылью понимают денежное выражение прибавочного продукта, создаваемого в отраслях материального производства.
Прибыль является основным внутренним источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Прибыль от продаж – это показатель, который отражает финансовые результат (прибыль или убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг). Прибыль от продаж можно рассчитать по следующей формуле:
Прп = В – Срп, (1.1)
где Прп – прибыль от продаж, тыс. руб.;
В – выручка от реализации продукции (валовой доход), тыс. руб.;
Срп – себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.
Рентабельность представляет собой использование средств, которыми организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает от них прибыль .
Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по формуле:
Рп = Пр/ В х 100%, (1.2)
где Рп – рентабельность продаж,;
Прп – прибыль от продаж, тыс. руб.;
В – выручка от реализации продукции, тыс. руб.
Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в выручке от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.
Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует также о снижении конкурентоспособности продукции на рынке, что говорит о сокращении спроса на нее.
В современных условиях особую актуальность приобретает вопрос о повышении эффективности торгово-технологического процесса предприятии.
Для определения специфики развития коммерческой деятельности и эффективности технологических процессов можно использовать три группы показателей: социальные, экономические, технико-технологические.
Социальный эффект торгово-технологического процесса и дальнейшего развития коммерческой деятельности заключается в сокращении затрат времени на покупку товаров, повышении культуры торгового обслуживания, улучшении условий труда торговых работников.
Экономический эффект торгово-технологического процесса и дальнейшего развития коммерческой деятельности достигается за счет увеличения пропускной способности торговых объектов, роста их товарооборота, улучшения использования торговых площадей и торгово-технологического оборудования, снижении затрат, повышении производительности труда торговых работников и ряде других факторов .
Для повышения социального уровня торгового обслуживания дальнейшего развития коммерческой деятельности торговые работники должны уделять особое внимание устойчивости полноте и широте ассортимента предоставляемых услуг. С одной стороны, эти показатели существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой – свидетельствует о ритмичности поставки товаров от поставщиков. Постоянная устойчивость ассортимента является лучшим ориентиром для потребителей.
Методы управления – это способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельностью. Они подразделяются на административные, организационные, экономические и правовые.
Административные методы определяются сферой деятельности и конкретными условиями предприятия. Следует отметить, что иерархическое построение системы управления и содержание управленческих функций во многом зависят от занимаемых позиций руководством торгового предприятия. Возможны различные компромиссные решения.
Организационные методы основаны на организационном, oрганизационно-распорядительнoм, организациoннo-метoдическoм и нормативном обеспечении. Они содержат регламентирующие требования организационного и методического характера, распорядительные, инструктивные и нормативные материалы, которые являются предпосылками для формирования управленческих решений.
Экономические методы в своем определении опираются на взятый курс и экономическую стратегию торгового предприятия, его потенциальные ресурсы, экономическое положение рынка. Совокупность экономических элементов – это исходные позиции в управлении коммерческой деятельностью предприятия. Воздействие экономических методов предопределяется окружающей экономической средой. Правовые методы ориентированы на использование правового механизма, который базируется на принятых правовых и законодательных актах, соответствующих нормативах и положениях. Правовые методы заключаются в юридическом регулировании коммерческих процессов с учетом целевых задач торгового предприятия.
Сочетание представленных методов зависят от конкретных условий функционирования торгового предприятия и рыночной среды.
Рассмотрим комплексную модель оценки коммерческой деятельности. Модель включает в себя пять основных блоков (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Модель оценки коммерческой деятельности фирмы
На рисунке 1.1 видно, что первый блок определяет макроэкономическую оценку среды рыночного участия фирмы. Такая оценка дает характеристику социально-экономической среды, явных и скрытых особенностей, воздействующих на финансово-хозяйственную деятельность. При этом учитываются совокупные изменения, связанные с экономической и политической нестабильностью на макроэкономическом уровне. Оцениваются перемены в денежном потоке, инвестициях, усиление или ослабление налоговой политики за счет состояния уровня инфляции, взаимных платежей, стабильности национальной валюты и других факторов. Блок учитывает специфику отрасли, в которой функционирует торгово-посредническое звено, ее конкурентоспособность и положение, как на внутренних, так и на внешних рынках сбыта.
Второй блок дает характеристику фирмы с учетом положения на рынке. В нем проводится тщательное изучение организационной структуры управления, наличия и оценки внешних поставщиков и потребителей, основных сегментов внутренних и внешних рынков, исследование номенклатуры реализуемых товаров и услуг. Здесь важно дать общую оценку системе сбыта. Оценка осуществляется с учетом основных конкурентов на рынке сбыта. Анализ положения основных конкурентов формирует интегральную оценку конкурентоспособности производимых товаров.
