Модели и особенности современного рынка
Правительство любой страны строит свою экономическую политику на определенном сочетании рыночных и государственных рычагов регулирования экономики. Данное сочетание зависит от конкретных экономических условий и национальных особенностей.
В связи с эти выделяют две основные модели современной регулируемой рыночной экономики: либеральную и социально ориентированную. Для либеральной характерны, прежде всего, господство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства в этой модели предельно ограниченны и реализуются на уровне всей национальной экономики. Среди методов регулирования широко используются инструменты монетарной политики. При этом следует отметить, что экономики стран, функционирующих в рамках данной модели, являются высоко монополизированными, а крупные национальные компании, как правило, выступают в роли международных монополий или транснациональных корпораций. Для либеральной модели рыночной экономики характерна максимальная реализация принципа свободной рыночной игры, в ее рамках активно поощряется предпринимательство. Приемлемый жизненный уровень малообеспеченных слоев населения достигается за счет устойчивого экономического роста. Социальная политика в данной модели строится на том, что каждый трудоспособный член общества должен сам зарабатывать на себя, на свою семью и на свою старость. Яркими примерами либерального типа рыночной экономики являются модели национальных экономик США и Японии.
Американская модель основывается на свободном частном предпринимательстве и жесткой конкуренции, сильном экономическом потенциале, а также на господствующем стремлении к личной выгоде и богатству. Для нее характерны высокая производительность труда и резкое неравенство в доходах.
Японскую модель характеризуют, кроме сильного рыночного начала, такие главные особенности, как опора на национальные приоритеты, преобладание общенациональных интересов над личными, высокий уровень профессионализма, дисциплинированности и экономической ответственности, активное государственное программирование.
Социально ориентированнуюмодель рыночной экономики отличает разнообразие форм собственности и значительное присутствие государственного сектора. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Данной экономической модели присуща высокая степень социальной защищенности населения от негативных последствий рынка. Ее типичными примерами могут служить модели национальных экономик Германии и Швеции.
Германская модель - это модель социально-рыночного хозяйства, отличающаяся активной экономической деятельностью государства, направленной, в первую очередь, на решение социальных проблем. В этой модели государство не устанавливает экономической цели, а создает надежные социально-правовые рамочные условия для реализации экономической инициативы. При этом важнейшей задачей государства является обеспечение баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.
Шведская модель (модель «скандинавского социализма») отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила также название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование и социальное страхование) – на государство.
В рамках социально ориентированной модели рынка стремятся развивать свои национальные экономики и страны СНГ, в том числе Республика Беларусь, где программа перехода к данной рыночной модели принята в 1996 г.
В процессе формирования социально ориентированной экономики в Беларуси предусматривается:
· создать правовое обеспечение всего комплекса рыночных преобразований, личных прав и свобод граждан;
· преобразовать систему распределительных отношений, обеспечить приоритетное стремление человека к приумножению личного благосостояния своим трудом;
· осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;
· создать конкурентную среду и не допускать недобросовестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;
· содействовать рациональному международному разделению труда, обеспечивающему наиболее эффективное продвижение белорусских товаров на мировой рынок;
· сформировать сильные финансовую и кредитно-денежную системы, способные обеспечить социально-экономическую эффективность функционирования и развития национальной экономики.
При этом, основное направление в осуществлении экономических преобразований в Беларуси состоит в том, чтобы на новой экономической основе возродить в обществе социальную справедливость, взаимопомощь и заботу об Отечестве. В связи с этим следует отметить, что для Республики Беларусь в процессе перехода к новой экономической системе особую значимость приобретают проблемы социальной защиты населения и социальных прав человека. Социальная защита будет строиться на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека. А чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования. Следовательно, Беларусь идет по пути формирования социально ориентированной модели смешанной экономики.
В то же время модель, осуществляемая в нашей стране, вбирая в себя основополагающие черты типичного социального рыночного хозяйства, имеет и свои особенности. Так, в ней в связи с остро переживаемыми последствиями чернобыльской катастрофы и с учетом глобальной экологической проблемы будет учитываться еще одна составляющая – экологическая ответственность. Вследствие этого формула белорусской национальной экономической модели выглядит следующим образом: социально ориентированная и экологически ответственная смешанная экономика.
