Сущность предпринимательской деятельности
Краткий курс лекций по дисциплине
«Организация предпринимательской деятельности»
Лекция 1.
СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предпринимательство -инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица (Энциклопедический словарь предпринимателя./ составитель С.М. Синельников, 1992 с 137-138).
Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке(Гражданский кодекс РФ).
Характерные особенности предпринимательства:
- инициативная деятельность,
- самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений;
- деятельность, связанная с риском;
-это деятельность, осуществляемая лицами (физическими или юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;
- деятельность, направленная на получение прибыли или личного дохода законным путем;
- пути получения прибыли путем продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.
Функции предпринимательской деятельности:
-Общеэкономическая функция проявляется в том, что предприниматели – субъекты рынка, а предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и доведение их до конкретных потребителей. Выражается в увеличении объемов валового внутреннего продукта и национального дохода.
-Ресурсная функция предполагает эффективное использование различных ресурсов (трудовых, природных ресурсов и др.) при осуществлении предпринимательской деятельности.
-Творческо-поисковая функция проявляется в использовании в процессе предпринимательской деятельности новых идей, а также выработкой новых средств и факторов для достижения целей.
-Социальная функция проявляется в возможности каждого дееспособного гражданина быть собственником дела, что способствует поступлению их средств в бюджеты различных уровней; сокращению уровня безработицы, повышению уровня социального положения наемных работников.
-Организаторская функция проявляется в том, что каждый предприниматель самостоятельно принимает решение об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления.
Главная цель предпринимательской деятельности -получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств. Н менее важной целью является - удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона.
Задачи предпринимательской деятельности осуществляются в двух направлениях. Первое направление - это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя;
Второе направление - это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.
Предпринимательская деятельность как система.
Элементы системы: объекты предпринимательства; субъекты предпринимательства; предпринимательская среда.
Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.
Субъекты предпринимательской деятельности: предприниматели (физические или юридические лица, которые осуществляют самостоятельную, связанную с риском деятельность, направленную на получение прибыли и удовлетворяющую определенную потребность в каком-либо товаре); потребители (граждане или организации, учреждения); наемные работники; государственные и муниципальные органы (задача государства заключается в формировании благоприятной среды для развития эффективного и социально ориентированного предпринимательства).
Предпринимательская среда-совокупность условий и факторов, воздействующих на предпринимательскую деятельность и требующих принятия управленческих решений для их устранения или приспособления.
Предпринимательская среда включает: внешнюю среду и внутреннюю среду организации.
Внешняя среда включает:1) микросреду (элементы внешней среды, поддающиеся косвенному воздействию со стороны системы предпринимательства: совокупность поставщиков ресурсов, инвесторов, потребителей продукции, работ, услуг; конкурентов и посредников, с которыми предприниматель вступает в те или иные отношения) и 2) макросреду (совокупность элементов: природных, демографических, экономических, научно-технических, законодательных).
Внутренняя среда – включает широкий круг элементов, представляющих совокупность условий функционирования предпринимательской организации. Элементы внутренней среды: миссия организации; цели и задачи деятельности; выбор направления предпринимательской деятельности; выбор организационно-правовой формы хозяйственной деятельности; персонал.
Предпринимательская деятельность как процесс.
Предпринимательская деятельность-последовательная смена различных состояний или стадий. Выделение стадий необходимо в связи с определением действий, которые должен предпринять предприниматель в целях обеспечения безопасности деятельности.
Первая стадия – подготовительная. Она включает в себя поиск партнеров, подготовку учредительных документов, поиск необходимых ресурсов, разработку бизнес-плана, государственную регистрацию организации.
Вторая стадия – функционирования организации. В зависимости от вида предпринимательской деятельности содержание деятельности на этой стадии в разных организациях различное. Например, для производственного предприятия она включает: предпроизводственный этап (период подготовки производства: закупки и доставки сырья, материалов, топлива, то есть осуществление операций по снабжению производства);собственно производственный этап( использование всех производственных ресурсов и создание готового продукта); послепроизводственный этап (связан с реализацией изготовленной продукции, сбытом).
Третья стадия - прекращение предпринимательской деятельности. Ликвидация фирмы может быть произведена по инициативе учредителей, либо по решению суда.
Лекция 2.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА
Рыночная экономика характеризуется большой неопределенностью, что связано с существующими рисками предпринимательской деятельности, которые зависят от внешних и внутренних факторов, напрямую влияющие на предпринимательскую деятельность. Любая организация существует в тесном единстве с внешним окружением, которое играет большую роль в ее жизни, так как служит источником ресурсов, необходимых для поддержания деятельности. Организация получает сырье, энергию, информацию, человеческие и другие ресурсы из внешней среды, преобразует их в продукты или услуги и передает во внешнюю среду. Она находится в процессе постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность существования и развития.
К основным факторам среды прямого воздействия (микросреда)на предпринимательскую организацию относятся: поставщики; потребители; конкуренты; контактные аудитории.
