Тема 6. Приоритеты научно-технической деятельности.
Основные вопросы:
1. Стратегическая цель перспективного планирования.
2. Методология выбора приоритетов научно-технической деятельности в Республике Беларусь.
3. Механизм ранжирования макротехнологий по уровню приоритетности.
1. Значимость рассмотренных выше методов перспективного планирования экономического развития, основанного на использовании результатов НТП, обусловлена тем, что в условиях глобализации мировой экономики политика натурализации народного хозяйства или расширения рынков сбыта за счет простой диверсификации производства уже не может рассматриваться в качестве фактора конкурентоспособности. В силу более низкой рентабельности она уступает место технико-технологической специализации в купе с кооперацией, позволяющей даже малым странам и отдельным предприятиям занимать лидирующие позиции на мировых рынках благодаря создаваемым ими инновационным преимуществам. Если же субъект международных экономических отношений не найдет для себя таких технологических ниш, то он будет вынужден довольствоваться ролью рыночного аутсайдера и, соответственно, меньшими объемами получаемой прибыли.
Таким образом ресурсной предпосылкой экономического роста сегодня является не просто приобщение к новой технике и технологиям, а технологическое лидерство, пусть и локальное, но обеспечивающее получение инновационной ренты, в первую очередь, в период освоения радикальных нововведений.
Адекватна по этому вопросу и известная позиция бизнеса, согласно которой стратегически необходимо делать ставку на то, где ты сильнее других, в чём ты выгодно отличаешься и имеешь конкретные преимущества. И не стоит пытаться начинать своё дело в той области, в которой ты заведомо слабее. То есть ты должен функционировать в зоне своей максимальной компетенции.
Отсюда с очевидностью следует, что экономическое развитие сегодня должно идти по приоритетным направлениям, на которых за счет кумулятивного эффекта, создаваемого в результате концентрации стратегических ресурсов на отдельных направлениях, может быть обеспечен наиболее высокий уровень рентабельности. Это становится сегодня важнейшей составляющей инновационной политики, проводимой как на государственном, так и на корпоративном уровне. От ее реализации все в большей степени зависят и экономический рост, и конкурентоспособность субъектов хозяйствования, и научно-технологическая безопасность страны в условиях глобализирующегося мира [1].
Таким образом, если определить главную задачу стратегического планирования в качестве обеспечения роста конкурентоспособности объекта исследования (страны или организации), то стратегическая цель перспективного планирования будет состоять в научном обосновании приоритетных направлений экономического развития, способных эту задачу решить. А если принять во внимание, что, как уже было сказано ранее, эксперты ООН фактически ставят знак равенства между факторами роста конкурентоспособности и инновационного развития, то можно сделать вывод, что этими приоритетами на макроуровне являются приоритетные направления научно-технической деятельности, а на микроуровне – инновационные векторы стратегической альтернативы.
Структурно-функциональная схема перспективного планирования инновационного развития предприятия схематически представлена на рисунке 3. Из ее анализа следует вывод, что инновационная компонента перспективного планированияна микроуровнереализуется в рамках подготовки общего стратегического плана развития предприятия.
На макроуровнеданное исследование носит более сложный и комплексный характер. Его стратегическая цель состоит в том, чтобы выбрать оптимальное число технологических направлений, отвечающих реальным возможностям и перспективам развития страны, сконцентрировать на них основные ресурсы государства и создать тем самым эффективный механизм для обеспечения устойчивого экономического роста. Рассмотрим методологические подходы, используемые при его проведении.
В развитых странах мира научно-технические приоритеты имеют многоуровневую систему. Высший ранг в ней принадлежит целям и задачам политической и социально-экономической направленности. К политическим целям в странах ОЭСР относят то, что мы скорее назвали бы критериальной базой в иерархической структуре приоритетов. Это: экономический рост, конкурентоспособность производства, занятость для высококвалифицированной рабочей силы. Социально-экономические цели определяют стратегические направления развития общества и экономики, К ним чаще всего относят: укрепление здоровья человека; охрану окружающей среды, использование природных ресурсов, производственные технологии, инновации в третичном секторе экономики и др.
.
На их основе разрабатываются собственно цели научно-технического развития, трансфомирующиеся потом в основные направления государственной научно-технической политики. В зависимости от подходов, принятых при формировании национальной инновационной системы, последние существенно отличаются друг от друга в разных странах.