Третий блок включает факторный анализ основных экономических показателей коммерческой деятельности. Данный блок является ключевым аналитическим инструментом, который позволяет проанализировать состояние прибыли с выделением уровня балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, составляющей реальный доход фирмы. Помимо прибыли анализируются уровень рентабельности, объем реализации, уровень оборотных средств, совокупных издержек обращения и другие наиболее важные показатели, влияющие на развитие фирмы и устойчивое положение на рынке.
В четвертом блоке проводится анализ финансового состояния фирмы. Рассчитываются коэффициенты финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности. Определяется уровень деловой активности на основе расчета показателей оборачиваемости с учетом нормативных значений и установленных критериев. Оценка финансового состояния позволяет определить уровень финансовых ресурсов, сложившуюся структуру и качество активов и пассивов в динамике на основе анализа дисконтированного потока денежных средств. Наряду с этим рассчитывается величина реального капитала, и оцениваются степень износа и политика обновления основных фондов. Существенное значение в финансовом анализе имеет определение уровня достаточности оборотных средств, динамики чистых активов, возможности внутреннего самофинансирования фирмы.
Пятый блок – мониторинговый – является обобщающим. В результате использования аналитических данных предыдущих блоков модели становится возможным дать полную оценку рыночного бизнеса фирмы, ее истинного положения. Этот заключительный этап дает мониторинговую оценку деятельности предприятия с учетом воздействия ее капитала на организацию коммерческой деятельности, стоимостное изменение активов предприятия. В случае ее ликвидации или в перспективном постпрогнозном периоде блок позволяет комплексно оценить рыночную стоимость бизнеса на базе пятилетней динамики основных показателей коммерческой деятельности фирмы.
1.3 Исследование рынка строительных услуг и строительно-монтажных работ
В последнее время произошли существенные изменения в структуре спроса на строительную продукцию и строительно-монтажные работы (СМР). Это связано с переходом от централизованных государственных заказов в административной экономике, когда государство являлось единственным заказчиком, к новой структуре спроса на строительно-монтажные работы, когда заказчиками выступают физические и юридические лица, а так же муниципалитеты и государство. Следует отметить, что основная доля на строительную продукцию принадлежит в настоящий время частным юридическим и физическим лицам.
Для эффективного функционирования в современных экономических условиях строительным организациям важно определить наиболее перспективные рынки строительных услуг. В связи с этим остро встает вопрос анализа существующей структуры спроса на СМР и выявление таких перспективных рынков. Для этого необходимо определить характер строительно-монтажных работ, которые востребованы с точки зрения товаров и услуг.
Таким образом, прежде чем провести анализ структуры спроса, необходимо рассмотреть объекта спроса, а именно - строительно-монтажные работы, производимые строительными организациями.
Спрос это потребность, обеспеченная покупательной способностью. В деятельности строительных фирм товаром являются строительные услуги.
Услугам присущи признаки:
- неосязаемость;
-невозможность хранения и перемещения;
-неотделимость от производителя;
-зависимость от квалификации оказывающего услугу-
Строительство является трудоемким производством. Поэтому в условиях зависимости результата деятельности строительного предприятия от квалификации кадров невозможно гарантировать постоянство качества услуг. Услуга существует как вид человеческой деятельности, и ее качество может варьироваться в широких пределах. Это обуславливает необходимость сведения к минимуму влияния фактора непостоянства качества. В этой связи для строительных предприятий особое значение имеет повышение квалификации персонала, внедрение новых технологий и техники.
Строительные услуги относят к сфере материального производства в отличие от других услуг, относящихся к непроизводственной сфере.
Строительные услуги обычно связаны с длительностью технологического цикла. Продолжительность оказания строительных услуг предполагает другую форму расчетов: за условно готовую продукцию, за этапы работ. Поэтому цены устанавливаются как за объект в целом, так и за отдельные виды и этапы работ. Отличием строительных услуг от других услуг является также то, что результат оказания услуги может храниться долгое время, даже если строительство объекта остановлено на каком-нибудь этапе.
На структуру спроса на строительные услуги влияет как первичный, так и вторичный рынок недвижимости.
Спрос на первичном рынке недвижимости это и есть спрос на строительные услуги.
Стоимость строительства на первичном рынке рассчитывается по стоимости, определенной в смете на возведение объекта, или по сумме стоимостей самой строительной услуги, материалов и работы строительных механизмов.
