Тема 3. Институциональные условия инновационного развития.

Основные вопросы:

1. Институты и институциональные условия.

2. Благоприятный деловой климат.

3. Благоприятный инновационный климат.

4. Благоприятный инвестиционный климат.

1. Поскольку единого научного подхода в теории институциализма сегодня не существует, то под институциональными условиями мы будем понимать основные нормы и правила, создающие определенные матрицы поведения для деятельности хозяйствующих субъектов, которые формируются экономическими, политическими и социальными институтами[5].

Институты, по Д. Норту, – это набор системных требований к акторам экономической деятельности, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение. Экономическое развитие в этом случае происходит в результате взаимодействия между институтами и организациями, когда первые определяют «правила игры», а вторые по ним «играют». Институты представляют собой формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры, добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения (институты частной собственности, гражданского общества и др.)[6].

В соответствии со структурно-функциональным подходом к определению национальной инновационной системы, изложенным ранее, а также основываясь на компеляции основных методологических воззрений на фундаментальные и локальные (производные) институциональные образования, к экономическим институтам следует отнести институты:

· собственности;

· предпринимательства и конкуренции;

· рынка;

· финансов;

· производства;

· управления.

К политическим:

· государства;

· права;

· парламентаризма;

· гражданского общества.

К социальным:

· науки;

· образования;

· труда;

· культуры.

При таком делении институтов по видам, экономическим институтам отводится стимулирующая функция. Отсюда логически можно детерминировать, что институциональные условия инновационного развития обеспечиваются формированием в экономике благоприятного делового, инновационного и инвестиционного климата (рисунок 1.).

Тема 3. Институциональные условия инновационного развития. - student2.ru Тема 3. Институциональные условия инновационного развития. - student2.ru

           
 
Благоприятный инновационный климат
   
Благоприятный деловой климат
 
   
Благоприятный инвестиционный климат


Рисунок 1. Институциональные условия инновационного развития экономики

2. Первым в этом ряду стоит деловой климат.Его стимулирующая функция является исходной посылкой для осуществления инновационной и инвестиционной деятельности в стране. Если бизнес инертен – экономика стагнирует. Это непреложная истина, касающаяся всех сфер деятельности.

Уровень привлекательности страны для ведения предпринимательской деятельности определяется с помощью индекса «Ведение бизнеса» (Doing Business), ежегодно определяемого Всемирным банком. Его позиция в мировом рейтинге является своего рода лакмусовой бумажкой для бизнесменов всех стран при оценке целесообразности инвестиций в те или иные проекты.

Рейтинг составляется на основании десяти индикаторов, характеризующих изменения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность малых и средних предприятий, на протяжении всего их жизненного цикла - от создания и до ликвидации. В исследовании учитываются следующие индикаторы (таблица 1.):

Таблица 1. Индикаторы и показатели для расчета индекса «Ведение бизнеса»

Индикатор Расчетные показатели
Регистрация предприятий Процедуры (количество)
Срок (дни)
Стоимость (% от среднедушевого дохода)
Минимальный оплаченный капитал (% валового дохода на душу населения)
Получение разрешений на строительство Процедуры (количество)
Срок (дни)
Стоимость (% от среднедушевого дохода)
Подключение к электрическим сетям Процедуры (количество)
Срок (дни)
Стоимость (% дохода на душу населения)
Регистрация собственности Процедуры (количество)
Срок (дни)
Стоимость (% от стоимости собственности)
Получение кредитов Индекс юридических прав
Индекс кредитной информации
Количество человек, находящихся на учете в государственном реестре (% взрослого населения)
Количество человек, находящихся на учете в частных бюро (% взрослого населения)
Защита миноритарных акционеров Показатель открытости
Показатель ответственности директора
Показатель защиты миноритарных инвесторов
Показатель столкновения интересов
Налогообложение Выплаты (количество)
Время (часы)
Общая налоговая ставка (% прибыли)
Международная торговля Документы для экспорта (количество)
Время на экспорт (дни)
Стоимость экспорта (USD за контейнер)
Документы на импорт (количество)
Время на импорт (в днях)
Стоимость импорта (USD за контейнер)
Обеспечение исполнения контрактов Процедуры (количество)
Срок (дни)
Судебные издержки (% от стоимости иска)
Разрешение неплатежеспособности Срок (годы)
Стоимость (% от стоимости объекта недвижимости)
Коэффициент возврата средств (центы на доллар)

Индекс страны является средним значением всех индикаторов, при равном весе каждого из них. Высокая позиция страны в рейтинге означает, что ее регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса (таблица 2.).