Если главный вектор научно-технических приоритетов ориентируют на производство, распределение и использование знаний, то их стратегической целью становится:
· государственная поддержка фундаментальных исследований;
· трансфер технологий;
· инновационная ориентация высшего образования;
· подготовка кадров высшей квалификации;
· международное научно-техническое сотрудничество;
· технопарковая деятельность;
· содействие созданию и деятельности малых научно-инновационных предприятий
При ориентации же на классическую индустриальную политику стимулируется развитие либо:
а) конкретных секторов экономики, её крупных интегрированных производств – это секторальные программы и проекты, либо
б) отдельных технологических областей таких, например, как: ИТК, биотехнологий, производства новых видов энергии и материалов, экологозащитных технологий и др.- это дисциплинарный подход.
В обобщенном виде структура приоритетов научно-технической деятельности, принятая в странах ОЭСР, представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Структура приоритетов научно-технической деятельности в ОЭСР.
2. Наибольший научно-практический опыт по выбору макроэкономических приоритетов научно-технической деятельности среди стран СНГ накоплен в Республике Беларусь, благодаря комплексным исследованиям проведенным в Институте экономики НАН Беларуси в десятые годы текущего столетия. Обратимся к этому опыту.
Исходя из реальных возможностей экономического и инновационного
потенциала Беларуси, в основу выбора ее национальных приоритетов научно-технической деятельности теоретически положен не масштабный поиск технологий будущего, а производственная специализация страны в мировом разделении труда, основанная на кумулятивном развитии ограниченного числа действующих в ней макротехнологий (см. ниже). Безусловно, формирование высокотехнологичного сектора экономики является одним из главных приоритетов национальной инновационной политики. Однако оно не стало самоцелью среднесрочного развития. В качестве главной задачи рассматривалось определение потребностей национальной экономики в современных научно-технических продуктах, а также возможности отечественной науки в их разработке и адаптации.
Без учета граничных условий высшего порядка (социально-эконо-мических и политических целей), формально детерминирующих содержание и процедуру выбора приоритетов научно-технической деятельности, структура последних, принятая в Беларуси, включает в себя два предполагаемо взаимосвязанных уровня.
На республиканском уровне выделяются общенациональные приоритетные направления научно-технической деятельности, которые должны стать для экономики страны базовыми отраслями, центрами и высоких технологий завтрашнего дня. В действующем варианте они выглядят следующим образом [2]:
· энергетика и энергосбережение;
· агропромышленные технологии и производства;
· промышленные и строительные технологии и производства;
· медицина, медицинская техника и технологии, фармация;
· химические технологии, нанотехнологии и биотехнологии;
· информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии;
· новые материалы;
· рациональное природопользование, ресурсосбережение и защита от чрезвычайных ситуаций;
· обороноспособность и национальная безопасность.
Очевидно, что в силу своей эклектичности, неравнозначности и декларативности, данный перечень приоритетных направлений не соответствует своему целевому и, безусловно, весьма важному назначению. Причина здесь состоит только в том, что их выбор основывался на волюнтаристских, а не научно обоснованных, как того требует экономическая логика, началах. В результате он даже не коррелируется с отраслевым уровнем, отражающим, кстати говоря, сложившуюся структуру народного хозяйства и ее дальнейшее развитие в видении формирующих ее министерств.
Теоретически отраслевой уровень представляет собой совокупность трех взаимообусловленных составляющих (рисунок 5.):
· приоритетных макротехнологий - крупных интегрированных производств, технологических кластеров, определяющих производственную специализацию страны в системе мирохозяйственных связей и перспективы её развития;
· критических технологий – производственных технологий, создающих возможность реализации приоритетных макротехнологий и формирующих технические характеристики и качественный уровень производимой в их рамках продукции;
· приоритетных научных исследований, направленных на разработку и обслуживание критических технологий, комплексно обеспечивающих эффективное функционирование действующих и формирование будущих приоритетных макротехнологий.
Как следует из представленной схемы, макротехнологии делятся на отраслевые (автомобилестроение, приборостроение, животноводство, растениеводство) и межотраслевые (нанотехнологии, ИТК, биотехнологии, производство новых материалов). Тогда под отраслевой макротехнологией следует понимать совокупность технологических процессов, знаний и производственных возможностей по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами. Под межотраслевой – интегральную технологию, лежащую в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции, способствующую развитию многих производственных отраслей и прямо не связанную с каким-либо видом конечных технических систем.
Соответственно, в зависимости от принадлежности к какому либо виду макротехнологий, определяется и понятие критических технологий. Они делятся на эндогенные, позволяющие реализовать отраслевые макротехнологии, и экзогенные, формирующие межотраслевые макротехнологии.