На вторичном рынке покупка и продажа основных фондов (зданий, сооружений) осуществляется на основании стоимости, определяемой как издержками на строительство этого объекта, так и степенью износа основных фондов, на стоимость влияют также местоположение, планировка, отделка квартиры, комфортность проживания в городе (безопасность, развитая инфраструктура, близость детских садов, школ, магазинов, больниц), благоустроенность прилегающей территории, возможность нахождения рядом работы.
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
ООО "Соло-Декор"
2.1 Общая характеристика ООО "Соло-Декор"
Название предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Соло-Декор» (далее ООО «Соло-Декор»).
Юридический адрес: 236000, г. Калининград, ул. Соммера, д.12
Юридический статус: Общество с ограниченной ответственностью с 2002г.
ООО «Соло-Декор» является строительной фирмой. Основной целью деятельности Общества является организация рентабельной работы предприятия, и получение прибыли, для развития предприятия, расширения сферы его деятельности и укрепления финансового положения.
Предметом деятельности ООО «Соло-Декор» является выполнение строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ.
Общество осуществляет оперативный бухгалтерский учет, ведет статистическую отчетность в установленном порядке. Проверка финансовой и хозяйственной деятельности предприятия осуществляется финансовыми органами в пределах их компетенции. ООО «Соло-Декор» проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности не реже одного раза в год.
Предприятие ООО “ Соло-Декор ” образовано в 2002 году на основе личных вкладов граждан, форма собственности - частная; основной вид деятельности – монтажно-строительные работы. Производственное оборудование размещено на арендуемых площадях. Имеется обустроенный склад для исходных материалов, инструмента и техники.
Услуги предприятия - ремонтные, строительные и монтажные работы в г. Калининграде и Калининградской области.
ООО «Соло-Декор» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном суде, суде и третейском суде.
ООО «Соло-Декор» имеет круглую печать, иметь штамп и бланки с изображением своего наименования на русском языке, эмблему и товарный знак, а так же прочие атрибуты юридического лица, имеет расчётные и иные счета в банках.
Целью создания и деятельности компании, согласно уставу компании, является извлечение прибыли.
ООО «Соло-Декор» не является крупным предприятием, общая численность работников составляет – 11 человек, в том числе:
- генеральный директор;
- менеджер по закупкам;
- менеджер по рекламе;
- секретарь;
- бухгалтер;
- проектировщики – 2 человека;
- дизайнеры-консультанты – 2 человека;
- обслуживающий персонал – 4 человека.
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.1
Рисунок 2.1. Организационная структура ООО «Соло-Декор»
Функциональные обязанности работников:
Генеральный директор руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов и бизнес-планов). Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами. Обеспечивает разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации. Поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам. Защищает имущественные интересы в суде, арбитраже, органов государственной власти и управления.
Менеджер по закупкам анализирует рыночную и дистрибуторскую системы для определения наличия и потребности в материалах на текущий момент и на будущие периоды. Проводит инвентаризацию, управляет процессом закупки и поставки продуктов и материалов. Определяет себестоимость товаров, формулирует и координирует исполнение политики торговли компании для обеспечения прибыли. Разрабатывает и внедряет операционные, системные и должностные инструкции. Готовит отчет о рыночных условиях и издержках на закупку.
Менеджер по рекламе организует работу по рекламированию выполняемых услуг с целью их продвижения на рынки сбыта, информируя потребителей о преимуществах качества и отличительных свойствах рекламируемых услуг. Разрабатывает планы рекламных мероприятий по группе услуг и определяет затраты на их проведение. Осуществляет выбор форм и методов рекламы в средствах массовой информации, их текстового, цветового и музыкального оформления. Определяет конкретные носители рекламы (газеты, журналы, рекламные ролики) и их оптимальное сочетание. Изучает рынок сбыта и покупательский спрос с целью определения наилучшего времени и места размещения рекламы, масштабов и сроков проведения рекламных кампаний, круга лиц, на которые должна быть направлена реклама. Осуществляет контроль за разработкой правил конкурентной борьбы. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации и расширение внешних связей в целях совершенствования рекламной деятельности.