Источником благосостояния нации в белорусской модели является честный созидательный труд как в государственном, так и в частном секторе экономики, а не нетрудовые доходы. Это наиболее верный путь, основанный на историческом опыте белорусского народа и его менталитете.
Таким образом, современному рынку, каким он предстает в большинстве экономических моделей различных стран мира, свойственны следующие особенности и специфические черты:
1. Это рынок, в котором правила игры во многом определяются не только внутренними закономерностями самого рынка, но и экономической политикой государства.
2. Это рынок несовершенной конкуренции, в котором своеобразно сочетаются элементы конкуренции с рыночными несовершенствами, например, с монополизмом в той или иной форме.
3. На этом рынке имеет место комбинация смешанных форм собственности и организации экономики, в которой чисто рыночные механизмы сочетаются с нерыночными.
4. На данном рынке сформировался и действует новый состав хозяйствующих субъектов, среди которых господствуют корпорации (предприятия с долевым участием капиталов), дающие в современных условиях более 80% торгового оборота.
5. Это рынок новых видов товаров: технологий, информации, ценных бумаг и т.п.
6. Этот рынок имеет маркетинговую форму организации и функционирования, которая способствует оптимальному решению четырех классических вопросов: что производить и что продавать, как продавать, где продавать и кому продавать.
7. Современный рынок имеет развитую инфраструктуру, представляющую собой комплекс организаций и учреждений, повышающих эффективность его функционирования.
8. Во многих странах со смешанной экономикой этому рынку присуща социальная ориентированность на все слои населения.
9. Это открытый рынок, в котором национальные рынки представляют собой часть единого мирового рынка, где правила игры определяются и контролируются международными финансово-экономическими организациями (такими, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Всемирная торговая организация и др.).
Переходная экономика
Поступательное социально-экономическое развитие предполагает продвижение от достигнутого уровня к более высокому, от одной экономической системы к другой, качественно новой. Для стран СНГ и Беларуси, в частности, экономический прогресс связан с формированием социально ориентированной модели рыночной экономики, для чего им необходимо вырваться из рамок командно-административной экономики, в условиях которой они существовали прежде, пройти этап переходной экономики.
Переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений разрушается, а новая только формируется и развивается.
В современной экономической теории такие переходные процессы в экономике получили название постсоциалистической трансформации. Следовательно, переходную экономику можно определить как трансформационную экономику.
Переходная экономика базируется на разных типах и видах собственности, разнообразных формах хозяйствования, представляя собой своеобразную смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Специфика переходной экономики как «смешанной» связи прошлой и будущей систем обусловила такие особенности ее функционирования, как:
· инерционность развития национальной экономики, исключающую возможность быстрой замены существующих экономических форм и отношений другими, желательными;
· неустойчивость, нестабильное развитие экономики и связанную с этим неопределенность итогов развития, вариантность формирования новой системы;
· интенсивное развитие всех новых экономических форм и отношений.
Своеобразие сути переходной экономики предопределило специфику решения проблемы трансформации командно-административной экономики в рыночную. В процессе трансформации предстоит решить следующие основные задачи:
1. Преодоление кризисных явлений, усилившихся после вступления общества в переходную экономику.
2. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы на базе разгосударствления и приватизации, обеспечение свободы действия всех форм собственности.
3. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования, развитие предпринимательства.
4. Формирование адекватных современным экономическим условиям рынков товаров и услуг, финансового рынка, рынка труда и соответствующей им рыночной инфраструктуры.
5. Социальная переориентация экономики в направлении опережающего производства потребительских товаров и услуг.
6. Либерализация цен, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением.
7. Финансово-экономическая стабилизация, осуществляемая посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики, направленной на ограничение объема денежной массы в обращении с целью с снижения инфляции.
8. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
9. Формирование нового, рыночного, экономического мышления.
К настоящему времени сложилось несколько способов, определяющих пути решения основных задач переходной экономики:
· «шоковая терапия», применявшаяся в России и в большинстве стран Восточной Европы, а в классической форме - в Польше. Этот вариант трансформации предполагает радикальные преобразования экономики и общества. Государство при этом прямо не вмешивается в хозяйственную деятельность экономических субъектов, а лишь создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики. Основными направлениями преобразований выступают такие, как либерализация цен и переход к свободному рыночному ценообразованию, жесткое регулирование количества денег в экономике, государственных кредитов и субсидий, переход к конвертируемости национальной валюты, проведение реформы налогообложения, приватизация госсектора и создание условий для появления новых негосударственных структур.