Таблица 2. Международный рейтинг стран по индексу «Ведение бизнеса» 2015[7]

Рейтинг Страна Индикаторы
Сингапур
Новая Зеландия
Гонконг
Дания
Корея
Норвегия
США
Великобритания
Финляндия
Швеция
Германия
Латвия
Литва
Япония
Франция
Польша
Беларусь
Россия
Казахстан
Украина
Кыргызстан
Эритрея

Несмотря на исходную равновесность индикаторов, успехи страны в отдельных направлениях, например, в упрощенной регистрации собственности не покроют, на наш взгляд, издержек от неэффективной международной торговли, слабой защиты инвесторов, или сложной системы получения кредитов, так как именно эти процедуры, наряду с налогообложением, являются базовыми для предпринимателей в выборе объекта инвестирования.

Но как бы то ни было, стремление правительства к движению вверх по «рейтинговой лестнице» только позитивным образом отразится на ситуации с развитием бизнеса, в первую очередь малого и среднего, в стране.

Вторым и центральным институциональным условием инновационного развития является наличие в экономике страны благоприятного инновационного климата, без которого, по мнению известного российского ученого Ю.В. Яковца, невозможно создание условий, необходимых для разработки, освоения и распространения инноваций[8].

Аналогично индексу «Ведение бизнеса» комфортность проведения инновационной деятельности определяется совместно Международной бизнес-школой INSEAD, Корнельским университетом (Cornell University) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO) по глобальному индексу инноваций, который составляется из 80-и переменных, характеризующих инновационное развитие стран мира. Рассчитывается он как взвешенная сумма оценок 2-х групп показателей: располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций и достигнутые практические результаты осуществления инноваций.

Итоговый индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране (таблица 3.).

.

Таблица 3. Международный рейтинг стран по «Индексу инноваций» 2014[9]

Рейтинг Страна Индекс
Швейцария 64,8
Великобритания 62,4
Швеция 62,3
Финляндия 60,7
Нидерланды 60,6
США 60,1
Сингапур 59,2
Дания 57,5
Люксембург 56,9
Гонконг 56,8
Германия 56,0
Франция 52,2
Бельгия 51,7
Чехия 50,2
Китай 46,6
Литва 41,0
Польша 40,6
Россия 39,1
Беларусь 37,1
Судан 12,7

Как следует из представленной таблицы место Беларуси в данном рейтинге практически не отличается от предыдущего. Аналогичным образом выглядит и ее рейтинг по индексу экономики знаний (59 место), рассчитанному Всемирным Банком по результатам 2012 г.

Индекс экономики знаний - комплексный показатель, характеризующий уровень развития экономики, основанной на знаниях. Разработан для оценки способности стран создавать, принимать и распространять знания.

При его расчете учитываются 4 группы индексов: индекс экономического и

институционального режима; индекс образования; индекс инноваций и индекс информационных и коммуникационных технологий. По каждой группе показателей странам выставляется оценка в баллах от 1 до 10. Чем выше балл, тем более высоко оценивается страна по данному критерию. При расчете учитываются и общие экономические и социальные индикаторы, включающие показатели ежегодного роста ВВП и значения Индекса развития человеческого потенциала страны.

По методологии Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь[10] инновационный климат в стране определяется следующими системными условиями:

1. Опережающее интегрированное развитие науки и образования. Их приоритетное финансирование. Наличие в обществе инновационной культуры. Высокий престиж научной и педагогической деятельности.

2. Развитие экономики по приоритетным направлениям научно-технической деятельности. Ориентация исследований и разработок на их обеспечение.

3. Наличие эффективного рынка научно-технической продукции. Придание инновациям товарной функции на всех стадиях их жизненного цикла. Широкое международное научно-техническое сотрудничество.

4. Развитая инновационная инфраструктура. Законодательно закрепленное венчурное финансирование. Системная поддержка малых научно-инновационных предприятий.

5. Востребованность инноваций производством. Высокая инновационная активность и восприимчивость предприятий.

6. Наличие государственной стратегии инновационного развития. Активное участие макрорегулятора в формировании национальной инновационной системы, стимулировании и перспективном планировании инновационного развития.

7. Благоприятный деловой и инвестиционный климат.

Очевидно, что только при наличии такого системного подхода (который будет подробно рассмотрен ниже) перевод экономики страны на «инновационные рельсы» превратится из декларации в реальность, экономический рост будет обеспечиваться интенсивными факторами производства, а уровень конкурентоспособности отечественной продукции позволит стране занять достойное место в мировом разделении труда.

3. К третьему институциональному условию инновационного развития, согласно рисунку 1, относится благоприятный инвестиционный климат.

В рассматриваемом контексте инвестиционный климат – это институциональная среда для инвестиционной деятельности, которая формируется под воздействием ряда системных факторов, определяющих условия ее реализации. Данные факторы можно условно разделить на четыре укрупненных блока: экономический, политический, социальный и правовой. Каждый из них характеризуется с помощью количественных и качественных показателей.