Проектировщик разрабатывает отдельные разделы (части) проекта. Принимает участие в подготовке заданий на разработку проектных решений. Участвует в сборе исходных данных для проектирования, в решении технических вопросов. Обеспечивает соответствие разрабатываемых проектов и технической документации по проектированию и строительству, а также заданию на их разработку. Осуществляет авторский надзор за строительством проектируемых объектов, консультирует по вопросам, входящим в его компетенцию. Участвует в анализе и обобщении опыта разработки проектов и их реализации в строительстве и на этой основе готовит предложения о целесообразности корректировки принятых проектных решений. Принимает участие в составлении заявок на изобретения, подготовке заключений и отзывов. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
Дизайнер-консультант осуществляет своевременное и качественное выполнение художественно-оформительских работ по заказам подразделений предприятия (клиентов). Разрабатывает эскизы и проекты художественного и технического оформления изданий исходя из информации, полученной от непосредственного руководителя. Консультирует своего непосредственного руководителя или клиента о принципах и вариантах решения поставленных дизайнерских задач. Согласовывает эскизы (проекты) с непосредственным руководителем (клиентом) и подготавливает окончательные макеты информационных изданий. Вносит исправления в проекты художественного и технического оформления. Осуществляет авторский надзор за реализацией художественно-оформительских решений персоналом предприятия.
Бухгалтер выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций. Осуществляет прием и контроль первичной документации и подготавливает их к счетной обработке. Производит начисление и перечисление налогов и сборов, страховых взносов в государственные фонды, платежей в банковские учреждения, заработной платы сотрудникам, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия. Составляет план счетов, формы первичных документов для хозяйственных операций, оформляет и ведет базу данных бухгалтерского учета.
Секретарь осуществляет работу по организационно-техническому обеспечению административно-распорядительной деятельности руководителя. Принимает поступающую на рассмотрение руководителя корреспонденцию, передает в структурные подразделения. Ведет делопроизводство. Принимает документы и личные заявления на подпись руководителя. Подготавливает документы и материалы, необходимые для работы руководителя. Следит за своевременным рассмотрением документов, передаваемых руководителю на подпись, обеспечивает их качественное их редактирование. Организует проведение телефонных переговоров руководителя, записывает в его отсутствие полученную информацию и доводит до его сведения ее содержание. По поручению руководителя составляет письма, запросы, другие документы, готовит ответы авторам писем. Обеспечивает рабочее место руководителя необходимыми средствами организационной техники, канцелярскими принадлежностями, создает условия, способствующие эффективной работе руководителя. Печатает по указанию руководителя служебные материалы, необходимые для его работы или вводит текущую информацию в банк данных. Организует прием посетителей, содействует оперативности рассмотрения просьб и предложений работников.
В штате предприятия на постоянной основе нет персонала строительных специальностей. Данный персонал привлекается к работе на основе трудового договора на срок сдачи объекта. Такая политика предприятия в первую очередь связана со сложившейся сложной экономической ситуацией на рынке строительства.
2.2 Анализ основных экономических и финансовых показателей
Основу материально-технической базы составляют основные средства промышленных предприятий, усовершенствование которых является важнейшим условием повышения качества и конкурентоспособности услуг.
Под структурой основных средств понимается удельный вес отдельных видов основных фондов в общей их стоимости. В зависимости от характера участия в процессе производства основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные. В состав производственных основных фондов включаются средства непосредственно участвующие в отраслях сферы материального производства для получения продукции, товаров и услуг. С основными производственными фондами используются основные непроизводственные фонды, которые служат для получения нематериальных услуг. К ним относятся основные фонды жилищно-коммунального хозяйства и культурно-бытового обслуживания: жилые дома, клубы, школы, бани, прачечные и другие объекты, принадлежащие хозяйству.
Далее рассмотрены состав и структура основных фондов в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Состав и структура основных фондов
в тыс. руб.
Основные фонды | ||||||
всего, тыс. руб. | уд. вес, % | всего, тыс. руб. | уд. вес, % | всего, тыс. руб. | уд. вес, % | |
1. Основные фонды по составу | ||||||
2. Машины и оборудование | 51,35 | 30,08 | 37,41 | |||
3. Здания и сооружения | 2,7 | 0,1 | 1,36 | |||
4. Транспортные средства | 23,25 | 69,18 | 59,07 | |||
5. Другие виды основных фондов | 22,7 | 0,64 | 2,16 |
Как видно из таблицы 2.1 самый большой удельный вес основных фондов, представляют – транспортные средства, главным образом это связано с тем, что организация выполняет всевозможные ремонты сразу в нескольких точках города, поэтому нужна мобильность различных структур организации, которые, заканчивая работу на одном объекте, переезжают на другой вместе со своими инструментами. На втором месте стоят – машины и оборудование, для ремонта без этого не обойтись. Далее следуют – здания и сооружения, удельный вес их очень мал, это объясняется спецификой исследуемой организации, она не занимается капитальным строительством, а только ремонтом, поэтому организация ведет более кочевой образ жизни.
В процессе производства продукции все виды основных фондов изнашиваются, утрачивают свои первоначальные качества. Постепенно они становятся непригодными для дальнейшего использования и нуждаются в замене. По мере изнашивания основных фондов осуществляется процесс перенесения их стоимости на созданный продукт. Износ основных фондов бывает двух видов: физический и моральный.