Неотъемлемой частью системы приоритетов является ее научная составляющая, так как только она обеспечивает максимальную эффективность инновационного развития. Это предполагает прямую корреляцию между критическими технологиями и направлениями НИОКР, проводимыми в научной сфере. Исходя из сделанной посылки, приоритеты научных исследований представляют собой совокупность: а) ориентированных фундаментальных исследований, прикладных исследований и опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, направленных на научное обеспечение критических технологий, относящихся к действующим приоритетным макротехнологиям, и б) концептуальных фундаментальных исследований, нацеленных на создание будущих базовых макротехнологий. Именно такая схема обеспечивает необходимую последовательность в эволюционном развитии экономики, детерминируемым научно-техническим прогресс
Рисунок 5. Структура приоритетов научно-технической деятельности в Республике Беларусь
3. В результате проведенного выбора приоритетными для страны должны стать те макротехнологии, которые будут наиболее конкурентоспособны на мировых рынках в среднесрочной перспективе и смогут обеспечить ей максимальные темпы экономического роста. Их приоритетность должна определяться путем научно обоснованного ранжирования действующих макротехнологий, которое, в свою очередь, предполагает использование специальной системы критериев и показателей, дающих им качественную и количественную характеристику.
Критерии в этом случае будут предназначены для разносторонней качественной оценки и позиционирования макротехнологий на мегаэкономическом уровне. Расширенная же трактовка их содержания должна достигаться посредством использования технико-экономических показателей, количественно характеризующих уже сами критерии (таблица 2.).
Как следует из представленной таблицы, все критерии и их показатели делятся на четыре экономических блока.
Первый из них отражает эффект масштаба макротехнологии, определяет ее значимость для национальной экономики, характеризует с позиции глобальной конкурентоспособности.
Второй – определяет уровень развития ее производственно-техно-логической базы;
Третий – дает оценку конкурентоспособности выпускаемой продукции;
Четвертый – оценивает экологическую безопасность производства и созданные на нем условия труда, уровень его интеллектуализации.
Таким образом, каждый из первых трех блоков оценивает со своей стороны уровень конкурентоспособности макротехнологии, формируя тем самым ее интегральную характеристику, отвечающую, с точки зрения целостности, главному требованию – достаточности. Четвертый блок вносит в оценку макротехнологии гуманизационную составляющую, отражающую постиндустриальную направленность современного этапа научно-техничес-кого прогресса.
Учитывая тот факт, что значения отдельных показателей имеют разные по величине масштабы исчисления, они должны быть нормализованы, то есть приведены к сопоставимому виду. Механизм нормализации определяется головной организацией – разработчиком методологии исследования (это может быть один из профильных НИИ, назначенный заказчиком). Так, например, нормализованное значение показателя может быть получено путем деления его номинальной величины на среднестатистическую, рассчитанную для группы стран мировых лидеров в инновационном развитии. Касательно показателей четвертого блока – это может быть соотношение содержания вредных веществ в выбросах с их предельно допустимой концентрацией, при этом его значение может быть отрицательным.
Блок | Критерии | Значимость | Показатели | |
К1 | К2 | |||
Масштаб производства | Потенциал рынка | 10 - 15 | 0,3 | Доля добавленной стоимости в ВВП |
0,5 | Доля чистого экспорта в торговом балансе | |||
0,2 | Уровень мультипликативности | |||
Потенциал развития | 10 - 15 | 0,4 | Прогнозная динамика роста продаж | |
0,4 | Прогнозная динамика роста чистого экспорта | |||
0,2 | Прогнозная динамика экспорта капитала | |||
Конкурентоспособность производственной базы | Технологические возможности оборудования | 8 -12 | 0,5 | Технологический уклад производства |
0,4 | Доля прогрессивного оборудования | |||
0,1 | Износ основных средств | |||
Экономическая эффективность производства | 6 - 8 | 0,4 | Доля добавленной стоимости в выпуске | |
0,4 | Производительность труда | |||
0,2 | Энергоемкость производства | |||
Конкурентоспособность производимой продукции | Технологичность и новизна | 8 - 12 | 0,3 | Доля высокотехнологичной продукции в экспорте |
0,3 | Наукоемкость продукции | |||
0,4 | Доля инновационной продукции в выпуске | |||
Ценообразующие факторы | 6 - 8 | 0,3 | Удельные затраты на технологические инновации | |
0,5 | Ценовой диапазон по критериям качества | |||
0,2 | Доля реализация в собственных товаропроводящих сетях | |||
Социальная направленность | Экологическая безопасность | 4 - 6 | 0,6 | Содержание загрязняющих веществ выбросах |
0,4 | Доля вредных производств | |||
Условия труда | 4 - 6 | 0,5 | Доля ручного труда | |
0,5 | Образовательный уровень работников |
Таблица 2. Схема ранжирования макротехнологий по уровню приоритетности.