Поставщиками для фирмы являются организации или другие фирмы, обеспечивающие ее различными ресурсами.
В зависимости от вида ресурса можно выделить поставщиков:
- сырья и материалов, оборудования, энергии;
- капитала;
- трудовых ресурсов.
Потребители формируют рынок сбыта. Существует широко распространенная точка зрения, что подлинная цель предпринимательства - создавать потребителей. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования фирмы зависит от ее способности находить потребителей своих продукции и услуг и удовлетворять их запросы. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества фирм. Последние могут также вести конкурентную борьбу за материальные и трудовые ресурсы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию во многом зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.
Конкуренты — один из наиболее динамичных внешних факторов, влияние которого, невозможно оспаривать. В условиях рынка руководители фирм осознают, что если не удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как это делают конкуренты, то результаты их деятельности могут быть весьма плачевны. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода продукцию, можно продать и какую цену за нее запросить. Выделяют: конкуренцию среди продавцов; конкуренция между товарами; конкуренция среди поставщиков; конкуренция между покупателями.
Контактные аудитории — это внешние силы, которые оказывают непосредственное воздействие на принятие решений фирмы из-за различного рода интересов к ее деятельности. Категорию «контактные аудитории» можно классифицировать следующим образом:государственные учреждения надзора и регулирования предпринимательской деятельности; средства массовой информации; общественные организации; местные контактные аудитории; персонал фирмы.
Важнейшую роль играют государственные институты, регламентирующие деятельность фирм. Так, установление правового статуса фирмы влечет за собой определенный порядок уплаты налогов. Различные органы государственного регулирования уполномочены устанавливать порядок ведения финансовой отчетности, выдавать лицензии, устанавливать таможенные пошлины, режим труда и т.д. Многие фирмы, особенно крупные, создают специальные подразделения по связям с общественностью.
Сотрудники фирмы оказывают непосредственное влияние на ее деятельность и могут как позитивно, так и негативно влиять на достижение поставленных фирмой целей. Поэтому важно обеспечить благоприятные условия для работы персонала фирмы.
Среда косвенного воздействия на предпринимательскую организацию включает в себя факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на функционирование фирмы, но тем не менее сказываются на ее результатах. Эти факторы можно подразделить на: государственно-политические; экономические; социально-демографические; международные; научно-технологические; правовые; экологические.
Политическая ситуация в стране оказывает влияние на экономическую обстановку в целом, так как в известной степени способы управления экономикой есть результат реализации политических целей и задач находящегося у власти правительства. Фактор политической стабильности играет весьма существенную роль как для зарубежных, так и для отечественных фирм.
Не менее существенным является и фактор государственного регулирования предпринимательской деятельности. С одной стороны, государственная поддержка может стимулировать деятельность фирмы (всевозможные виды субсидий, налоговых льгот, кредитов, различных видов юридических услуг), с другой — действия государства могут быть ограничивающими, запрещающими (этими мерами государство обеспечивает производственную безопасность, качество товаров и др.). Это особенно важно подчеркнуть для преодоления сложившегося стереотипа о том, что "рынок сам все расставит по местам". Рыночная экономика использует различные формы и методы регулирования деятельности фирм.
Число экономических факторов, оказывающих влияние на деятельность фирм, столь велико и многообразно, что их невозможно перечислить в полном объеме. Экономическая составляющая макросреды определяет общий уровень экономического развития, рыночных отношений, конкуренции, т. е. экономические условия, в которых работают организации. Ее основные параметры: размер ВНП; темпы инфляции; размер процентной ставки; валютный курс; дефицит бюджета; уровень безработицы; - нормы налогообложения; производительность труда; величина заработной платы.
Изменения этих макроэкономических показателей влияют на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, определяют инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность.
Социально-демографическая среда включает в себя две группы факторов, оказывающих наибольшее воздействие на производственно-хозяйственную деятельность фирм: социокультурные и демографические.
Социокультурная среда, отражающая уровень жизни различных групп населения, включает в себя также стиль жизни, привычки, нравственные и этические нормы, религиозные основы общества. Все эти факторы социально-культурной среды влияют на поведение покупателей и соответственно могут вносить изменения на рынке товаров и услуг за счет роста или снижения спроса на отдельные товары и услуги. Например, пропаганда здорового образа жизни создала большие возможности для фирм, производящих и продающих спортивное снаряжение, одежду для отдыха, но при этом пострадали фирмы, предлагающие табачные изделия.
Особое влияние на деятельность фирм оказывают демографические факторы, хотя они не всегда принимаются во внимание. Любая хозяйственная система должна учитывать структурные изменения демографического развития отдельных регионов и страны в целом.
Среди демографических факторов наиболее важными являются две группы, связанные с изменениями в обществе:
- Изменения численности населения (рост, снижение рождаемости, смертность).
- Изменения в возрастном и половозрастном структурном составе населения.