Таблица 2.2 - Производственная программа по территориальным зонам выполнения работ
в тыс. руб.
ООО " Соло-Декор " | ||||||||
всего, тыс. руб. | уд. вес, | всего, тыс. руб. | уд. вес, | всего, тыс. руб. | уд. вес, | |||
% | % | % | ||||||
1.Выручка от выполненных работ – всего (фактически выполнено за отчетный период) | ||||||||
1.1.По территориям: | ||||||||
г. Калининград | ||||||||
Калининградская обл. | ||||||||
2.План отчетного периода, тыс. руб. | 106,4 | 106,55 | 106,3 | |||||
3.Отклонение от плана(+, -) | -132 | 6,4 | -246 | 6,55 | -226 | 6,3 | ||
4. Порог рентабельности, тыс. руб. | 985,73 | 47,67 | 2965,47 | 3206,36 | 89,7 | |||
Как видно из таблицы 2.2 , план по реализации продукции не довыполнен на 6,4% в 2013г., в 2014г. - на 6,55%, в 2015г. – на 6,3%. Темп ее прироста в 2013г. к 2013г. составил 81,5%. А вот в 2015г. по отношению к 2014г. темп прироста выполненных работ немного сократился на 4,8%.
Анализ производственных затрат, основанный на данных оперативного учета, занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.
Анализ уровня затрат на рубль выполненной работы включает оценку затрат в целом по фирме за анализируемый период (таблица 2.3) .
Таблица 2.3 - Анализ уровня затрат на рубль выполненной работы
Наименование показателей | |||
1. Уровень затрат на рубль продукции по плану на выполненный объем работ по фирме, коп. | |||
2. Уровень затрат на рубль продукции фактически по фирме, коп. | |||
3. Отклонение (экономия «-», перерасход «+») фактического уровня затрат на рубль продукции от планового уровня, коп. | -1 |
Информация о затратах содержится в форме 5 годового бухгалтерского отчета. Там приводятся сведения о затратах на производство в разрезе экономических элементов и в целом по итогу затрат за 2 года (отчетный и аналогичный предыдущий период).
Таблица 2.4 - Структура затрат на выполнение работ
в тыс. руб.
Наименование статей и элементов затрат | ||||||
всего, тыс. руб. | уд. вес, % | всего, тыс. руб. | уд. вес, % | Всего, тыс. руб. | уд. вес, % | |
1. Материалы | 1994,85 | 1834,04 | ||||
2.Оплата труда рабочих | 221,52 | 544,05 | 458,51 | |||
3. Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования | 332,28 | 362,7 | 529,05 | |||
4. Прямые затраты | 1476,8 | 2901,6 | 2821,6 | |||
5. Накладные расходы | 369,2 | 725,4 | 705,4 | |||
6.Затраты на выполнение работ | ||||||
1. Материалы | 1994,85 | 1834,04 | ||||
2.Оплата труда рабочих и ИТР | 369,2 | 797,94 | 705,4 | |||
3. Отчисления на соц. нужды | 184,6 | 362,7 | 352,7 | |||
4.Прочие затраты | 350,74 | 435,24 | 599,59 | |||
5.Амортизация основных фондов | 18,46 | 36,27 | 35,27 | |||
6.Затраты на выполнение работ |
Как видно из таблицы 2.5 большая доля затрат на выполнение работ приходится на материалы – 50%, 55% и 52% соответственно по периодам, как, в принципе, и должно быть, затем на накладные расходы – 20% по всем периодам, из-за сокращения которых можно получить экономический эффект.
Заметным резервом снижения себестоимости СМР при сокращении продолжительности строительства является экономия средств (затрат), расходуемых пропорционально времени осуществления работ. Такого рода издержки сосредоточены главным образом в накладных расходах строительной организации. Подобные затраты принято называть условно-переменными. При сокращении продолжительности строительства их экономия составит:
Эн.р. = Кп Нр (1 – ф / tпл) , (2.1)
где Кп – коэффициент, учитывающий удельный вес условно-переменной части накладных расходов в их общей величине;
Нр – сумма накладных расходов по смете строящегося объекта (комплекса);
ф/tпл – фактическая и плановая продолжительность строительства объекта (комплекса).
Следует провести анализ соотношения постоянных и переменных затрат, а также темп изменения затрат по сравнению с темпом изменения объема продукции, данные которых представлены в таблице 2.5
Таблица 2.5 - Анализ соотношения затрат на выполнение работ
и темп изменения объема продукции и затрат
в тыс. руб.