Очевидно, что важность отдельных критериев для оценки приоритетности макротехнологий, а показателей – для определения численных значений самих критериев неравнозначна. Поэтому при расчете их итоговой величины вводятся определяемые с помощью независимой экспертной оценки соответствующие коэффициенты значимости.
Примерные значения таких коэффициентов (принятые в Методике выбора приоритетов научно-технической деятельности, разработанной Институтом экономики НАН Беларуси по заказу Государственного комитета по науке и технологиям) приведены в таблице 2. Здесь следует отметить, что несмотря на то, что их окончательная величина определяется экспертами, диапазон ее значений для критериев (К1) во избежание грубых системных искажений также задается головной организацией. Значения же коэффициентов значимости показателей (К2) измеряются в десятых долях и напрямую определяются экспертами таким образом, чтобы их сумма в рамках одного критерия всегда равнялась единице.
6. В результате общая сумма баллов, или ранг, получаемый каждой макротехнологией, определяется по формуле:
где R – итоговый балл, присваиваемый макротехнологии при ранжировании;
К – коэффициент значимости критерия;
n – число критериев;
k – коэффициент значимости показателя;
m – число показателей;
А – приведенное значение показателя.
Отдельно следует заметить, что число экспертов (должно быть, очевид-но, не менее 100 человек) и их состав (сюда целесообразно привлечь ведущих специалистов из сферы науки, производства, бизнеса и управления, включая представителей других государств) должны обеспечить такой уровень «безапелляционности» получаемых результатов, который позволил бы напрямую использовать их для подготовки рабочих программ по реструктуризации национальной экономики или отрасли, в зависимости от объекта исследования.
После ранжирования макротехнологий из них выделяют наиболее приоритетные. Механизмом такого выбораявляется сопоставление проранжированных макротехнологий с совокупной долей добавленной стоимости, формируемой ими в сфере материального производства. Оптимальная величина последней должна лежать в пределах 20-30 % от всего объема добавленной стоимости, создаваемой в исследуемом производственном секторе экономики. При этом важно получить такое их число, которое, с одной стороны, позволило бы создать на выбранных приоритетных направлениях необходимый объём стратегических ресурсов, с другой – обеспечило бы за счёт эффекта масштаба интенсивное развитие всей экономики (рисунок 6.).
Рисунок 6. Условная схема выбора приоритетных макротехнологий на основе корреляции формируемой ими добавленной стоимости с размером валовой добавленной стоимости, создаваемой в сфере материального производства.
В итоге данная процедура выбора позволяет определить направления хозяйственной специализации страны в мировой системе разделения труда.
На следующем этапе определяется перечень критических технологий, составляющих действующие приоритетные макротехнологии, и перечень научных исследований, направленных на их разработку и обеспечение. Для достижения требуемой корреляции между критическими технологиями и ориентированными на них научными исследованиями, первые в рабочем порядке должны быть декомбинированы до операционного уровня, описывающего принцип действия и способ выполнения каждой операции, а также используемые при этом материалы, комплектующие, оборудование и приборы. Из полученного перечня производственных операций, составляющих в совокупности критические технологии, носитель макротехнологии должен выделить наиболее проблемные, которые требуют своего научного обеспечения
Этот проблемный "операционный" блок и является основанием для целеполагания при разработке перечня научных исследований, входящих в общую структуру приоритетов научно-технической деятельности.
В то же время, поскольку задача науки состоит не только в обслуживании уже сложившейся структуры народного хозяйства, но и в создании предпосылок для ее реформирования в соответствии с требованиями завтрашнего дня, в структуре национальных приоритетов должен быть определен также перечень научных исследований, направленных на разработку (включая использование международной кооперации) критических технологий, предназначенных для создания нового поколения макротехнологий, появление которых возможно в прогнозном периоде и которые будут формировать на рынке спрос будущего.
Такими образом на макроуровне создается законченная структура государственных приоритетов научно-технической деятельности.
Список использованных источников
1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Утверждено Указом Президента Республики Беларусь 09.11.2010 № 575.
2. Приоритетные направления научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 годы. Утверждено Указом Президента Республики Беларусь 22 июля 2010 г. № 378.