· постепенный переход к рыночным отношениям, который предусматривает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики с сохранением многих старых структур. Это необходимо для того, чтобы смягчить негативные последствия рыночных реформ, избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения. Сторонников данного варианта трансформации часто называют и градулистами (от англ. слова gradual – постепенный). Основную роль в рыночных преобразованиях градулисты отводят государству. Наиболее характерными признаками реализации данного способа трансформации являются Китай и Венгрия, а среди стран СНГ – Беларусь.
Характерной чертой переходной экономики является возрастающая роль государства, которое призвано активно способствовать формированию новой экономической системы. При этом все функции государства можно подразделить на две большие группы: функции по регулированию рыночной системы и функции по управлению собственно государственным сектором экономики.
Осуществляя данные функции, государство проводит либерализацию цен; формирует рыночную инфраструктуру; проводит антимонопольную политику; руководит процессом приватизации, определяя ее масштабы, сроки и формы проведения; обеспечивает правовую основу всех преобразований; проводит активную денежно-кредитную и фискальную политики; способствует преодолению спада производства, повышению заинтересованности в инвестициях; создает условия для эффективной работы рынка и формирования конкурентной среды как главной движущей силы рыночной системы.
Государственное регулирование в переходной экономике осуществляется посредством административных и экономических методов. Первые остаются в переходной экономике в наследство от командно-административной системы, вторые адекватны природе рынка, они непосредственно воздействуют на рыночную конъюнктуру, а через нее – на производство и потребление товаров и услуг.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Рынок -это особая, исторически сложившаяся, форма организации экономических взаимосвязей между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров по поводу обмена ими путем купли-продажи.
Конкуренция -это соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Инфраструктура рынка –этокомплекс специализированных учреждений и организаций, обеспечивающих нормальное, успешное функционирование рынка.
Субъекты рынка -это те, кто принимает экономические решения и осуществляет рыночные действия.
Объекты рынка -это все то, на что направлены рыночные отношения и действия субъектов рынка.
Внутриотраслевая конкуренция -это борьба между производителями однородных товаров в рамках одной отрасли за лучшие условия их производства и реализации.
Межотраслевая конкуренция– это соперничество между производителями, занятыми в различных отраслях производства, за сферы экономического влияния (источники экономических ресурсов, потребительский спрос, сферы приложения капитала).
Совершенная конкуренция -это соперничество участников рынка в условиях производства примерно одинаковых объемов идентичной продукции.
Несовершенная конкуренция -это конкуренция, возникающая тогда, когда не соблюдается хотя бы одно условие свободной конкуренции.
Государство -это особая организация, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной целостности, способствующая его развитию и выступающая при этом официальным представителем всего данного общества.
Фискальная (бюджетно-налоговая политика) -совокупность мероприятий, направленных на управление государственным бюджетом, государственными расходами и налогообложением
Экономическая политика государства -это совокупность регулирующих мер, реализуемых государством в процессе управления экономикой.
Монетарная (денежно-кредитная) политика -это совокупность мероприятий, которые предпринимаются в денежно-кредитной сфере с целью упорядочения спроса на деньги и предложения денег для достижения стабильного экономического развития.
Внешнеэкономическая политика -комплекс мер по регулированию экспортно-импортных операций.
Субъекты государственного регулирования -участники рыночной экономики (учреждения, предприятия и фирмы, население), с помощью которых осуществляются регулирующие меры.
Объекты государственного регулирования -сферы, отрасли экономики, регионы страны, а также ситуации и явления социально-экономической жизни, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы, решение которых требует государственного вмешательства.
Либеральная модель рыночной экономики –это модель, для которойхарактерны, прежде всего, господство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства в этой модели предельно ограниченны и реализуются на уровне всей национальной экономики. Среди методов регулирования широко используются инструменты монетарной политики.
Социально ориентированная модель рыночной экономики –это модель, которуюотличает разнообразие форм собственности и значительное присутствие государственного сектора. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Данной экономической модели присуща высокая степень социальной защищенности населения от негативных последствий рынка.
Переходная экономика -экономика в состоянии движения от одной экономической системы к другой.
Смешанная экономика -экономическая система, сочетающая черты рыночной и командно-административной экономик.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ И САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое рынок?
