Состояние и перспективы развития рынка молочных консервов России и перспективы города Челябинска
Челябинский институт (филиал)
Кафедра Товароведения и экспертизы товаров
Факультет Экономики, управления и права
Специальность 080401 "Товароведение и
экспертиза товаров (в сфере производства
и обращения сельскохозяйственного сырья и
продовольственных товаров)"
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента_Фокина Дарья Евгеньевна___________________
(фамилия, имя, отчество)
____________
(подпись)
на тему «Товароведческие характеристики и экспертиза сухого молока»_______________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Руководитель __к.т.н., доцент______
ученая степень, звание,
____Усова Н.Е_______
фамилия, и., о.,
.
подпись
Челябинск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….…………..
Глава 1 Обзор литературы……………………………………….…………..
1.1 Состояние и перспективы развития рынка молочных консервов России и перспективы города Челябинска………………………………….
1.2 Химический состав и пищевая ценность сухого молока……....
1.3 Факторы, влияющие на потребительские свойства сухого молока………………………………………………………………………….
1.3.1 Влияние основного и вспомогательного сырья на качество сухого молока………………………………………………………………….
1.3.2 Влияние упаковки, условий хранения, транспортирование и другие сохранные факторов на качество сухого молока………………..
1.4 Классификация и характеристика ассортимента сухого молока..
1.5 Дефекты сухого молока, причины их вызывающие и меры предупреждения ………………………………………………………………
1.6 Характеристика показателей безопасности сухого молока…..
Глава 2 Экспериментальная часть…………………………………………..
2.1 Полная характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Монетка» и его материально-техническая база…
2.1.1 Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Монетка»…………………………
2.1.2 Динамика поступления и реализации сухого молока в магазине «Монетка» ……………………………………………………………
2.1.3 Анализ договорных отношений с поставщиками. Краткая характеристика поставщиков ………………………………………………..
2.1.4 Анализ приемки товара по качеству и количеству ………
2.1.5 Анализ условий и сроков хранения сырья для производства сухого молока……………………………………………………………………
2.2 Характеристика ассортимента сухого молока, реализуемого в магазине «Монетка» ……………………………………………………………………..
2.3 Объекты и методы исследований, их характеристика …………….
2.4 Результаты исследований качества сухого молока и их обсуждение……………………………………………………………………..
2.4.1 Результаты органолептической оценки качества………….
2.4.2 Результаты физико-химических показателей………………
Выводы и предложения……………………………………………………….
Список используемых источников…………………………………………..
Приложения:
Приложение А (устав предприятия)………..………………………………
Приложение Б (генеральная доверенность).………………………………
Приложение В (сертификат соответствия)..…… ……………………..…..
Приложение Г (лицензия)………… …………………………………..…...
Приложение Д (договор аренды)…………… ……………..….. …………
Приложение Е ( свидетельство)………… ………………………………… Приложение Ж ( договор поставки)……………………..……..….……….
Приложение З (товарно – транспортная накладная)…………………....
Введение
Актуальность темы. Сухое молоко – порошкообразный растворимый продукт, получаемый путем разнообразных технологий сушки коровьего молока. В течение многих веков люди употребляли молоко в свежем виде, но солдаты и путешественники были лишены этого питательного напитка, так как он абсолютно не выдерживал транспортировки и имел очень маленький срок хранения. Но его производство в промышленных масштабах было налажено лишь в конце XIX века, когда были запатентованы вальцовые сушилки и процесс был поставлен на поток.
Цель курсовой работы. Дать полную товароведную характеристику сухому молоку, провести исследование четырех различных образцов от разных поставщиков, руководствуясь требованиями государственных стандартов.
Задачи исследований:
- Изучить ассортимент сухого молока;
- Изучить пищевую ценность сухого молока;
- Изучить основные дефекты сухого молока;
- Изучить качество сухого молока путем экспертизы;
- Изучить нормативно-технической документации и необходимой литературы;
- Дать характеристику организационно - хозяйственной деятельности ООО « МЕГЕМАРТ-13»;
- Провести сравнительный анализ сухого молока торгового предприятия с требованиями стандартов;
- Сравнить результаты и сделать выводы о соответствии значений показателей исследуемых объектов с ГОСТ и нормативными документами;
- Результаты исследований подробно изучить и на основе их сформулировать вывод и предложения.
Данная курсовая работа состоит из введения, 2 частей (теоретической и экспериментальной), вывода и списка использованных источников. В работе имеются приложения и таблицы.