3. Марков А.В. Государственная инновационная политика: теоретические основы и механизм реализации. - Мн.: Право и экономика, 2005. - 370 с.
Вопросы для самоконтроля.
По теме 1:
1. Каковы предмет, задачи, роль, концепция и структура дисциплины «Планирование инновационного развития»?
По теме 2:
1. Какие функции относится к понятию «стратегического управления»?
2. Как формулируется понятие «стратегического планирования»?
3. Что такое «миссия организации»?
4. Как формулируется понятие цели организации?
5. Что относится к целям организации?.
6. Что относится к экономическим факторам влияния внешней среды?
7. Что относится к политическим факторам влияния внешней среды?
8. Что относится к технологическим факторам влияния внешней среды?
9. Что относится к конкурентным факторам влияния внешней среды?
10. Что относится к социальным факторам влияния внешней среды?
11. Что относится к внешнеэкономическим факторам влияния внешней среды?
12. Что входит в маркетинг при исследовании сильных и слабых сторон организации?
13. Что входит в анализ финансовой деятельности и ведения бухгалтерского учета при исследовании сильных и слабых сторон организации?
14. Что входит в анализ состояния производственного потенциала при исследовании сильных и слабых сторон организации?
15. Что входит в анализ кадрового потенциала при исследовании сильных и слабых сторон организации?
16. Что относится к сценарию ограниченного роста производства?
17. Что относится к сценарию роста производства?
18. Что относится к сценарию сокращения производства?
19. Каково определение «стратегии» развития организации?
20. Какие есть стадии развития товара?
21. Что входит в структуру государственного стратегического плана?
22. Каково понятие директивного планирования?
23. Каково понятие индикативного планирования?
По теме 3:
1.Какова последовательность стратегического планирования?
2. Какова схема стратегического планирования?
3. Что является главной задачей перспективного планирования?
4. Как формулируется перспективное планирование?
5. Что относится к научно-техническому прогнозированию?
6. Каково определение технологического предвидения?
7. Для какой экономики наиболее привлекателен технологический форсайт?
По теме 4:
1. Какова цель научно-технического прогнозирования?
2. Каковы базовые принципы научно-технического прогнозирования?
3. Что составляет методологию научно-технического прогнозирования?
4. Что является прерогативой отраслевого прогноза НТП?
5. Что является прерогативой регионального прогноза НТП?
6. Что относится ко второму блоку структуры комплексного прогноза НТП?
7. Что относится к третьему блоку структуры комплексного прогноза НТП?
8. Что относится к четвертому блоку структуры комплексного прогноза НТП?
9. Чем характеризуется открытая экономика?
10. Что относится к базовым принципам построения либеральной экономики?
11. Что является предметом научно-технического прогнозирования на микроуровне?
По теме 5:
1.Какие методики Форсайта относится к количественному классу?
2. Какие методики Форсайта относится к качественному классу?
3. На каких критериях строятся методики Форсайта?
4. Каков горизонты Форсайта?
5.Каковы подходы к организации Форсайта в США?
6. Каковы подходы к организации Форсайта в Японии?
7. Каковы подходы к организации Форсайта в Германии?
8. Каковы подходы к организации Форсайта в Великобритании?
9. Каковы подходы к организации Форсайта во Франции?
10. В чем суть методики технологической дорожной карты?
11. В чем суть методики деревьев относительной важности?
12. В чем суть мозгового штурма?
13. В чем суть методики построения сценариев?
14. В чем суть методики опережающих показателей?
15. В чем суть методики экстраполяции тенденций?
16. В чем суть методики экспертных панелей?
17. В чем суть методики Дельфи?
По теме 6:
1. В чем состоит цель перспективного планирования инновационного развития на макроуровне?
2. В чем состоит цель перспективного планирования инновационного развития на микроуровне?
3. Что входит в число приоритетных направлений научно-технической деятельности Республики Беларусь?
4. Что входит в отраслевую структуру приоритетов научно-тех-нической деятельности Республики Беларусь?
5. Какие блоки входит в схему ранжирования макротехнологий?
6. Какие критерии входит в схему ранжирования макротехнологий?
7. Какие показатели входит в схему ранжирования макротехнологий?
8. По какой формуле определяется общая сумма баллов при ранжировании макротехнологий?
9. Какие представители входят в состав экспертных групп по выбору приоритетов научно-технической деятельности?
10. Чтобы обеспечить требование целеполагания при выборе приоритетов научной деятельности какой из механизмов корреляции нужно применить по отношению к критическим технологиям?
2. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