Экономические факторы:

· темпы экономического роста;

· тенденции в экономическом развитии;

· производительность труда;

· структура экономики;

· активность правительства в реализации экономических реформ;

· уровень монополизации производства;

· емкость внутреннего рынка, покупательная способность населения;

· степень открытости экономики;

· уровень развития науки;

· развитость рынка научно-технической продукции и его инфраструктуры;

· степень государственного вмешательства в экономику;

· отношение внешнего долга к ВВП;

· уровень и динамика инфляции и процентных ставок;

· состояние платежного баланса;

· характер налогообложения (объем налоговой базы; система льгот);

· конвертируемость национальной валюты;

· условия сбыта и уровень цен на продукцию;

· возможность получения кратко- и долгосрочных кредитов;

· инфраструктурная обеспеченность, организация связи и транспорта, информационное обеспечение;

· обеспеченность запасами основных видов природных ресурсов;

· географическое положение;

· допустимая доля зарубежного участия в капитале предприятия;

· прозрачность правил ведения деятельности на рынках капитала;

· возможность репатриации прибыли;

· возможность выпуска ценных бумаг;

· возможность капитализации предприятия, развитость фондового рынка;

· возможность использовать экспертов и услуги.

Политические факторы:

· политическая стабильность, устойчивость властных институтов;

· преемственность политической власти;

· участие страны в системах международных договоров;

· уровень социальной напряженности (наличие социальных конфликтов, беспорядки, демонстрации, забастовки);

· внешние конфликты;

· распределение политических симпатий населения по результатам парламентских выборов;

· распределение власти между политическими группами и партиями, влияние оппозиции;

· влияние этнических и религиозных групп, состояние межнациональных отношений;

· возможность экспроприации собственности;

· возможность неконституционных изменений.

Социальные факторы:

· уровень развития социальной сферы (социальные гарантии, защищенность, льготы и др.);

· профессионально-образовательный уровень трудовых ресурсов;

· социальные условия проживания населения (плотность, экология, обеспеченность жильем, ожидания);

· уровень заработной платы, прожиточный минимум;

· пенсионный возраст;

· децильность доходов населения;

· отношение населения к частной собственности;

· законопослушность;

· природно-климатические условия в регионе;

· уровень загрязнения окружающей среды;

Правовые факторы:

· юридические условия инвестирования;

· степень развития законодательной базы;

· стабильность законодательства

· защита прав собственности;

· наличие механизмов гарантий и защиты инвестиций;

· административные барьеры входа на инвестиционный рынок;

· соблюдение законности и правопорядка;

· коррумпированность структур власти;

· уровень криминогенной опасности;

· рэкет.

При оценке инвестиционной привлекательности страны инвестор исходит из анализа ее инвестиционного потенциала и степени инвестиционного риска.

Инвестиционный потенциалможно представить в виде способности объекта аккумулировать вкладываемые ресурсы. Он учитывает эффективность функционирования государственных институтов и возможности, представляемые факторами производства, а также емкость внутреннего рынка, развитость инфраструктуры и др.

Инвестиционный рискотражает вероятность потери инвестиций или дохода от них. Он характеризуется уровнем неопределенности теоретического прогноза.

Оценка и того и другого производится с помощью вышеприведенных показателей инновационного климата. Сравнивая таким образом реальное соотношение возможного дохода от предполагаемых инвестиций и риска потерпеть фиаско с необходимыми для достижения поставленных целей ресурсами, инвестор делает вывод о целесообразности своих вложений. Тогда инвестиционный климат можно представить в виде следующего алгоритма:

Инвестиционный климат = Инвестиционный потенциал – Инвестиционные риски.

Здесь следует заметить, что какобъект инвестиционной политики он, с одной стороны, определяет стартовые условия для ее разработки, а с другой – является результатом последней.

Сегодня не существует единой общепризнанной методики оценки инвестиционной привлекательности страны. На нее влияют котировки фондовыхиндексов Доу-Джонса, кредитные рейтинги, составляемые агентствами Standard & Poor’s,Fitch Ratings,Moody’s, те же индексыDoing Businessи др. Надо сказать, что российское Национальное рейтинговое агентство НРА рассчитывает консолидированный рейтинг стран по уровню инвестиционной привлекательности, основываясь на нормализованных данных 10 различных мировых рейтингов. Однако данная методика широкого распространения не получила.

