Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Легион. ЕГЭ-2017. Вариант 2.
Часть 1.
Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Общественные отношения
ТИПЫ | ПРИЗНАКИ |
………………….. | Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него |
духовные | Формируются предварительно проходя через сознание людей, определяются их принципами, убеждениями, ценностями |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Мировоззрение, знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы
3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические факторы развития эволюции человека».
1) прямохождение 2) коллективизм 3) развитие руки 4) труд 5) членораздельная 6) большой развитый мозг
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Человек может стать личностью, не вступая в общественные отношения
2) Биологическая природа человека – это условие существования, а социальная – сущность человека.
3) Социальная сущность человека проявляется через такие его свойства, как способность и готовность к общественно-полезному труду, сознание и разум, свободу и ответственность
4) Биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
5) Социальная сущность человека проявляется через такие свойства как обладание кровеносной, мышечной, нервной системой.
5. Установите соответствие между факторами роста и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФАКТОРЫ РОСТА
А) повышение квалификации работников Б) расширение масштабов использования ресурсов
В) простое расширение производства Г) рациональное распределение ресурсов
Д) внедрение качественно новой техники
ПОНЯТИЯ
1) Экстенсивный 2) интенсивный
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
6. В стране П. действует избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший большинство голосов. Найдите в приведенном ниже списке характеристики системы, подтверждающие, что это мажоритарная система, и запишите — цифры,под которыми они указаны.
1) создается единый избирательный округ
2) создаются много избирательных округа
3) возможно проведение второго тура голосования.
4) голосование проводится по партийным спискам
5) победитель определяется по наибольшему числу набранных голосов
6) все голоса суммируются, а места распределяются пропорционально процентам
7. Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите — цифры,под которыми они указаны.
1) Практически полная занятость населения
2) Безкризисное, нецикличное развитие
3) Высокая предпринимательская активность и трудовая мобильность населения
4) Нестабильность развития ( кризисы, инфляция)
5) Отсутствие полной занятости и стабильности цен
8. Установите соответствие между смысловым содержанием понятия и самим понятием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ
А) обращение ко всем членам общества Б) способность обязать всех исполнять решения
В) обращение от имени всего общества Г) законная монополия на применение насилия
Д) формально-юридическая законность
ПОНЯТИЕ
1) легальность 2) суверенитет 3) публичность
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
9. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке ( по контракту). Воинская обязанность граждан предусматривает воинский учет, подготовку к военной службе, прохождение военной службы по призыву. Найдите в приведенном списке иные обязанности граждан, связанные с прохождением военной службы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) пребывание в запасе 2) альтернативная гражданская служба
3) служба в муниципальной милиции 4) служба во вневедомственной охране
5) прохождение военных сборов в период пребывания в запасе
6) призыв в период мобилизации , военного положения и в военное время.
10. На графике изображено изменение предложение на мировом рынке нефти: кривая предложения S переместилась в положение S1. (На графике Р — цена товара, Q — количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры,под которыми они указаны.
1) страны, добывающие нефть, сокращают объем поставок этого товара на рынок
2) увеличились затраты на добычу и транспортировку нефти
3) страны, добывающие нефть, наращивают объем поставок этого товара на рынок
4) из-за кризиса сократилось потребление нефти в промышленности
5) промышленность ведущих стран находится на подъеме
11. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры,под которыми они указаны.
1) В доиндустриальном обществе восходящая мобильность была невелика.
2) Тоталитарные режимы могут создавать значительные препятствия для социальных перемещений.
3) В период экономического подъема господствует нисходящая социальная мобильность
4) В демократическом обществе большинство статусов являются предписанными
5) В индустриальном обществе прежде всего ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус.
12. В ходе социологического опроса жителям региона М. страны Л. Задавали вопрос: «Что должна давать школа выпускнику?» Полученные результаты (в % от числа опрощенных) представлены в виде гистограммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры,под которыми они указаны.
1) Респонденты всех уровней считают, что приоритетным итогом является гарантия поступления в вуз
2) Среди опрошенных всех возрастов преобладает мнение, что школа должна давать знания
3) Доля 20-29 летних опрошенных, среди тех, кто отдает предпочтение воспитанию как основному итогу обучения, выше доли 30-39 летних опрошенных, придерживающихся того же мнения.
4) Доля граждан в возрасте 40-50 среди тех, кто главным итогом работы считает знания, выше доли 30-39 летних опрошенных, придерживающихся того же мнения.
5) Большинство 40-50 летних опрошенных уверены, что основным итогом должен быть высокий уровень воспитания выпускников.
13. Выберите верные суждения о проведении выборов по мажоритарной системе в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Создается множество избирательных округов
2) Создается один избирательный округ
3) Голосование идет по партийным спискам
4) Избиратели голосуют за конкретного кандидата
5) победитель определяется по большинству голосов
14. Установите соответствие между характеристиками и элементами норм права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) связывает норму права и обстоятельства применения
Б) содержит дозволение , обязывание или запрет для субъекта, которому адресована правовая норма
В) указывает на правовые последствия несоблюдения требований правовой нормы
Г) мера государственного принуждения и способа обеспечения правового воздействия
Д) раскрывает условия , при наличии которых возможно действие данной нормы
ЭЛЕМЕНТЫ
1) Гипотеза 2) диспозиция 3) санкция
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
15. Что из перечисленного ниже включает в себя понятие «государственный суверенитет»? Запишите цифры. под которыми они указаны.