Тенденции в возрастной и половозрастной структуре должны учитывать предприниматели, производящие и реализующие новые виды (марки) изделий. Темпы рождаемости и связанные с этим социальные меры по защите материнства также могут повлиять на рынок товаров и услуг. Рост численности пенсионеров, одиноких людей ведет к появлению многочисленных фирм, занимающих определенные ниши на рынках оказания услуг бытового обслуживания, оздоровительных мероприятий, отдыха.
Фирмы, стремящиеся к успеху, должны эффективно приспосабливаться к технологическим изменениям и возможно быстрее использовать их для получения преимуществ на конкурентном рынке. Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который активно воздействует на предпринимательство, например, в области компьютеризации, информационных технологий и т.д. Причем, новые технологии могут привести как к повышению конкурентоспособности, так и ее снижению, если большего успеха в их разработке и применении добился конкурент.
Правовая составляющая включает законы и правовые акты, устанавливающие допустимые нормы взаимоотношений, права, ответственность, обязанности организаций, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и методы защиты интересов.
От знания и соблюдения принятых законов и правовых норм зависит правильность заключения и выполнения контрактов, законность деловых операций, возможность решения спорных и других вопросов, связанных с деятельностью организации, которая осуществляется в рамках существующего законодательства. Особая роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит федеральным законам, на основе которых осуществляется не только косвенное, но и прямое регулирование. Важная роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит таким высшим государственным органам, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, а также Конституционный, Арбитражный и Верховный суды РФ, Генеральная прокуратура РФ и ее органы в субъектах РФ, другим правоохранительным органам, а также Федеральным министерствам: по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, финансов, экономического развития и торговли, юстиции и др.
Основные характеристики факторов внешней среды. Независимо от того, к какому уровню внешней среды - прямого или косвенного воздействия - относится тот или иной фактор внешней среды, можно выделить четыре основные сущностные их характеристики:
1) взаимосвязанность;
2) сложность;
3) подвижность;
4) неопределенность;
5) экологичность.
Взаимосвязанность факторов внешней среды - это взаимовлияние различных факторов в процессе функционирования фирмы. В качестве примера этого взаимовлияния можно назвать рост таможенных пошлин, который влечет за собой рост цен; рост цен на нефть, газ, электричество влечет за собой повышение цен почти на все товары и т.д.
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, которые могут оказать существенное влияние на хозяйственную деятельность фирмы и на которые фирма обязана реагировать. Если, например, фирма имеет многочисленных конкурентов, сложную систему поставок и ускоренно проводит технологические изменения, можно утверждать, что эта фирма находится в более сложном положении, чем фирма, имеющая лишь нескольких поставщиков, нескольких конкурентов и работающая при замедленном изменении технологии.
Подвижность внешней среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении фирмы. Многие исследователи указывают, что окружение современных предприятий и фирм изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть фирмы, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Быстрые изменения происходят, например, в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство традиционных строительных материалов, первичную переработку продукции сельского хозяйства. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений фирмы и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения; с другой стороны, производственный отдел может функционировать в относительно медленно изменяющейся среде, характеризующейся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. Учитывая сложность функционирования в условиях высоко-подвижной среды, фирмы и их подразделения должны опираться на весьма разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.
Экологичность внешней среды определяется:
- во-первых, переход к измерению бытия человека не с точки зрения лишь удовлетворения его возрастающих материальных потребностей, а с точки зрения «природного» бытия. То есть исходным моментом для начала любой хозяйственной деятельности организации должно стать обращение к своему ноосферному окружению с задачей сохранения равновесия биосферы как необходимого и достаточного условия выживания человека.;
- во-вторых, предстоит переход от свободного к более управляемому рыночному механизму хозяйствования. Суть данного признака состоит не в том, чтобы отказываться от права частной инициативы, а в том, чтобы перейти к таким рыночным отношениям, когда наравне со свободой в производственно-хозяйственной деятельности товаропроизводителей действуют рыночные механизмы, учитывающие природный фактор;
- в-третьих, внешняя среда предприятия должна рассматриваться не только как источник ресурсов для поколения людей, сегодня живущих на Земле, но и как природно-ресурсный потенциал для будущих поколений.
- Неопределенность внешней среды определяется количеством информации, которой располагает фирма по поводу конкретного фактора, а также уверенностью в достоверности этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, внешняя среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда есть основания считать информацию высоконадежной. Поскольку сфера предпринимательства, товарные рынки становятся все более глобальными и требуется больше и больше разнообразной информации, то уверенность в ее точности снижается. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Обстановка, с которой сталкиваются организации, не одинакова, поэтому ей соответствуют различные уровни неопределенности, которые могут быть классифицированы на основе анализа двух характеристик:
-степени простоты или сложности обстановки;
-степени стабильности или нестабильности (динамичности) событий.
Неопределенность внешней обстановки возрастает с увеличением динамичности или же с усложнением ее условий. Степень динамичности внешней среды определяется темпом и частотой изменений.