В наибольшей мере, на наш взгляд, поставленной задаче соответствует

Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom), определяемый американским исследовательским центром «Фонд наследия» (The Heritage Foundation). Он рассчитывается как среднее арифметическое 10 показателей различных «свобод», которые во многом совпадают с приведенными выше факторными показателями, предназначенными для анализа инвестиционного климата, поэтому его часто используют в качестве обобщающего индекса. Каждый из его показателей (категорий) оценивается в баллах по шкале от 0 до 100. Чем выше уровень экономической свободы в стране по данному критерию, тем большее количество баллов она получает. К данным показателям относятся:

1. Права собственности: оценка способности индивидов накопить частную собственность, обеспеченную транспарентными законами, полностью проведенными в жизнь государством.

2. Свобода от коррупции: степень коррумпированности чиновников в органах власти, управления, контроля и правопорядка.

3. Фискальная свобода: мера налогового бремени, наложенного правительством на физических и юридических лиц.

4. Участие правительства: уровень правительственных расходов в процентах к ВВП.

5. Свобода предпринимательства: количественные показатели, отражающие возможность начать, управлять, и закрыть бизнес и представляющие полное бремя регулирования, а так же эффективность правительства в регулирующем процессе.

6. Трудовая свобода: количественные показатели, отражающие аспекты правовых рамок и нормативную базу рынка труда.

7. Монетарная свобода: мера стабильности цен (инфляция) с оценкой их макроэкономического регулирования.

8. Свобода торговли: мера воздействия тарифных и нетарифных барьеров на импорт и экспорт товаров и услуг.

9. Инвестиционная Свобода: уровень ограничений на поток инвестиционного капитала.

10. Финансовая Свобода: мера эффективности деятельности банков, включая их зависимость от государственного контроля и вмешательства.

В итоге все страны мира делятся на пять групп:

· страны со свободной экономикой (от 80 до100 баллов).

· страны с преимущественно свободной экономикой (от 70 до 80 баллов).

· страны с умеренно свободной экономикой (от 60 до 70 баллов).

· страны с преимущественно несвободной экономикой (от 50 до 60 баллов).

· страны с несвободной экономикой (до 50 баллов).

В таблице 4. приведен один из таких ежегодных рейтингов.

Таблица 4. Международный рейтинг стран по индексу «Экономической свободы» 2014[11].

Место Страна Индекс
Страны со свободной экономикой
Гонконг 90.1 82.3 93.0 89.7 98.9 95.5 82.0 90.0
Сингапур 89.4 91.9 91.2 91.2 96.8 96.5 81.5 90.0
Австралия 82.0 87.7 64.2 62.6 94.6 79.2 80.5 86.4
Швейцария 81.6 88.1 68.9 65.7 75.4 87.4 85.2 90.0
Новая Зеландия 81.2 94.0 71.2 32.3 96.1 90.2 86.3 86.8
Канада 80.2 87.7 79.7 47.3 89.3 83.1 76.3 88.3
Страны с преимущественно свободной экономикой
Чили 78.7 72.3 76.5 83.8 69.3 69.3 84.1 82.0
Дания 76.1 93.7 39.3 0.5 98.1 91.2 80.0 87.8
Эстония 75.9 64.2 80.4 56.0 77.6 55.9 76.9 87.8
США 75.5 72.0 65.8 48.1 89.2 97.2 75.4 86.8
Великобритания 74.9 76.4 56.6 29.5 92.0 73.1 73.5 87.8
Нидерланды 74.2 88.0 51.7 25.6 89.7 59.6 79.9 87.8
Германия 73.4 80.1 61.2 38.2 89.9 46.4 80.8 87.8
Финляндия 73.4 93.4 65.1 8.9 93.6 46.5 78.9 87.8
Швеция 73.1 92.3 42.9 21.4 91.1 52.9 82.5 87.8
Литва 73.0 49.9 92.9 55.9 85.7 59.0 78.6 87.8
Страны с умеренно свободной экономикой
Бельгия 69.9 74.2 44.8 14.8 89.9 72.7 79.5 87.8
Латвия 68.7 43.6 84.6 54.9 82.5 68.5 79.7 87.8
Польша 67.0 54.8 76.1 43.2 70.1 60.4 77.8 87.8
Казахстан 63.7 25.7 92.9 85.0 74.4 86.7 74.4 78.2
Страны с преимущественно несвободной экономикой
Уганда 59.9 23.8 79.1 87.3 45.1 87.4 71.0 75.4
Россия 51.9 22.1 85.6 61.5 70.0 55.8 69.4 74.6
Беларусь 50.1 24.6 89.2 61.2 73.4 77.7 33.9 81.4
Страны с несвободной экономикой
Украина 49.3 21.9 79.1 37.5 59.8 49.8 78.7 86.2
Северная Корея 1.0 5.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0

В заключение следует констатировать, что только при соблюдении всех рассмотренных выше институциональных условий может быть достигнут тот синергетический эффект, который позволит создать в стране эффективный макроэкономический механизм стимулирования инновационной деятельности.

Наши рекомендации