2. Чем отличается структура рынка от инфраструктуры?
3. Каковы основные функции рынка?
4. Чем отличается совершенная конкуренция от несовершенной?
5. Что такое государство?
6. В чем состоят основные функции государства?
7. Что такое либеральная экономика?
8. Что такое социально ориентированная экономика?
9. В чем заключается сущность переходной экономики?
10. Какие черты характерны для переходной экономики?
11. Какие задачи решает переходная экономика?
12. Роль государства в переходной экономике возрастает или ослабевает? Почему?
13.Каковы особенности белорусской экономической модели?
ТЕСТЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Движущей силой рыночной экономики являются…
а) государственные законы;
б) конкуренция;
в) налоги;
г) производство.
2. Примером рынка служит…
а) дачный участок;
б) государственный университет;
в) заводской цех;
г) небольшой газетный киоск.
3. Больше всего влияет на количество производимых продуктов и их цену …
а) государственное регулирование;
б) конкуренция между производителями;
в) стабильность цен;
г) общественная потребность в товарах.
4. В наибольшей степени препятствует конкуренции между производителями спортивных курток …
а) увеличение количества предприятий, производящих куртки;
б) рост цен на спортивные принадлежности;
в) приближение зимних Олимпийских игр;
г) ухудшение сбыта курток.
5. Какое из определений рынка представляется Вам наиболее убедительным:*
а) рынок – это система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;
б) рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения;
в) рынок – это территория, географическое пространство, в пределах которого происходит продажа и купля определенного товара;
г) рынок – это система, организованная по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
6. Каковы объективные условия возникновения и функционирования рыночного хозяйства:*
а) общественное разделение труда;
б) экономическая обособленность субъектов экономики;
в) самостоятельность субъектов предпринимательства;
г) жесткая система управления производством и распределением.
_______________________________
*Возможно несколько ответов
7. Каковы позитивные последствия внутриотраслевой конкуренции:*
а) стимулирование снижения издержек путем роста производительности труда, использования достижения технического прогресса, улучшения организации производства;
б) стимулирование переливания капитала из отрасли в отрасль;
в) повышение качества продукции.
8. Каковы позитивные последствия межотраслевой конкуренции:*
а) снижение цен на производимую продукцию;
б) перелив капитала из отраслей с меньшей нормой прибыли в отрасли с большей нормой прибыли;
в) оптимизация отраслевой структуры экономики;
г) банкротство неэффективных предпринимательских структур.
9. Каковы средства ведения неценовой конкуренции:*
а) лидерство в ценах;
б) улучшение качества конкурентоспособной продукции;
в) реклама;
г) проведение ярмарок.
10. Какие действия относятся к недобросовестной конкуренции:*
а) технический шпионаж;
б) улучшение качества конкурирующей продукции;
в) переманивание специалистов;
г) подкуп работников конкурента;
д) ложная реклама;
е) организация выставок;
ж) самовольное использование чужого товарного знака;
з) копирование внешнего оформления товара другой фирмы.
11. Переходной экономике свойственны следующие черты:
а) неустойчивость экономики;
б) возрастание роли государства;
в) “шоковая” терапия;
г) верны ответы а) и б).
12. Принятие чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики является:
____________________________
*Возможно несколько ответов
а) задачей переходной экономики;
б) чертой переходной экономики;
в) особенностью формирования переходной экономики.
13. Выбор эволюционного или шокового пути развития зависит:
а) от воли политического руководства страны;
б) от политических, экономических, социальных, исторических факторов.
ОТВЕТЫ К ТЕМЕ 4
1.- б); 2. – г); 3.- б); 4.- г); 5.- Все определения являются правильными, однако наиболее глубоким и емким является определение д); 6. – а), б), в); г) - это антирыночный институт, тормозящий развитие рыночных отношений; 7.- а), в) – стремление к указанным результатам расширяет возможности реализации продукции фирмы; б) - не подходит, так как это выходит за рамки данного вида конкуренции; 8.- б), в), остальные варианты последствий связаны с другими видами конкуренции; 9.- б), в), г), д); а) - фиксирует одну из форм ценовой конкуренции; 10.- а), в), г), д), ж), з); остальные варианты ответов относятся к добросовестной конкуренции; 11.-г); 12.- а); 13. – б).