Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности

Для оценки эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности торгового предприятия чаще всего используют систему показателей. Обоснование необходимости их приме­нения дано в теории множественности целей, основу которой составляет системный подход к описанию предприятия, что предполагает существование в системе иерархии целей и, со­ответственно, критериев их достижения.

Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяй­ственной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планового горизонта, назначением анализа и други­ми параметрами.

При использовании системы экономических показателей торговых предприятий предусматривается применение дедук­тивного метода, т.е. построение некого синтетического пока­зателя, обобщающего результаты хозяйственной деятельности, а затем отбор частных показателей, конкретизирующих состо­яние той или иной стороны деятельности.

В качестве основы для обобщающего показателя рекомен­дуется использовать экономический потенциал торгового пред­приятия — совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, природных и др.), имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта, а также способности его сотрудни­ков и менеджеров к использованию ресурсов в соответствии с целью деятельности предприятия и получением максимально возможного в данных экономических условиях дохода.

Экономический потенциал предприятия, во-первых, опре­деляется реальными возможностями предприятия, причем не только реализованными, но и нереализованными по каким-либо причинам; во-вторых, характеризуется объемом ресурсов и резервов — как вовлеченных, так и не вовлеченных в торго­вую деятельность; в-третьих, определяется способностью ме­неджеров использовать возможности и ресурсы для достиже­ния стратегических целей предприятия.

В связи с этим модель экономического потенциала для тор­говых предприятий можно представить следующим образом: человеческий капитал + основной капитал + оборотный капитал.

Модель экономического потенциала любого предприятия определяется объемом и качеством имеющихся у него ресур­сов: численностью занятых и их профессиональными способ­ностями, основными производственными и непроизводствен­ными фондами, оборотными фондами, материальными запа­сами, финансовыми и нематериальными ресурсами, иннова­ционными и другими способностями. В сумме это образует со­вокупную хозяйственную способность предприятия, которая по сравнению с аналогичными параметрами другого предприятия отражает уровень его конкурентоспособности.

Принцип эффективного применения экономического по­тенциала (Эп) можно представить в следующем формализован­ном виде:

Эп = φ(Рп) – φ(Рв) → 0,

где φ(Рп) — функция потенциальных ресурсов;

φ(Рв) — функция вовлеченных ресурсов.

Практическое использование показателя исходит из допу­щения, что процессы вовлечения ресурсов и повышения эф­фективности хозяйственной деятельности, результатом кото­рой является полученный доход, исчисляемый нами как раз­ность между выручкой, образуемой от реализации товаров и издержками обращения, находятся в прямо пропорциональ­ной зависимости.

Особенность системы показателей оценки качественной де­ятельности торговых предприятий применительно к условиям переходного периода заключается в том, что, с одной стороны, уже не существует столь привычных директивных показателей, а с другой стороны, еще не сложилась система индикативного регулирования экономики, которая помогла бы предприятию сориентироваться во внешних условиях, определить свое мес­то среди других предприятий, оценить адекватность своих эко­номических целей состоянию и перспективам развития потре­бительского рынка. Поэтому предприятия должны самостоятельно создать для себя исходную базу, выделить приоритет­ные показатели, уровень которых будет являться критерием для формирования значений всех остальных взаимосвязанных по­казателей системы.

В качестве составляющих могут использоваться три группы показателей, отражающих:

интересы потребителей;

интересы инвесторов;

финансовую устойчивость предприятия.

В группу показателей, отражающих интересы потребителей входят:

объем товарооборота;

товарная структура товарооборота;

качество обслуживания;

уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги.

В группу показателей, отражающих интересы инвесторов, входят:*

чистая номинальная стоимость активов в расчете на приви­легированную акцию;

чистая номинальная стоимость активов в расчете на обык­новенную акцию;

коэффициенты капитализации, т.е. соотношение стоимос­ти каждого вида ценных бумаг (как правило, привилегирован­ных и обыкновенных акций) в совокупной стоимости ценных бумаг, выпущенных предприятием, избыточного капитала и по­лученной прибыли к распределению;

избыточный капитал;

нераспределенная прибыль;

доход в расчете на обыкновенную акцию;

покрытие дивидендов по привилегированным акциям;

отношение курса акций к доходу.

* Для оценки эффективности крупных торговых фирм, чьи акции котиру­ются на фондовых рынках России, например АО "ГУМ", АО "ЦУМ", реко­мендуется использовать показатели, отражающие результаты торгов акциями в торговой системе страны, а также их привлекательность для инвесторов.

Финансовую устойчивость характеризует система критери­ев для определения удовлетворительности структуры баланса и платежеспособности предприятия, утвержденная постановле­нием Правительства Российской Федерации "О некоторых ме­рах по реализации законодательства о несостоятельности (бан­кротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. № 498, в соответст­вии с которым, как уже упоминалось, к основным показате­лям, характеризующим финансовое положение предприятий, отнесены коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент вос­становления (утраты) платежеспособности.

Формулы их расчета содержатся в Методических положе­ниях по оценке финансового состояния предприятий и уста­новления неудовлетворительной структуры баланса, утвержден­ных распоряжением Федерального управления по делам о не­состоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. № 31-р.

Выделение трех указанных групп показателей, с одной сто­роны, вводит новые показатели, отражающие развивающиеся рыночные отношения, с другой стороны, сохраняет ряд пока­зателей, присущих плановой системе хозяйствования. Но по-

скольку в новой структуре изменяются взаимосвязи как между отдельными показателями, так и между их группами, то изме­няются роль и значение отдельных показателей.

Среди названных показателей наиболее часто применяются:

показатели эффективности использования активов предпри­ятия (Еа) —

Еа = Gm/A, или Еа = Ib/А, или Еа = In/A,

где А — средние совокупные активы предприятия (сумма акти­вов предприятия на начало и конец анализируемого пе­риода, уменьшенная вдвое);

Gm, Ib, In — соответственно валовой доход, прибыль ба­лансовая, прибыль чистая;

показатели эффективности использования ресурсов (Er) —

Er= Gm/C, или Er = Ib/C, или Er = fn/C,

где С — издержки обращения торгового предприятия (затраты);

отношение выручки от продаж (товарооборота) к общим ак­тивам предприятия (ТА)—

ТА = Т/А,

где Т — выручка от продаж (товарооборот);

отношение выручки от продаж (товарооборота) к собствен­ному оборотному капиталу (ТАсо) —

ТАсо = Т/Асо

где Асо — средний собственный оборотный капитал (сумма соб­ственного оборотного капитала предприятия на начало и конец анализируемого периода, уменьшенная вдвое);

отношение прибыли к выручке (Р) —

Р = Gm/T, или Р = Ib/T, или Р = 1п/Т;

отношение прибыли к собственному капиталу (РАо) —

РАо = Gm/Ao, или РАо = Ib/Ao, или РАо = In/Ao,

где Ao — средний собственный капитал (сумма собственного капитала предприятия на начало и конец анализируемого периода, уменьшенная вдвое).

Показатели эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности являются обобщающими параметрами, позволя­ющими качественно и количественно оценить экономическое состояние торгового предприятия.

Глава 13 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ

Понятие, функции, виды, структура, специализация, типизация. Показатели качества розничной торговой сети. Методы размещения розничной торговой сети. Материально-техническая база (МТБ) магазинов. Технико-экономические показатели зданий магазинов. Рабочее место в магазине. Виды помещений (площадей) магазина, технологическая планировка. Дизайн розничного предприятия. Виды торгово-технологического оборудования

Наши рекомендации