Фискальная политика и ее виды
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика включает в себя совокупность финансовых мероприятий государства для воздействия на экономику с помощью регулирования (изменения) доходов и расходов государственного бюджета.
Основными целями фискальной политики являются:
· сглаживание колебаний экономического цикла;
· обеспечение стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
· стабилизация темпов экономического роста;
· достижение полной занятости экономических ресурсов;
· поддержание стабильных цен;
· достижение активного платежного баланса.
Инструментами фискальной политики являются: расходы и доходы госбюджета, т.е. госзакупки, налоги и трансферты
Фискальная политика, проводимая государством в лице правительства, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос, и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены.
В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышательное воздействие на совокупный спрос. Увеличение налогов и сокращение государственных расходов наоборот уменьшает совокупный спрос. В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост.
Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения величины налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП с мультипликативным эффектом. При этом, если мультипликатор государственных закупок равен мультипликатору инвестиций и представляет собой величину, обратную предельной склонности к сбережению, то налоговый мультипликатор зависит от соотношения, в котором располагаемый доход делится между потреблением и сбережениями. Если налоги и правительственные расходы изменяются на одинаковую величину, то ВНП изменится на ту же величину. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.
По характеру действия инструментов фискального регулирования различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) политику.
Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное целенаправленное маневрирование (манипулирование) правительством налогами и государственными расходами путем принятия специальных решений в целях воздействия на реальный объем национального производства, уровень занятости темп инфляции и ускорения экономического роста. К дискреционной политике относят: решения о принятии или отмене определенных видов налогов, изменения налоговых ставок, осуществление программ занятости и других социальных программ, индексацию доходов и т п.
Недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих автоматическое (т.е. независимое от принятия решений правительством) увеличение поступлений в государственный бюджет в период роста экономики, и автоматическое сокращение данных поступлений в период спада. Ведь правительство определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений.
Встроенные стабилизаторы – это автоматические изменения налоговых поступлений и трансфертных платежей, главные из которых – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. Встроенные стабилизаторы работают в обоих направлениях - и в сторону повышения, и в сторону понижения.
В фазе подъема экономики по мере увеличения объема национального производства, налоговые поступления возрастают, особенно если в экономике действует прогрессивная система налогообложения. При спаде экономики налоговые поступления в бюджет сокращаются, а интенсивность потоков трансфертных платежей увеличиваются.
Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, фонд занятости не расходуется и оказывает сдерживающее влияние на совокупный спрос, в период низкой занятости выплаты безработным увеличиваются, поддерживая потребление и смягчая падение производства.
В отличие от дискреционной фискальной политики, которая предполагает целенаправленное действие правительства при изменении экономической ситуации, с целью достижения стабилизационного эффекта, недискркционная фискальная политика предполагает гибкое изменение интенсивности налоговых поступлений и потоков трансфертных платежей в зависимости от постоянно меняющейся под влиянием циклических колебаний экономической ситуации.
Данная гибкая система регулирования налоговых поступлений и трансфертных платежей оказывает стабилизирующее воздействие на совокупный спрос и на экономику в целом.
Однако, встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину.
Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:
· наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
· рост административных издержек;
· пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов – популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры).
Тем не менее, максимально разумное сочетание автоматической и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей дискреционная фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер.
Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада. Она направлена на расширение совокупного спроса и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится возникновение или увеличение бюджетного дефицита.
Сдерживающая фискальная политика проводится в период перегрева экономики и развития инфляции и предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов. Следствием проведения сдерживающей фискальной политики становится появление бюджетного излишка. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.
При проведении фискальной политики упор может делаться либо на изменение расходов, либо на изменение налогов. Выбор основного инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. При «либеральном» курсе, предполагающем широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, предпочтение отдается правительственным расходам, если это «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыночный механизм, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги.
Хотя фискальная политика является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны следующие негативные моменты:
· фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде;
· возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности, и другими целями, стоящими перед обществом (оборона, экология, социальные проблемы);
· наличие «эффекта запаздывания» (требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику).
Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.