1) верховенство решений правительства во внутренней политике
2) независимость внешней политики от воли других стран
3) признание части своих владений спорными территориями
4) приоритет международных законов над законами своей страны
5) наличие национальной политической элиты
6) полный контроль над всей территорией страны и территориальными водами
16. Что из перечисленного ниже относится к основам конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) президентская республика 2) унитарное государство
3) демократическое государство 4) правовое государство
5) федеративное государство
17.Выберите верные суждения об отраслях права и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К отраслям частного права относится предпринимательское, гражданское и семейное право
2) К отраслям публичного права относится конституционное, административное, уголовное право
3) В отраслях публичного права государство не обладает властными полномочиями по отношению к другим участникам правоотношений.
4) Частное право – это совокупность норм права , защищающих интересы лица, по отношению к другим лицам
5) Ядро частного права составляет административное право
18. Установите соответствие между социальными институтами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
А) семья Б) армия В) образование Г) церковь Д) парламентаризм
ФУНКЦИЯ
1) Закрепление определенных отношений внутри общества в качестве обязательных
2) Организованная передача социального опыта в виде знаний, умений , навыков.
3) Экономическая , воспитательная , репродуктивная, социально-статусная функции
4) Обеспечение безопасности
5) Определяет взгляды на мир, предлагает утешение и смирение, приобщает к культурным ценностям
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
19. Работник В. Нашел новую работу по специальности и решил досрочно расторгнуть трудовой договор с фирмой. Директор подписал заявление об увольнении.Запишите цифры,под которыми указаны основания для прекращения трудового договора в данном случае..
1) расторжение трудового договора по инициативе работодателя
2) собственное желание работника
3) соглашение сторон
4) прекращение трудовых правоотношений
5) инициатива работника
6) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«………..(А) – ведущий финансовый документ. Это основной финансовый план государства на финансовый год. Он имеет силу ………….(Б) после его утверждения …………..(В).После этого документ является главным средством перераспределения ……………(Г) и валового внутреннего продукта. Важнейшие его задачи – это реализация социальной политики и укрепление ………..(Д) России. ……………(Е) РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) Закон 2) Бюджетный кодекс 3) обороноспособность 4) Гражданский кодекс 5) национальный доход
6) Правительство РФ 7) федеральный бюджет России 8) частный сектор экономики
9) Федеральное Собрание
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Право на судебную защиту в современном его значении - возможность каждого защищать свои права, свободы и законные интересы с помощью суда. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в своих решениях, что право на судебную защиту предполагает охрану прав не только от произвольной неправомерной деятельности законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений самого суда. Иначе говоря, конституционное право на судебную защиту есть право на защиту действительно нарушенных или неправомерно оспариваемых прав и свобод с помощью суда, право на правосудие, которое по своей сути предполагает эффективное восстановление в правах и несовместимо с ошибочной деятельностью самого суда.
Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Только суд как орган государственной ( судебной ) власти, ка орган правосудия по смыслу соответствующих конституционных положений уполномочен осуществлять судебную защиту прав.
По гражданским делам в качестве управомоченного субъекта в комплексе таких правоотношений выступают лица, участвующие в деле, а в качестве обязанного лица от имени государства выступает суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а в случае принудительного исполнения судебного решения и служба судебных приставов, являющаяся структурным подразделением Министерства юстиции РФ, деятельность соответствующей службы не является правосудием, но обусловлена им, поскольку судебный пристав-исполнитель, принудительно исполняя судебный акт, завершает реализацию права на судебную защиту.
В гражданском и арбитражном процессе вопрос о защите прав перед судом в исковом производстве ставит истец, в других производствах заявитель. Однако цель защиты прав при осуществлении правосудия по гражданским делам распространяется не только на инициаторов судопроизводства, но также на других лиц, участвующих в деле.
Право на судебную защиту предполагает защиту от ошибочных решений самого суда, что обеспечивается возможностью пересмотра дела вышестоящим судом, которая в тех или иных формах ( с учетом возможностей каждого вида судопроизводства) должна быть обеспечена государством. Конституционный суд в своих решениях неоднократно указывал, что отсутствие возможности пересмотра ошибочного судебного акта умаляет и ограничивает право на судебную защиту. Таким образом, конституционное право на судебную защиту есть гарантированное государством право каждого в установленном порядке требовать от суда как от органа правосудия обеспечения субъективных прав посредством рассмотрения и разрешения своего дела в зависимости от его судебной подведомственности в конституционном, гражданском, административном или уголовном судопроизводстве».
(Е. И. Козлов) .
21. Какое определение права на судебную защиту приведено автором? Как в тексте объясняется положение о смысловом значении «права на правосудие»?
22. Назовите судебные процессы, в ходе которых в РФ осуществляется судопроизводство. Используя обществоведческие знания, укажите, какой судебный орган осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов.
23. Какие три субъекта управомочены выступать по гражданским делам от имени государства? Используя текст факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример, когда в качестве управомоченного субъекта в комплексе таких правоотношений выступают лица, действующие от своего имени.
24. Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что Конституция РФ «гарантирует право на судебную защиту».
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества» (ПСО)? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре ПСО, и одно предложение, раскрывающее любую из функций ПСО.
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания для расторжения брака в судебном порядке, предусмотренные Семейным кодексом РФ.
27. Известна средневековая поговорка «Однажды крестьянин- навсегда крестьянин». Какая сфера общественной жизни нашла свое отражение в этой поговорке? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этой поговоркой? Используя обществоведческие знания, укажите три любые критерия стратификации современного общества.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налог как один из источников доходов государства. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1-29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы) при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1. Философия. «Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса и озверению низшего». А. Арнолд.
29.2. Экономика. «Конкуренция – это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов». Ф. фон Хайек
29.3. Социальная психология, социология. «Общественное мнение всегда щадит ястреба и карает цыпленка». Ювенал
29.4. Политология. «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятельна следующее поколение». У. Черчилль.
29.5. Правоведение. «Закон должен быть краток, чтобы его легко запомнили и люди несведущие» Сенека.