Глава 1 Обзор литературы
Состояние и перспективы развития рынка молочных консервов России и перспективы города Челябинска
Институтом Аграрного Маркетинга (ИАМ) в октябре 2010 г. подготовлено исследование российского рынка молочных консервов. Благодаря оценке основных особенностей рынка, а также тенденций его развития были спрогнозированы перспективы развития данного сегмента молочного рынка на период до 2012 г.
На протяжении 6 лет (до 2005 г. включительно) в целом по России наблюдалась отчетливая тенденция к увеличению производства молочных консервов.
В дальнейшем в данном сегменте молочного рынка наметилась тенденция к сокращению производства: в 2006 г. выпуск продукции уменьшился на 3,1 % по сравнению с 2005 г.
Десятку лидеров 2006 г. по производству молочных консервов на федеральном уровне представляют следующие регионы России: Белгородская, Смоленская, Орловская, Омская области, Краснодарский край, Тюменская, Курганская, Курская, Кемеровская, Воронежская области.[1]
Суммарная доля этих регионов в общероссийском объеме производства молочно-консервной продукции составляет 80 %.
В настоящее время российский рынок молочных консервов не является зависимым от импортных поставок, более того, доля импортной продукции в общих ресурсах имеет тенденцию к сокращению.
Так, если в 2004 г. российский рынок зависел от импорта на 2 %, то в 2006 г. – лишь на 0,2 %.
Ограничение ввоза молочных консервов из Украины в 2006 г. (доля ввоза которой составляла порядка 95 %) повлияло на изменение структуры стран-поставщиков в общероссийском объеме импорта. В результате структурных изменений упрочились позиции Литвы, Германии и Нидерландов.
За период 2004-2006 гг. было отмечено сокращение общероссийской емкости рынка на 6,9 %, что обусловлено снижением уровня потребления молочных консервов в пересчете на душу населения.[4]
Сокращение розничного потребления консервированной молочной продукции объясняется тем, что если раньше она была одним из немногих доступных молочных десертов, то в настоящее время потребителю предлагается широкий выбор различных видов продукции: муссов, молочно-шоколадных паст, йогуртов, творожков, глазированных сырков и т.п. Кроме того, авторитет этого продукта подрывает невысокое качество продукта.
Что касается промышленного потребления сгущенного молока, то оно, напротив, показывает положительную динамику, благодаря увеличению его использования, в первую очередь, кондитерскими предприятиями.
В связи с тем, что российский рынок молочных консервов является профицитным и объемы собственного производства продукции примерно на 10-15 процентов превышают спрос на нее, то одной из особенностей рынка является увеличение экспорта. За период 2004-2006 гг. объемы вывозимой за пределы РФ молочноконсервной продукции увеличились почти в 2 раза.
В настоящее время большинство молочно-консервных комбинатов России имеют недозагруженные производственные мощности: в 2006 г. среднероссийский показатель использования производственных мощностей составил 66 %.
Недозагрузка производственных мощностей связана, прежде всего, не с их износом, а с недостатком сырья. В этих условиях предприятия, по уже сложившейся традиции (ВБД, Юнимилк и проч.), обзаводятся собственными сырьевыми базами. [3]
Другие добиваются значительных объемов выпуска, нарушая технологии производства и снижая качество продукции.
По результатам проверки качества сгущенного молока в российских розничных магазинах Общенациональной Ассоциацией Генетической Безопасности (ОАГБ) 80 % исследованной продукции не соответствует стандартам качества.
Одной из основных особенностей отрасли в настоящее время является консолидация активов в руках небольшой группы наиболее значимых игроков рынка молочных консервов.
По результатам проведенного ИАМ исследования, максимальные совокупные доли на рынке (порядка 20 %) в настоящее время имеют: ЗАО Торговый Дом "Союзконсервмолоко" (владелец торговой марки "Густияр") и Компания "Эрконпродукт" (торговая марка "Молочная страна").
Лидеры молочного рынка Федерального уровня – Компании "Юнимилк" и "Вимм-Билль-Данн" - в данном сегменте занимают не столь сильные позиции.
Компании "Юнимилк", в состав группы лиц которой входит четыре предприятия выпускающих молочные консервы, принадлежит десятипроцентная доля рынка, Компании "Вимм-Билль-Данн" - всего 3 %.
По мнению экспертов ИАМ, в ближайшей перспективе рынок молочных консервов ожидает дальнейшее разделение среди небольшой группы сильнейших игроков, значительных в строительство новых комбинатов молочных консервов не ожидается, а увеличение конкурентных возможностей будет происходить за счет расширения ассортимента продукции. [12]